Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Застывшие мгновения танца

В фойе Национальной оперы Украины открылась выставка, приуроченная 80-летию балетной труппы театра
14 января, 20:42
СНИМАЯ БАЛЕТ, НАДО УМЕТЬ РАССЧИТАТЬ МОМЕНТ ПОЛЕТА. ИМЕННО ПОЭТОМУ РАБОТЫ АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА ТАК ИНТРИГУЮТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ВЫСТАВКИ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Вообще-то, если быть более точными, то Киевскому балету не 80, а уже более 200 лет, считает президент Украинской академии танца Юрий Станишевский. Этому есть документальные свидетельства. В 1867 году в Киеве построили первый театр. Он находился на месте, где ныне возвышается Украинский дом. Именно там прошли первые балетные спектакли. Труппа Дмитрия Шурая хотя и состояла из крепостных артистов, но оставила заметный след в развитии славянской культуры. Киевская публика высоко ценила мастерство артистов, с блеском игравших в операх и водевилях. Дело в том, что в ту пору балет как жанр искусства в царской России еще не сложился и артисты исполняли танцевальные, хореографические и пластические номера в оперных и водевильных спектаклях. Но постепенно, видя интерес зрителей к танцам, Шурай стал ставить балеты. Например, когда приезжал в Киев знаменитый российский композитор Петр Чайковский, то танцевальную группу увеличивали до восьми пар артистов. Потом, когда в театре работала Бронислава Нежинская, в постановках участвовали уже 12 пар танцовщиков. А первые хореографические композиции на украинскую тему в 1908 г. поставил Станислав Ленчевский: «Жнива в Малоросії», «Приморське свято», «Малоросійське весілля» и др., которые исполняла труппа из десяти пар артистов. На нескольких спектаклях побывал князь Шариков (меценат, знаток искусства). Он с восторгом написал: «Киевские балетные спектакли идут лучше, чем в Москве и Петербурге, а наша столица не имеет такого богатства ярких танцовщиц и блестящих индивидуальностей, которые есть в киевской труппе»...

Большая балетная труппа появилась вместе с созданием Киевского театра оперы и балета. Поэтому датой рождения Киевского балета искусствоведы считают 1925 год. В тот период труппа составляла 80 человек. Ее возглавил известный хореограф, в прошлом замечательный танцовщик Большого театра Леонид Жуков, а примой-балериной была его жена Мария Рейзен. Они вместе создали интересные постановки: «Дон Кихот», «Корсар», «Баядерку», «Жизель», «Лебединое озеро». Как подчеркивает Ю. Станишевский, с подлинной классики началось становление киевского балета. Так, на нашей столичной сцене «Лебединое озеро» ставилось более 20 раз, «Дон Кихот» — более 25 раз (в разных вариантах). Труппа, овладев классикой, приступила к созданию национального балета. В 1932 году в театре поставили первый украинский балет «Пан Канёвский» Михаила Вериковского. Примечательно, что в той постановке впервые хореограф объединил классический и украинский народный танец. В спектакле была создана совершенно новая танцевальная лексика. По мнению Ю. Станишевского, классический и народный украинский танец очень близки (прыжки, присядки, изящные хороводы). С этой постановки ведет свою летопись наш национальный балет.

В 1940 году в репертуаре театра появился легендарный балет «Лiлея», поставленный по мотивам поэмы Т. Шевченко, ныне эта постановка идет в версии Валерия Ковтуна. Затем в 1946-м году поставили «Лесную песню» (в 1958 его обновили, и с тех пор этот знаковый балет остается в репертуаре театра). Радует, что, несмотря на веяния моды, наша труппа сохраняет классику и национальный репертуар, хотя и не секрет, что произведения украинских современных авторов довольно редко идут на нашей столичной сцене. Возможно, скоро ситуация изменится в лучшую сторону. Ныне в театре идет работа над созданием балета «Боярыня» Виталия Кирейко (об этом читайте в ближайших номерах «Дня»).

В истории Киевского балета было много ярких страниц, ведь это неповторимое, живое искусство. Каждый раз рождается новый спектакль, а некоторые мгновения этого чуда запечатлены в фотографиях. На выставке представлены работы фотомастера Александра Путрова. В прошлом он был сам танцовщиком, поэтому прекрасно знает, как непросто рождается роль и спектакль. Еще выступая на сцене, которой он отдал более 20 лет, Александр Иванович увлекся фотографией, но раньше это было хобби, а ныне он уже мастер фотографии. У Александра Путрова есть серия работ «За кулисами» — о том, как проходят репетиции, рождаются спектакли. Маленькими шедеврами фотографа можно назвать его снимки, запечатлевшие мгновения премьер, разных спектаклей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать