Я за спор вместо драки
Осень. Когда-то в это время «собаки на юг улетали». А нынче — прибывшие с югов политики сбиваются в стаи. Перетасовка и перетряска видимого состава. Шум, гам. А тут еще Царев двор Импичмент с Отставкой осаждают. Кризис у самых ворот. Вражьи богатыри плодятся — каждый божий день кто-то новый в поход за престол собирается. Самое время царевой дружине призадуматься: чем их еще, супостатов, притравить и обезвредить?
И появился в эфире I программы Украинского радио... некий астролог, который настойчиво, и утром, и вечером, объясняет народу неразумному, что Пустовойтенко наш — Рыба, и нельзя его трогать, потому что только он может сделать то, что не могут другие. Только он вместе с Ющенко — который тоже Рыба — гривню остановит. А все беспокойное и поганое в нашем житье-бытье — от клятых коммунистов, которых, в свою очередь, привел на нашу землю российский сатанизм. Между тем нам надо по-украински терпеливо, спокойно браться за дело. Какое именно дело — толком сказано не было. Но это уже и не важно, ведь сама по себе идея с астрологом — это супер, это вам не халам-балам, а голос самих звезд!
Перед подобным творческим подходом к борьбе за умы избирателей меркнет даже тяжелая артиллерия «7 днів» (УТ-1) с их кирпичом-заявлением Генерального прокурора Михаила Потебенько, запущенным в Юлию Тимошенко. Ну что с того, что формат информационно-аналитической программы для подобных спичей от мужей государственных как бы не совсем подходящ. Лучшая защита — нападение. Тем более что на фоне пессимизма, слишком близкого к реализму, комментариев нашей финансовой и экономической ситуации в «Подробностях недели» («Интер») и «Вістях тижня» (ICTV) бодрость, показной оптимизм и воодушевление Вадима Долганова уж слишком явственно свидетельствовали: дела плохи. Наш электорат знает точно: чем сладкоголосей поют официальные лица и приближенные к ним СМИ, тем, значит, все смурнее реальность. Что буквально через три дня подтвердил и сам Президент (и тем комичнее выглядит сейчас воскресный напор Долганова в демонстрировании обратного) на подробно освещенной всеми телеканалами встрече с представителями региональной прессы. И поскольку, в отличие от своих приближенных, Леонид Кучма позволил себе признать, что ситуация в стране развивается отнюдь не исходя из радужных прогнозов, а народ в его речах на сей раз вспоминался не реже, чем привычные отсылы к Верховной Раде, правительству и Нацбанку, можно уж и вовсе сделать вывод о надвигающейся на нас катастрофе. Ведь о существовании народа власть вспоминает только тогда, когда над ней самой нависает нечто устрашающее, ужасное — как дамоклов меч. Вспомним знаменитое «братья и сестры»...
Впрочем, о том, насколько у нас государственные СМИ грамотно и со вкусом подходят к тонкому делу пропаганды, красноречивее всего поведали УТН (УТ-1), 22.09., 21.00. Идет пафосный и насквозь обличительный репортаж с очередного заседания у Пустовойтенко, выбивающего долги — на сей раз у директората. После журналистского текста о том, что «саме цьому директорському корпусу вигідні і політична нестабільність, і безлад у економіці, і лобіювання особистих інтересів у ВР. Як то кажуть, кум — свату, брат — брату», следуют видеокадры бывшего премьер-министра Павла Ивановича в парламенте, а за кадром рассказывают о том, что на заседание правительства не явились ни Иван Лазаренко («брат того самого Лазаренко — народного депутата»), ни руководитель днепропетровской агрофирмы «Заря». «Ця фірмочка, — продолжает журналист, — взяла в кредит 11 млн. німецьких марок, а повертати, зрозуміло, не повертає. А уряд замість того, щоб погасити заборгованість по пенсіях, наприклад, у Рівненській області, має погашати цей кредит за рахунок бюджетних коштів». Дальше сообщается, что речь идет «про навмисне створювання умов для махінацій з величезними капіталами. Для чого використовуються усі методи: від простого «я нічого не знаю» до звинувачень на адресу уряду і Президента. А трибуна ВР використовується (в кадре демонстрируется Михаил Бродский в парламенте) для биття себе в груди: «Я борець за справедливість». Ось як треба заробляти гроші!», — пылает праведным гневом голос за кадром. В кадре Бродского сменяет видеострашилка в стиле ретро: изможденные рабочие. И диктор продолжает: «А ми все на фабриках та на заводах»! Конечно и у Павла Лазаренко, и у Михаила Бродского есть свои изъяны, которые можно и нужно открыто и конкретно(!) критиковать. Но как расценить то, что в эфире 1 национального откровенно сталкиваются лбами регионы (Днепропетровск и Ровно) и социальные группы (богатые и бедные)? Во имя чего? — хочется спросить режиссеров, как телевизионных, так и политических. Или помимо той одной лодки, в которой мы все, у кого-то есть и запасные аэродромы? Однако не думаю, что среди этих «кого-то» есть телевизионщики, с таким энтузиазмом вкладывающие и свою лепту в раскачивание лодки. Так не прислушаться ли им к собственному инстинкту самосохранения?
