Ликвидация последствий Чернобыльской катастрофы не стала борьбой за здоровье граждан
Народный депутат Владимир Заец о неизвестных фактах влияния «мирного атома» на генофонд нации— С одной стороны, в массовом сознании народа Украины слово «Чернобыль» прочно ассоциируется с самым большим бедствием, которое потерпела наша страна в конце второго тысячелетия от Рождества Христова. С другой — «на публике» редко звучит конкретная демографическая и медицинская статистика, которая бы отображала влияние «чернобыльского фактора» на нашу жизнь. Насколько мне известно, она ужасна.
— Это действительно так. И если посмотреть на ситуацию в динамике, то общие показатели смертности среди населения, попавшего под влияние радиации, имеют тенденцию к лавинообразному росту — через год после катастрофы число умерших в этой категории людей едва достигало 2 тысяч. А уже в 1995 году их численность превысила 37,5 тысяч. После катастрофы население стало болеть и умирать от болезней, о существовании которых большинство постсоветских врачей даже и не подозревало — тиреотоксикоза, гипотериоза, тиреодита и т. д.
Конкретно по Житомирской области есть данные, полученные из официальной статистики областной и районных больниц. Так, в Брусиловском районе, куда переселили людей из зараженных радиацией регионов, проживает около 3 тысяч детей, и практически все они на сегодняшний день больны — имеют болезни печени, желудка, другие заболевания. По городу Коростеню и Коростенскому району, которые часто берут за основу для сравнения как наиболее изученный район, онкозаболеваемость среди детей за последние 5 лет выросла в 10 раз, а рождаемость в то же время снизилась в 1,7 раза. Заболеваемость нервной системы в Коростене увеличилась в 2—4 раза, по сравнению с другими районами Житомирщины. Здесь вдвое увеличилась заболеваемость органов дыхания. В Овручском районе за последние 5 лет в 9 раз увеличилось количество заболеваний нервной системы. А в Народичском — заболеваемость эндокринной системы втрое выше чем по другим районам области. Думаю, что этих фактов достаточно. Хотя ситуация в целом по другим регионам области и Украины, которые пострадали от аварии на ЧАЭС, может быть еще хуже чем приведенная.
— Многие специалисты, в том числе медики, в первые годы после аварии прогнозировали, что пик заболеваемости украинского народа придется на период между 10-ю и 15-ю годами от апреля 1986-го. Сейчас идет 13-й год с того печального дня...
— К сожалению, прогнозы специалистов начали подтверждаться в названные ими сроки. И сегодня мы имеем уже третий этап влияния «чернобыльского фактора» на здоровье граждан нашего государства. Суть его состоит в том, что этот этап наиболее отдаленный, когда мы наблюдаем (статистике не возразишь) значительный рост всех болезней, причиненных Чернобылем. И на протяжении этих 12 лет происходила борьба двух концепций, двух подходов к ликвидации последствий аварии. Собственно говоря, моя позиция и позиция моих единомышленников имеет корни и подтверждения в научных трудах многих научно-исследовательских институтов, специалистов — можно сослаться, в частности, на разработки академика Захараша из Военно-медицинского управления Службы безопасности Украины, профессора Диденко и еще десятка других.
— Вашу позицию, которая означает принципиальное отстаивание определенных концептуальных и практических подходов к разрешению «чернобыльских» проблем, часто называют альтернативной. В чем ее суть, и в чем альтернативность?
— Я и мои единомышленники глубоко уверены, что эти проблемы нужно рассматривать в иной плоскости, чем до сих пор. Собственно, этот подход сформулирован в так называемом «принципе Аляра». Суть его заключается в том, что отрицательное влияние радиации следует снижать до того уровня, насколько это возможно. То есть мы должны поставить препятствия на пути получения организмом человека радиоактивного влияния. На сегодняшний день в наших условиях основной путь — употребление загрязненных радионуклидами продуктов питания. Внешнее влияние радиации, как мне кажется, сейчас на зараженных территориях очень незначительно.
И поэтому мы говорим, что на сегодня нужно не действующий закон совершенствовать, не отменять или вносить в него какие-то новые статьи. Нет. И в этом состоит альтернативность нашей позиции — следует принимать принципиально новый закон с новой идеологией. Условное название этого закона — «О радиационной защите населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС и проживающего на загрязненной территории». Он должен включать в себя весь комплекс предупредительных мер, направленных на уменьшение влияния радиации на здоровье населения. Сегодня мы готовы внести в Верховную Раду соответствующие предложения.
— Кто это мы?
— Мы — это фракция Социал-демократической партии Украины (объединенной). Наша фракция готова внести на рассмотрение Верховной Рады новую концепцию, которая бы показывала основной, на сегодняшний день, вектор деятельности нашего комитета и государства в радиационной защите населения, а также внести законопроект, который отвечал бы уже этой новой концепции.
— Известно, что недавно вы вернулись из длительной поездки по загрязненным радиацией районам Житомирщины. Каким образом вынесенные вами из нее наблюдения соотносятся с теми подходами, которые вы активно разрабатываете?
