По поводу созданной в 2010 году коалиции
Не буду судить о том, внял ли Конституционный Суд молитве Президента, но он определил, что «отдельные народные депутаты, в частности те, которые не находятся в составе депутатских фракций, инициировавших образование коалиции депутатских фракций в Верховной Раде, имеют право принимать участие в формировании коалиции».
Итак, указанное решение КС имеет, на мой взгляд, два ключевых момента.
Первый, в формировании созданной в марте 2010 года коалиции могли принять участие «отдельные народные депутаты, в частности те, которые не находятся в составе депутатских фракций...». Как известно, численность народных депутатов от ПР в количестве 172, от КПУ — 27, от блока Литвина — 20 и внефракционные — 4 не дает желаемого конституционного большинства в 226 депутатов. Их ряды пополнили 6 депутатов от БЮТ и 6 от НУ-НС, которые не попали в число внефракционных.
Как известно, ни фракция БЮТ, ни фракция НУ-НС не исключали из своих составов указанных 12 депутатов. Более того, фракция БЮТ и народный депутат Рыбаков, проходивший по списку под №78, судились, и суд признал его полномочным депутатом. Упомянутые депутаты не могли подать заявление о своем выходе из фракции, ибо это потянуло бы прекращение их полномочий народного депутата через ЦИК.
Тогда возникает такой вопрос к главе Верховной Рады: каким образом в формировании коалиции приняли участие отдельные народные депутаты, входящие в состав депутатских фракций БЮТ и НУ-НС? Ведь такое положение вещей не стыкуется с принятым решением от 6 апреля 2010 года. И что должно последовать за этим решением?
Второй ключевой момент заключается в дефиниции из решения КС: «инициировавших образование коалиции депутатских фракций в Верховной Раде». Если каким-то образом подвести обоснование к 12 вошедшим в коалицию народным депутатам от фракций БЮТ и НУ-НС, то в случае их выхода из коалиции другие народные депутаты не могут их заменить как не «инициировавших образование коалиции депутатских фракций в Верховной Раде».
Проще было бы, если бы принятое решение Конституционного Суда звучало примерно так: «Отдельные народные депутаты, в частности те, которые не находятся в составе депутатских фракций, имеют право принимать участие в формировании коалиции».
На второй момент я обращаю внимание еще и по другой причине. В СМИ усиленно муссировалось мнение, что в случае признания КС этой коалиции законной, не страшным будет выход из нее фракции КПУ, которая бунтовала из-за малого количества доставшихся ей должностей. При выходе из коалиции фракции КПУ и ПР предполагали, что недостающее количество штыков может быть восполнено за счет других народных депутатов от фракций БЮТ и НУ-НС, как не «инициировавших образование коалиции депутатских фракций в Верховной Раде». Но КС в своем решении «освятил» на коалицию только тех народных депутатов из фракций БЮТ и НУ-НС, которые «инициировали образование коалиции депутатских фракций в Верховной Раде».
Но вердикт суда есть вердикт. Решение Конституционного Суда вступил в силу, является обязательным к исполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжалован.
Выпуск газеты №:
№72, (2010)Section
Почта «Дня»