Единственным светлым пятном на политическом теленебосклоне нынешней недели можно назвать новое шоу Виктора Панфилова «Ток-ринг» (УТ-1). Идеи, собственно, новой в нем нет никакой, и в этом смысле показательно время записи передачи на тему «Вступать ли Украине в НАТО?»: март месяц (эфир — 19.09.98 г.). Помнится, в это время у нас вовсю бушевали политические страсти в «5 на 5» на канале «1+1» и в «Політичному рандеву» на СТБ. Собственно, «Ток-ринг» — это и есть творчески, талантливо сделанный компилянт-симбиоз тех двух памятных проектов — со своими минусами и плюсами. К последним можно отнести явную страстность обсуждения темы аудиторией в студии — но без изначальной ставки на агрессию толпы. Формат «Ток-ринга» позволял участникам вдуматься в аргументы спорящих сторон — руховца Ивана Зайца и коммуниста Олега Горячева, — а не руководствоваться сугубо субъективными эмоциями. Нельзя сказать, что получилась в полной мере дискуссия: противники слишком часто высказывали собственную точку зрения в качестве аксиомы, вне ощущения как необходимости доказательства ее, так и атмосферы пинг-понга спора. Но ситуацию нередко весьма удачно удерживал ведущий Дмитрий Гузов.
Самый же огромный минус программы — непрямой ее эфир! К монтажным передачам такого рода нет зрительского доверия. Тем более, в данном случае все усугублялось еще и наличием в программе экспертов, явно заангажированных пронатовскими идеями. Да еще и критерии оценок, которые выставляли эксперты борющимся на ринге, были совершенно не ясны. То ли оценивался — как, собственно, и должно быть — уровень аргументации соперников, то ли сама по себе проблема взаимоотношений Украины с НАТО(!), по поводу которой считал необходимым высказаться практически каждый эксперт, что было, конечно же, недопустимо. Излишний пафос начала программы — с поднятием флага и исполнением национального гимна — опять-таки, был не просто дурным вкусом, но и слишком провоцирующим, изначально заидеологизированным посылом дискуссии. Можно еще перечислять нюансы со знаком «минус» — как, например, явную эклектичность формата программы. И все же главным стало другое: тональность передачи была тональностью именно спора, а не драки. Спора по правилам, с ведущим, который (за небольшим исключением) относился к происходящему как к игре, мозговой атаке — а не агитационной акции, которая кого-то должна разоблачить, вывести на чистую воду, пригвоздить к стене и т.д. Именно в такой тональности, в общем-то, в идеале должны вестись и большие политические игры на ринге всей страны. Увы — видимо, у тех, кто играет у нас по-крупному, уровень мышления, как и уровень культуры — еще не тот. О чем говорит и последний телехит недели: встреча Леонида Кучмы с 10-летней сиротой, от которого — растиражированного — отдает откровенной пошлостью и вряд ли законным (хотя бы нравственно!) использованием детей в целях политической рекламы. Да и то — что с того, что понятие «политическая» у нас иногда сочетается и со словом «элита»?
Выпуск газеты №:
№183, (1998)Section
Медиа