Союз рушимый...
Беларусь ставит под сомнение объединение с РоссиейМинск угрожает Москве выйти из состава Союзного государства, если российский монополист «Газпром» станет поставлять газ в Беларусь по европейским ценам. Как сообщают российские СМИ, такое письменное заявление передал главе правительства России Михаилу Фрадкову премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский. Минск пообещал Москве, что в случае сохранения Кремлем низких цен на газ для Беларуси страна будет готова «продвигать решение вопроса о создании совместной газотранспортной организации». Это единственная потенциальная уступка Минска Москве.
Сидорский считает, что повышение цен на газ — «разрушение самой основы Союзного государства». Таким образом, впервые за 12-летнюю историю создания союзного образования в официальном документе говорится о возможности юридического выхода Беларуси из Союза России и Беларуси. Однако не похоже на то, что Россия собирается менять озвученную ранее позицию по повышению в 2007 году для Беларуси цены на газ в три раза. Пресс-секретарь главы «Газпрома» Сергей Куприянов недавно заявил, что позиция «Газпрома» остается неизменной. Как может повлиять на белорусско-российские отношения и положение президента Беларуси планируемое повышением цен? Об этом — в комментарии.
КОММЕНТАРИЙ
Анатолий ЛЯБЕДЬКА , оппозиционный деятель, Беларусь:
— Пока что информация об ультиматуме России — всего лишь слухи. Но тенденция такова, что через какое-то время «украинская схема» в той или иной мере будет реализована в Беларуси. Насколько это трагично для белорусской экономики? Нужно анализировать. Национальный банк Беларуси уже сделал заключение: если цена за 1 тыс. куб. газа будет составлять 95 долларов, то это вызовет большие проблемы для экономики. Поэтому власть и правительство нервничает. Почему Сидорский? Потому что он назначен ответственным за решение этого вопроса. Я не думаю, что употребляется язык ультиматумов. Пока на протяжении 15 лет правительству Лукашенко удавалось лавировать, используя политические манипуляции, получать экономические преференции. Сегодня надо признать, что Беларусь получает порядка 6 млрд. долларов прямых дотаций со стороны Кремля. И это если говорить об энергоносителях. Белорусским властям хотелось остаться по-прежнему на дотации у России и на этом делать политический проект, который называется «белорусское экономическое чудо».
С определенностью можно сказать, что идут переговоры, которые имеют отличие от того, что было раньше. Они не идут в спокойном русле. Власть нервничает. Очевидно, что сегодня риски и угрозы для Лукашенко исходят не только от Запада, но и Востока.
Экономика Беларуси не готова к цене 95 долларов. Она приспособлена к 47 долларам, и еще реалистично эту цену поднять на 15—20 процентов. А все остальное разрушает модель экономического чуда. Лукашенко хочет выйти из этой ситуации с наименьшими экономическими и политическими затратами. Он не готов идти к единой денежной единице и отдать «Белтрансгаз» на тех условиях, о которых говорит Россия. Он ни к чему не готов, что приводит к разрушению его монополии на контроль. Будь то политика или экономика. Лукашенко привык к модели, которою он использует 12 лет, и он не хочет ее менять.
Возникшая ситуация в отношениях с Москвой может привести к тому, что Лукашенко вынужден будет начать какие-то кулуарные консультации на предмет смягчения позиций ЕС к белорусскому режиму. Также не случайно в недавнем послании парламенту белорусский лидер назвал Китай стратегическим партнером номер один. При этом Лукашенко упомянул эту страну в четыре раза чаще, чем Россию. Это тоже косвенно указывает на то, что есть проблемы, решение которых будет сложным. Скорее всего в Пекине не догадываются, что у них есть партнер номер один — Беларусь.
Разрыв с Россией и выход из Союзного государства будет означать политическую смерть для Лукашенко, поскольку вся его энергия и риторика уходила на особые отношения с Россией. Это будет очень болезненно для него, поскольку это будет означать, что 12 лет Беларусь шла не в том направлении, в котором вел ее белорусский вождь. Скорее всего, Лукашенко придется чем-то делиться (это прежде всего «Белтрансгаз») и делать какие-то преференции для россиян в вопросах приватизации. Это те планы, которые сегодня активно обсуждаются в кулуарах властей.
Возможно ли улучшение отношений между Беларусью и ЕС? Вначале Минск должен продемонстрировать либерализацию ситуации в стране. Кстати, некоторые подвижки в этом плане уже наблюдаются. В частности, заметно некоторое послабление в судебных процессах в отношении участников демонстраций. Все они признаются виновными, но наказания по уголовным делам даются по «минимальной планке». Это несколько непривычно, но я думаю, что это некий реверанс в сторону Запада. Однако сложно представить, как Лукашенко будет сейчас балансировать между Востоком и Западом. В России действуют по правилам, в Европе — по законам. Хотя договоренностей в Европе сложнее достичь, но они обладают большей гарантией безопасности для Лукашенко, чем договоренности с Россией.
Выпуск газеты №:
№85, (2006)Section
День Планеты