Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Внешняя политика: потребность зрелости

21 марта, 00:00
Точку зрения, представленную автором статьи, вряд ли можно считать безоговорочной. Но среди его аргументов есть один, с которым трудно не согласиться: внешняя политика государства, которая на что- то претендует, должна стать взвешенной, зрелой и не зависеть от сезонных конъюнктурных колебаний. Не может быть различной трактовки национальных интересов различными группами, которые представляют государство. Не может быть постоянных зигзагов во внешней политике — но интересы могут и должны быть постоянными.

Внешняя политика традиционно является предметом наибольшего внимания участников украинского политикума во время сезонных заострений внутриполитических процессов. Это ничего, что часто путают Совет Европы с Европейским союзом. Главное, что каждый из них точно знает, где должны находиться стратегические интересы Украины.

Осенью, когда в государстве все замирает в ожидании зимы и российских энергоносителей, противники партнерства с северо-восточным соседом словно залегают в спячку. В феврале они просыпаются и с удвоенной энергией нападают на всех, кого подозревают в «сдаче Украины». Я бы даже предложил отмечать украинский «день сурка». Не появилось депутатское заявление о распродаже Украины российским неоколонистам — значит, весна задержится. Появилось — значит, скоро будет тепло, и потребность во вражеских энергоносителях уже не такая неотложная.

Активность критиков нормальных отношений с Западом не имеет такой ярко определенной сезонной зависимости (хотя она становится значительно менее агрессивной в период паломничества на средиземноморские и атлантические курорты). Они более последовательные в своих симпатиях и неприязни. Здесь все логично: дал Международный валютный фонд кредит — Украина оказывается в кабале у Запада, не дал — продемонстрировал тем самым свою преступную сущность и коварство.

Таким образом, перспективы Украины выглядят действительно не слишком оптимистическими: с одной стороны, ее пытается присвоить коварный петербуржец Путин, стремясь начать с системы украинских газопроводов, а из другой — подкарауливает техасский хищник капитализма Буш, готовя национальную программу противоукраинской обороны.

О ВРЕДЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАНТОМОВ

Так уж повелось в украинской внешней политике: слишком часто цели, которые мы ставили перед собой, на достижение которых расходовали силы, средства и время, при более детальном анализе оказывались фантомами. Один из них — украинско-российское стратегическое партнерство при товарообороте, унизительном для стран с общим населением 200 миллионов человек. Другой фантом — европейская интеграция при закрытых рынках Западной Европы. Народ настолько привык, что слова — это слова и никакого отношения к реальным делам они не имеют, что мало кто сомневался: внешняя политика является виртуальной реальностью, игрой. И вопрос — может ли внешняя политика дать что-то лично вам — ставит рядового гражданина в глухой угол.

Периодические торговые войны с Россией угрожают окончательно разрушить нашу экономику; европейцы все глубже прятались от нас в свой общий европейский дом. В какой-то момент мы полностью потеряли ощущение реальности, ощущение своих возможностей и потребностей.

По различным причинам шанс, что из негативного опыта последних лет будут сделаны надлежащие выводы, появился только с последними изменениями в руководстве МИД. Зленко, в частности — фигура незаангажированная, имеет тесные и одинаково равные связи как на поприщах СНГ, так и в странах Западной Европы. Невзирая на это, его возвращение на должность главы внешнеполитического ведомства с самого начала расценивалось многими как признак выравнивания отношений с Россией. Если это так — значит есть что выравнивать.

Не следует путать определенность стратегического направления движения с зашоренностью и зацикленностью. Например, Польша, идя в ЕС, не стесняется своей восточной политики, и наоборот, выставляет ее как свою козырную карту в отношениях с Евросоюзом.

В диалоге с Москвой следует искать новую тональность. Причем этот поиск должен происходить как с одной, так и с другой стороны. России стоило бы, наконец, понять, что независимость Украины — это не временная прихоть, что Украина уже не младшая сестра, она за последние десять лет подросла и уже никогда не захочет жить в прыймах. В свою очередь Украине стоит отказаться от образа врага в лице Москвы. Но мы должны в первую очередь в самих себе подавить комплекс неполноценности, осознать, что можно иметь собственную европейскую политику и одновременно нормальные, партнерские отношения с Россией. Мы вынуждены будем ломать стереотипы, и чем быстрее, тем лучше. Но похоже, что антироссийская или антизападная риторика (как, собственно, и антипрезидентская, антипремьерская и тому подобное) является у нас очень удобным средством сколотить политический капитал. Тем более, если известно, что тот, против кого она направлена, не станет опускаться до развертывания публичной полемики по этому поводу.