— Эти наблюдения полностью подтвердили наши взгляды и привели к выводу, который также лег в основу моей позиции. А именно, что никакими льготами, доплатами или компенсациями нельзя заменить основную заботу, которую бы должно проявлять наше государство — заботу о здоровье своих граждан. А в этом плане, на мой взгляд, защита людей на сегодняшний день осуществляется очень и очень плохо. И когда мы были в Коростене, Народичах, Коростенском и Брусиловском районах — а там родители имеют значительные проблемы со здоровьем своих детей — то они не просили и не просят средств, они просят одного: спасти их детей, вернуть им здоровье. И мы предлагаем (это тоже принципиально) замену тех мизерных социальных выплат, которые получают, а чаще не получают, как пострадавшие от радиации взрослые, так и дети, на соответствующую систему лечебно-профилактических мер, направленных на сохранение их здоровья.
— Как можно практически обеспечить то, что вы предлагаете? Ибо ваши оппоненты, в случае отсутствия соответствующих методик, аппаратуры, приборов, могут сказать, что это все разговоры.
— Есть методики, есть и аппаратура. В том числе и для исследования состояния здоровья граждан на ферментном или микроэлементном уровнях. Стоимость последнего оборудования около 500 тысяч долларов США за комплект. На Украину будет достаточно двух комплектов, чтобы за 1-2 года провести обследование всего пострадавшего населения и выявить связь состояния их здоровья с влиянием радиации. По сравнению с тем, сколько средств уже израсходовано на «чернобыльские» программы — это мизер. В соответствии с этой системой диагностирования есть система лечения, наработанная тоже у нас в Украине. Но почему-то в течение 12 лет она или не внедряется, или внедряется только фрагментарно и то с чрезвычайно большими трудностями.
— Тогда придется предположить, что есть какие-то силы, которым выгодно торможение внедрения этих методов...
— Собственно, сейчас мы постоянно отмечаем, что есть силы, которые в свое время препятствовали применению эффективных методик лечения людей, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Главные рассуждения представителей этих сил были в первую очередь политическими — в 1986 году, сразу после Чернобыльской катастрофы, информация о масштабах и влиянии, как мы знаем, скрывалась от населения и подавались концепции об отсутствии опасного влияния радиации на здоровье людей. И в силу определенной инерции так сложилось, что соответственно группа ученых отстаивала позиции политиков и власти. Но были и другие специалисты, которые, невзирая ни на что, говорили об опасности «чернобыльского фактора» относительно как больших, так и малых доз радиации. И в процессе этой борьбы так или иначе мы все равно пришли к сегодняшнему дню, когда следует признавать это окончательно и принимать соответствующие меры.
— Но и сейчас на диагностирование и лечение пострадавших от аварии на ЧАЭС идут значительные средства. Тогда откуда взять на предлагаемые вами меры еще денег, из каких программ?
— «Стоимость» Закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» составляет около 3,5 миллиардов гривен в год. Все проблемы «чернобыльцев» на сегодняшний день, «тянут» на 6 миллиардов гривен — это плюс строительство, переселение людей и тому подобное. Но в этом же законе из 70 статей только 4 направлены на меры, связанные со здоровьем граждан непосредственно, в том числе с санаторно-курортным лечением, организацией соответствующего питания и так далее. Поэтому мы и настаиваем на смене приоритетов — доказываем, что есть статьи, требующие значительного финансирования, но мало влияющие на улучшение здоровье граждан, и что именно за счет средств, которые должны выделяться на обеспечение этих статей, сделать переориентировку на новые приоритеты.
— Это вы имеете ввиду, прежде всего строительство, в том числе жилых домов и других «чернобыльских» объектов? Но это же пахнет крамолой...
— Конечно, это можно расценивать как своего рода крамолу. Но, если мы говорим о здоровье детей, здоровье наших граждан и особенно о тех, кто не дожил до сегодняшнего дня, это не является крамолой.
— Вокруг проблемы использования «чернобыльских» средств постоянно возникают скандалы, связанные с различного рода злоупотреблениями. Насколько мне известно, не обошли они и Житомирщину.
— Согласно результатам официальных проверок, только в этом году по Житомирской области обнаружено нецелевое, неэффективное использование средств Чернобыльского фонда на 826 тысяч гривен. Но часто и те средства, которые мы на первый взгляд вложили, не злоупотребляя и якобы эффективно, на сегодняшний день имеют нулевую цену — только на Житомирщине большинство начатых строительств сотен объектов на десятки и сотни миллиардов гривен, в основном жилых домов, до готовности не доведено. И хуже всего, что нет никакой ответственности должностных лиц, принимавших решение о таком использовании средств. А поэтому очень возможно, что вновь и вновь будут приниматься решения, которые не идут на пользу ни «чернобыльцам», ни государству.
— Кажется, это не единственные злоупотребления на Житомирщине?
— Точно не единственные. В частности, согласно материалам проверки Управления Службы безопасности Украины в Житомирской области, одной из коростенских организаций дезактивации зараженных участков города и района якобы было снято и вывезено на «могильник» 14 тысяч метров почвы. Однако реальных следов этой титанической работы обнаружено не было. — И если попробовать сформулировать кратко главный вывод, к которому вы пришли в результате углубления в «чернобыльскую» проблематику, то как бы он звучал?
— Влияние «чернобыльского фактора» на нашу жизнь — это уже вопрос безопасности нации, безопасности государства.
Выпуск газеты №:
№215, (1998)Section
Общество