Культ «успеха»
И политическое сознание молодых украинцев![](/sites/default/files/main/articles/21022013/4konkurs1.jpg)
Экс-глава Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар считает, что Западная Европа в последнее время все больше отходит от христианских ценностей, подменяя их ценностями достатка и благополучия. «И в этом состоит большая опасность. Поэтому все, что идет к нам из Западной Европы и считается у нас априори «лучшим» и «прогрессивным», должно тщательно проверяться. И критика этого должна быть сильной», — говорит священнослужитель.
Культ «успеха» — это то, что принес нам западный ветер. Данная социально-философская мода уже успела стать для многих украинцев безальтернативным путеводителем в современной жизни. Зачастую к составляющим «позитивного целеполагания» приписывают счастливые семейные и дружеские отношения, а также порядок во внутреннем мире личности. Делается это по неосторожности или в манипулятивных целях, поскольку указанные ценности — это элементы личного счастья, и они могут легко обходиться без «крыши» в виде культов, направленных на внешние формы бытия. «Успех» призван прямо или косвенно культивировать четыре базовые страсти, которые находятся в цепной зависимости между собой.
Первая страсть — неудержимая тяга к удовольствиям и наслаждениям. О том, что мы живем в эпоху победившего гедонизма и диктатуры «развлекаловки», говорить лишний раз не приходится. Но для получения удовольствий и наслаждений нужны деньги. Отсюда возникает вторая страсть — алчность, подразумевающая отсутствие внимания ко всему, что не связано с «поглощением» и «выделением» денег. Третья страсть — «воля к власти». Государственно-политический карьеризм открывает дорогу более широким экономическим возможностям и новым ощущениям. Чтобы сохранить власть и снова почувствовать то, что еще никогда не чувствовал, необходима слава, ведущая к четвертой страсти — честолюбию.
В перечне основных ценностей представителей «сетевого» поколения (ориентировочно 1984—2000 года рождения) выделяется стремление к немедленным вознаграждениям за работу в тех размерах, которые лично им кажутся справедливыми. Требования, соответственно, завышены, потому что продиктованы ненасытной тягой к удовольствиям
Для кого неприемлем вышеописанный духовно-нравственный аспект, можно обратиться к размышлениям американского психолога Карен Хорни, которая еще в первой половине ХХ в. писала о вероятных последствиях погони за общественным престижем. «Современная культура экономически основывается на принципе индивидуального соперничества, — отмечает она в своей книге «Невротическая личность нашего времени» (1937 г.). — Отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы, приходится брать верх над ними и нередко «отталкивать» в сторону. Превосходство одного нередко означает неудачу для другого. Психологическим результатом такой ситуации является смутная враждебная напряженность между людьми. Потенциальное враждебное напряжение между людьми приводит в результате к постоянному порождению страха — страха потенциальной враждебности со стороны других, усиленного страхом мести за собственную враждебность. Другим важным источником страха у нормального человека является перспектива неудачи. Страх неудачи вполне реален и по той причине, что шансы потерпеть неудачу намного больше шансов достичь успеха, и потому, что неудачи в обществе, основанном на соперничестве, влекут за собой реальную фрустрацию потребностей».
В контексте вышесказанного достаточно актуальным было бы задуматься над тем, каким образом культ «успеха» влияет уже сегодня и может влиять в будущем на политическое сознание молодых граждан нашей страны. В данном случае усматриваются два варианта, связанные с упомянутыми двумя страстями — алчности и «воли к власти».
ВАРИАНТ №1
В Украине продолжается социально-экономический кризис и растет количество молодых людей, которые окончательно потеряли веру в то, что действующая власть и оппозиция способны изменить положение дел в стране к лучшему и создать условия для «успешного» становления молодежи. В то же время многие из этих молодых людей не готовы идти работать в государственно-политическую сферу даже в карьерных целях. Их разочарования в политических институтах страны не активны. Это — пассивная обида на украинских власть имущих, которые практически ничего не делают для того, чтобы обычный молодой человек мог быстренько обогатиться и «брать от жизни все». К слову, в перечне основных ценностей представителей «сетевого» поколения (ориентировочно 1984—2000 года рождения) выделяется стремление к немедленным вознаграждениям за работу в тех размерах, которые лично им кажутся справедливыми. Требования, соответственно, завышены, потому что продиктованы ненасытной тягой к удовольствиям.
Но в то же время самоотстраненные от гражданско-политических дел молодые носители культа «успеха» могут резко вернуть свой интерес к политике, когда в стране появятся лидеры и силы, что создадут для них благоприятные условия на пути достижения всего того, что диктует «дух времени». Тем не менее, вернувшийся интерес едва ли будет распространяться на нематериальные общественно-политические вопросы.
ВАРИАНТ №2
Этот вариант касается молодых украинцев, подверженных культу «успеха» и способных активно участвовать в общественно-политической жизни страны, исходя сугубо из карьерных целей, не обращая внимания на то, что политика предполагает ряд невещественных функций. Процесс достижения карьерных целей в таких случаях, как правило, основывается не на здоровом и честном движении по должностной лестнице, а на болезненном и неправдивом карьеризме. Каких же плодов ждать от такой политики? Разве что, как поется в песне, «из-под добрых царей льется в рты мармелад»...
Главная проблема заключается в том, что представителям младшего политического поколения свойственно ругать старших политиков за установление в государстве несправедливых правил игры, а потом приходить к власти и обнаруживать личную выгоду в этих несправедливых правилах игры. И вряд ли остановится перед использованием этой выгоды тот, кто однажды уже был искушен эгоистической страстью и не увидел в этом ничего дурного.
Выпуск газеты №:
№32, (2013)Section
Подробности