Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Анатолий Кинах: без популизма

22 февраля, 00:00
Чем больше времени проходит с момента принятия парламентом и утверждения Президентом бюджета на 2002 год, тем больше критики звучит в адрес главной финансовой сметы страны, в которой расходы, мягко говоря, не полностью обеспечены поступлениями. Сегодня только ленивый не прогнозирует «большие трудности» для исполнения правительством бюджета 2002 года в связи с его дефицитностью и, главное, разрушительным действием дополнительных льгот, введенных парламентом практически без источников их финансового покрытия. И действительно, по сообщению Минфина, доходы госбюджета в январе составили всего 77,3% к плану на этот период. А ведь в бюджет еще заложены около 6 миллиардов гривен возврата НДС...

Тем временем эксперты обращают внимание и на другие экономические сложности, проявляющиеся по итогам работы правительства за минувший год. Несмотря на то, что продолжала снижаться доля бартерных расчетов, кризис платежей по-прежнему держит растущую украинскую экономику за горло. Кредиторская задолженность увеличилась на 9,3% до 282,41 млрд. грн., дебиторская — на 18,9% и достигла 220,31 млрд. грн., в том числе просроченная — на 10,5% (до 89, 9 млрд. грн.). При этом рост дебиторской задолженности предприятий, по данным Госкомстата, на 58,9% обусловлен приростом долгов бюджета, тогда как кредиторская задолженность предприятий перед ним даже понизилась. Кроме того, внешние заимствования (сейчас экономический блок правительства борется за них в Вашингтоне) если и поступят, то в конце года. По данным НБУ, Украина намерена взять в долг в 2002 году до $944 миллионов.

Всеми этими проблемами, неизбежными в работе любого правительства, пытаются воспользоваться «доброжелатели» Кинаха. Чем ближе к 31 марта, тем активнее ему «плетут лапти» как премьеру. Одних раздражает то, что правительство работает без мессианского надрыва, а ВВП, курс гривни, доходы населения статистически выглядят неплохо. Других настораживает рейтинг Кинаха. И если поведение оппозиции — и жесткой, и супермягкой — вполне прозрачно, то с отношениями внутри блока власти сложнее. С одной стороны, по последним социологическим опросам, кампания для «За ЕдУ!» складывается не лучшим образом, а премьер — единственный по-настоящему рейтинговый политик в списке блока. С другой стороны, если проект партии власти вдруг окажется все-таки успешным, то в составе блока слишком много фигур с хорошим политическим аппетитом, которые способны побороться за плоды успеха. А то, что понимание политической целесообразности по отношению к главе Кабмина может быть весьма специфическим, очень наглядно показали эпизоды с «письмом Ющенко» и «отпуском Омельченко».

О предвыборных рисках — в интервью с Анатолием Кинахом.

— Сейчас Украина ведет переговоры с Международным валютным фондом о содержании меморандума социально-экономической политики на 2002 год. Подобные переговоры добавляют стране уважения в мире, или представляют ее как бедную страну, которая не может самостоятельно решить свои проблемы?

— Я хочу сказать о принципиальной и последовательной позиции правительства в отношении углубления сотрудничества Украины с международными финансовыми организациями — Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития и другими, от чего в значительной степени зависит восприятие нашей страны в мире. При этом базовым нашим принципом остается требование: условия этого сотрудничества должны отвечать нашим национальным интересам и приоритетам, строиться на реальной социально-экономической ситуации и отвечать объективным рыночным законам. Недавно закончила работу техническая миссия МВФ, которая сделала вывод, что Украина выполнила все условия сотрудничества с МВФ на 2001 год. Сейчас идет работа по согласованию содержания социально-экономической политики на 2002 год, что будет основанием для дальнейших решений об объемах сотрудничества Украины с Фондом. В Вашингтоне находится правительственная делегация во главе с вице-премьером Василием Роговым, в состав которой входят также глава Нацбанка, министры финансов и экономики. Окончательных итогов переговоров еще нет, процесс идет. Но из тех проблем, которые на этих переговорах являются для нашей страны системными, в первую очередь можно говорить о проблеме возврата налога на добавленную стоимость субъектам предпринимательской деятельности. Этот вопрос намного важнее для нас, чем для другой стороны. Я подчеркиваю, что налог на добавленную стоимость с учетом его действующих ставок, подходов к его администрированию сегодня разрушает на значительном количестве направлений экономику Украины. Он не отвечает ее готовности воспринимать такой налог. У нас отсутствует необходимый для существования этого налога уровень платежеспособности граждан и субъектов экономики. Этот налог не содействует доступу предприятий к оборотным средствам, привлечению кредитных ресурсов. По поручению Президента над этими вопросами работает специальная рабочая группа, и 27 февраля правительство должно рассмотреть первый пакет решений по усовершенствованию администрирования НДС. Они предусматривают изменения в законодательстве, которые обеспечат более прозрачные финансовые схемы, подходы к погашению задолженности государства и должны сделать недопустимыми злоупотребления при возмещении НДС. После рассмотрения в правительстве эти предложения, обсуждавшиеся вместе с экспертами МВФ, поступят в парламент. Иных существенных разногласий между нами и партнерами на этих переговорах нет. Они уже начинают понимать, что Украина достигла того уровня, когда разговор с ней возможен только как с партнером, и попыток, как это было раньше, глубокого вмешательства в нашу налоговую систему или систему социальной защиты уже нет.

— Почему бы тогда не вести речь об уменьшении тех сумм, которые планируется взять в долг?