ЕВРОПА — ЦЕЛЬ, НО НЕ САМОЦЕЛЬ

За дебатами о выборе курса и предательстве национальных интересов часто теряется суть европейской интеграции.

Если сегодня у Украины есть реальные возможности значительно укрепить свое экономическое положение за счет сотрудничества с Россией, то почему бы не воспользоваться ими? По большому счету, для Запада нет принципиальной разницы, каким образом мы будем оздоравливать свою экономику. Главное, чтобы эта экономика базировалась на принципах и законодательных нормах, принятых в ЕС.

Так в чем же противоречия между европейской интеграцией и партнерством с Россией? Может, Москва, укрепив свои позиции на украинском рынке, просто запретит нам сближаться с ЕС? Но почему-то Москва строит свои газопроводы в направлении Германии, а не Китая, и именно страны ЕС являются ее главными торговыми партнерами.

Какие бы эмоции ни вызывала у украинцев идея европейской интеграции, альтернативы ей действительно нет. Но не потому, что мы хотим удовлетворить собственное самолюбие и с гордостью называться членом ЕС. Это даст нам возможность быстрее достичь стабильности и процветания. Кроме того, европейская интеграция является мощным стимулом для ускорения реформ: одно дело обсуждать с ЕС перспективы своего будущего членства, имея в экономике одни пассивы, и совсем другое — делать это, опираясь на реальные показатели экономического выздоровления. Разница приблизительно такая же, как между теорией и практикой.

Если реформы будут успешно продолжены, то Украина может стать привлекательной целью в бывшем СССР для свободного немецкого, российского, французского, британского капитала (как это и прогнозировалось после распада Союза). С нашей дешевой квалифицированной рабочей силой, с нашими черноземами, с украинскими компьютерными гениями — это реально.

Но пока что страны Евросоюза дипломатически молчат на вопрос о европейских перспективах Украины, и их можно понять. Государству, в котором отсутствует элементарная культура политических дискуссий, в котором политическая борьба ведется доисторическими методами, где исповедование крайностей становится едва ли не единственным средством выживания некоторых политических сил, — такому государству тяжело рассчитывать на понимание. Если же все политические силы — независимо от того, зачисляют они себя к левым, к правым или центристам — будут демонстрировать преданность цивилизованным, реалистическим и последовательным отношениям с Европой, нашу заявку на европейскость будут воспринимать серьезно.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ И УКРАИНА — НА ПОРОГЕ НОВОГО ПРАГМАТИЗМА

Несколько иначе выглядит ситуация на американском направлении. Интерес Соединенных Штатов является сугубо стратегическим, они все еще видят в нас средство против возрождения российской супердержавы. Этот интерес был, есть и будет оставаться неизменным, независимо от смены хозяев Белого дома.

Находиться на пересечении мощных силовых полей не очень приятно. Однако, возможно, именно этот баланс интересов и является гарантией против сползания нашего государства в крайности. В любом случае, партнерство с США — мировым лидером номер один — имеет и будет иметь в дальнейшем для Украины исключительный стратегический смысл. Можно прогнозировать, что следующие месяцы будут особенно важными для дальнейшего развития украинско-американских отношений.

Для начала нужно четко сформулировать собственные приоритеты в отношениях с этой страной. Специфика диалога с новой американской администрацией заключается в том, что иметь негативную позицию по тому или иному вопросу — лучше, чем не иметь никакой. Способность выступать с собственных позиций и последовательно отстаивать их — это черта внешнеполитической зрелости. Она должна стать ядром новой внешней политики на всех направлениях.

НОВАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НА ТРЕХ СТАРЫХ КИТАХ

Необходимость новых акцентов, новой внешнеполитической линии в рамках старой системы приоритетов назрела. Украина должна, наконец, найти наиболее эффективный путь реализации своих интересов в треугольнике ЕС — Россия — США. Для этого нужна более прагматическая, ориентированная на экономический результат европейская политика. Для этого необходимо дать новое дыхание украинско-российскому стратегическому партнерству. Наконец, нужен активный и конструктивный диалог с новой администрацией Соединенных Штатов.

В основе этих задач должен лежать жесткий прагматизм, о котором часто говорит нынешний глава внешнеполитического ведомства. Это означает постоянную ревизию внешнеполитической деятельности на предмет ее экономической эффективности, усиление политически и экономически перспективных направлений и, наоборот, отказ от тех, которые ведут в глухой угол. Это — болезненный, но необходимый процесс. Это — атрибут зрелой внешней политики. Стремясь быть цивилизованным европейским государством, мы не можем себе позволить сезонных колебаний во внешнеполитических приоритетах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать