«Подгнило что-то в Датском королевстве»
V действие трагедии «Гамлет» в версии «Дня»Пролог. Сцена представляет собой один из парадных залов замка Эльсинор — королевской резиденции и администрации Датского королевства. Здесь собрался Двор — родовитые люди страны, высокие сановники, воины, а также Семья — король Клавдий, королева, принц Гамлет и их близкие друзья. Все присутствующие в парадных одеяниях, шитых золотом; большинство — в сине-желто-черных династических цветах; некоторые, как мятежный Лаэрт и его сторонники, носят красное. Двор поражает блеском, богатством, церемонными манерами; все любезны друг с другом, веселы. Красивые женщины, удачливые рыцари, доброжелательные правители.
Трудно поверить, но это только обманчивая оболочка, ибо в действительности Дания давно превратилась в тюрьму. Там повсюду царствует мошенник, там бездарность глумится над талантом, там умным правит недоумок, а бедный всегда виноват. Там то, что называется добром, находится в когтях зла. Тупой разгул на землях королевства позорит датчан в глазах соседей, что, впрочем, совсем не волнует знать. Только благородный Гамлет, высокий духом, печалится, задает вопросы, на которые нет ответов.
Средневековые стены замка надежно изолируют гостей от бури, которая сейчас неистовствует на земле и на море, и от еще более страшной стихии — разъяренной толпы, взволнованной загадочной смертью царедворца Полония. Особенно ужасает простых людей то, что похоронили старика тайком, ночью, неизвестно где, без почестей и не дождавшись приезда Лаэрта — сына покойного. Толпа бурлит под стенами Эльсинора, девятыми валами штурмует его подъемные ворота. В парадном зале на это не обращают внимания. Все с нетерпением ожидают начала турнира, в котором скрестят шпаги два мастера — королевич Гамлет и его бывший приятель Лаэрт. И никто не подозревает, чем вскоре закончится праздник. Не догадывается, что ее величество Судьба уже приготовила все развязки и что в пышном зале вскоре начнется пир смерти.
Трубят трубы — начинается спортивный поединок. Лицемерный король ставит заклад на «своего милого сына», которого смертельно ненавидит, и приказывает палить из пушек после каждого удачного выпада принца. Искренне переживает за сына легкомысленная королева. Та самая, что вышла замуж за Клавдия, не износив башмаков, в которых шла, рыдая, за гробом первого мужа, отца Гамлета. Свита внимательно наблюдает за дуэлью, некоторые особо впечатлительные вздрагивают от грозного предчувствия.
В поединке, как это часто случается в Дании, один спортсмен соревнуется честно, спортивной шпагой, тогда как другой, Лаэрт, фехтует боевой, еще и смазанной смертельным ядом. На эту стратегию подбил Лаэрта сам король — чтобы в конце концов избавиться от Гамлета. Ибо тот не только справедливо подозревал отчима в убийстве, но и был — какая наглость! — любимцем датчан. Для полной уверенности король загодя позаботился также о кубке с питьем для Гамлета — добавил туда яд.
Не всегда, однако, все идет так, как планируют сильные мира датского. Бедная королева, ничего не подозревая, пьет из кубка Гамлета за его победу и немедленно умирает в страшных мучениях. Присутствующие думают, что она лишилась чувств от волнения. Лаэрт, в соответствии с планом, ранит Гамлета отравленной шпагой. После этого, однако, противники в схватке меняются оружием, как это случается в фехтовании, и Лаэрт получает смертельную рану, нанесенную его собственной шпагой. Раскаявшись в коварстве, он в последний миг исповедуется Гамлету о сговоре с Клавдием и умирает, наказанный своим вероломством. Ощущая дыхание близкой смерти, шатаясь, Гамлет успевает тронуть отравленным кончиком шпаги злодея-короля, падая рядом с Лаэртом. За ним — король. В уютный замок Эльсинор как будто ворвались сонмы призраков, превращая зрителей в бледные неподвижные восковые фигуры, одетые в пестрые платья.
Среди этих восковых кукол, на мраморном полу Эльсинора, как на поле битвы, тихо лежат в лужах крови честные и бесчестные герои датской трагедии. Те из них, кто плел сеть интриги, попали в нее сами, но потянули за собой и невиновных своих врагов.
Трагедия. На этом история не заканчивается, а, возможно, только начинается. Не успели прийти в себя присутствующие, как со двора послышались трубы, барабаны, выстрелы, звон доспехов. Это полководец Фортинбрас , племянник короля соседней Норвегии, второпях прибыл в Эльсинор, чтобы занять опустевший датский трон. Посмотрев на окровавленные трупы датской элиты, отважный Фортинбрас торжественно сказал: «С великой печалью, но принимаю я свое нежданное счастье, ибо имею все права на Датское королевство!»
Выпуск газеты №:
№58, (2001)Section
Украина Incognita