— На данном этапе об этом речь не идет. Хотя вы абсолютно правы. Для нас сегодня сумма транша не имеет принципиального значения. Практически весь предыдущий год мы работали без международных кредитов, и за это время Нацбанк Украины увеличил почти вдвое свои резервы. Поэтому огромное значение для нас имеет политический характер решения МВФ, которое является позитивным сигналом для других наших финансовых партнеров и стратегических инвесторов. Напомню, что по итогам 2001 года все известные инвестиционные агентства повысили кредитный рейтинг Украины и отметили ее растущую инвестиционную привлекательность. Если бы к этому добавилось положительное решение МВФ, то это бы содействовало дальнейшему повышению доверия стратегических инвесторов к Украине. Я уже говорил и повторяю еще раз: наша делегация поехала в Вашингтон не с протянутой рукой. Ее главная задача — углубление сотрудничества, формирование условий для равноправного партнерства и подача позитивного сигнала о том, что с Украиной можно работать.

— Ваш второй номер в блоке «За единую Украину!» позволяет надеяться, что вы точно будете избраны в парламент. Но после этого для вас опять возникнет проблема выбора — исполнительная или законодательная власть. Если бы вы руководствовались только своими симпатиями, каким бы был этот выбор?

— Это зависит в первую очередь от многих факторов. Я хотел бы подчеркнуть, что в период парламентских или президентских выборов постоянно обостряется дискуссия о дальнейшей судьбе премьера и правительства, его стабильности, а также будущего состава. Для тех, кто стремится к обострению этого вопроса, я еще раз могу сказать, что работаю не ради сохранения своего портфеля, а для того, чтобы создавать условия для роста темпов социально-экономического развития Украины и повышения благосостояния людей. Должность дает мне полномочия реализовать исповедуемые мной гражданские и профессиональные принципы. А нынешние позитивные достижения Украины я, безусловно, рассматриваю не как результаты последних двух лет, а как итоги всех лет независимости. Хотя было много потерь и ошибок, мы постепенно начинаем подниматься с колен. Надеюсь, что после 31 марта в стране будет высокий уровень политической стабильности, дееспособный парламент с большинством, которое учитывает необратимость демократических рыночных реформ, стремится и умеет работать на интересы общества и государства, установится должный уровень сотрудничества между Президентом и парламентом, правительством и парламентом, властью и обществом. От этого будет зависеть будущее развитие Украины. Нам всем нужно понять, что такие результаты необходимы не какому-то одному блоку, а всему обществу. Поэтому я очень хочу, чтобы по результатам выборов был избран дееспособный парламент и большинство, умеющее работать на общество и государство. Большинство и определит состав исполнительного органа. Мои личные цели и намерения: буду работать там, где могу приносить людям и государству наибольшую пользу за счет своего профессионализма и опыта. Я говорю об этом максимально откровенно, и здесь нет никакой игры. Мне даже жаль тех людей, которые слишком много времени расходуют на все эти прогнозы, комбинации и тому подобное.

— На днях состоялось заседание комиссии по стратегическому развитию, где был поднят вопрос о необходимости восстановления планирования и прогнозирования экономического развития. В свое время бывший первый вице-премьер Владимир Куратченко за аналогичное предложение заплатил своей должностью (премьер понимающе улыбнулся — Авт.). Как вы расцениваете эту новацию?

— Я уверен, что в условиях ХХI века, обострения экономической и политической конкуренции между государствами, сложно и даже невозможно обеспечить стабильное развитие только за счет каких-то ситуативных пожарных действий. Украине как государству крайне необходимо выйти на долгосрочные параметры промышленного развития в соответствии с национальными интересами и объективными экономическими законами, с учетом нашего курса на необратимость интеграции Украины в мировую экономическую и политическую систему. Чтобы наши национальные общегосударственные приоритеты уже не менялись в связи с перестановками в правительстве или сменой парламентов. Только тогда можно быть уверенным, что мы будем двигаться вперед и занимать достойные места в мировом содружестве. Такие подходы, такие долгосрочные программы для нас крайне необходимы. Главное, чтобы это не было очередной декларацией, а превратилось в направление в долгосрочной политике развития государства. И чтобы эти программы наполнились конкретным содержанием, обеспечивались финансовыми и интеллектуальными ресурсами. Такие программы должны быть честными, без политического и социального популизма. Они должны основываться на профессиональных системных подходах, и только тогда можно надеяться, что они положительно повлияют на ситуацию. У нас есть соответствующие аналитические центры и при правительстве, и при СНБО, в конце концов есть Минэкономики и европейской интеграции. Меня лишь беспокоит не только как должностное лицо, но и как гражданина то, что у Украины есть огромный интеллектуальный потенциал, что общепризнано в мире, постоянно генерирующий ценные выводы и предложения, однако очень часто они оказываются ненужными, не претворяются в жизнь.

— Ситуация с предвыборным отпуском главы киевской горгосадминистрации Александра Омельченка довольно поучительна. Как бы вы ее прокомментировали?

— Я считаю, что государство может существовать только тогда, когда в нем выполняются законы, указы, решения. Нам всем необходимо понять, что указы Президента не обсуждаются. Мне по поручению Президента пришлось огласить такой указ. Что касается его содержания и сопутствующих обстоятельств, то я считаю, что всем необходимо отойти от эмоций, субъективных подходов, потому что главная задача всех нас — обеспечение устойчивого социально-экономического развития столицы и страны в целом. Только на этой основе необходимо искать оптимальное решение. Я надеюсь, что это решение найдено и будет хорошим уроком, с точки зрения взаимодействия ветвей государственной власти и местного самоуправления. Из этого, безусловно, необходимо сделать серьезные выводы. Речь идет о том, что у нас кроме системных проблем, существует очень весомая проблема качества государственного управления, ответственности и дисциплины выполнения решений, включая и решения главы государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать