Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Игра нервов»...

О решении Мадрида лишить Каталонию автономии
23 октября, 18:48
ФОТО РЕЙТЕР

В эти выходные правительство Испании на экстренном заседании приняло решение относительно выхода из кризиса, в который погрузилась страна после референдума в Каталонии, на котором 90% участников проголосовало за отделение. Премьер-министр Испании Мариано Рахой заявил, что было решено распустить региональный парламент и отстранить от власти правительство во главе с лидером Карлесом Пучдемоном. Кроме того, глава правительства объявил, что в регионе в течение полугода проведут досрочные местные выборы. «Это не было нашим желанием или намерением, — отметил он и добавил: — Но ни одно демократическое правительство не может позволить, чтобы закон был нарушен».

Официально в правительстве объяснили, что целью этих действий является возобновление конституционного порядка и законности, обеспечение институционного суверенитета, сохранение социального благосостояния и экономического роста, обеспечение прав и свобод всех каталонцев, пишет DW.

В правительстве объяснили, что принимая это решение, руководствовались статьей 155 испанской Конституции, которая разрешает вводить прямое управление регионом из Мадрида, если действия местного правительства «создают серьезную угрозу общим интересам Испании». Как сообщает Би-Би-Си, эта статья все же не дает испанскому правительству полностью упразднить автономный статус региона.

ФОТО РЕЙТЕР

Эти меры еще должен одобрить сенат. Как отмечает DW, голосование, вероятно, состоится в пятницу. Консервативная Народная партия, которую возглавляет Рахой, имеет большинство в сенате, и большая часть оппозиционных партий поддерживает единство страны, потому СМИ прогнозирует, что решение будет принято.

Решение власти вызвало протест каталонцев. Как сообщают СМИ, на демонстрации вышли тысячи людей.

Лидер региона Карлес Пучдемон пообещал, что Каталония не примет условия Мадрида. Он назвал намерения центральной власти противоправными, противоречащими демократическим ценностям и сказал, что испанская власть пытается «ликвидировать автономию и демократию». Он назвал решение «наихудшей атакой» на каталонцев со времен диктатуры генерала Франко в 1939—1975 гг., когда была ликвидирована автономия регионов.

Ранее Карлес Пучдемон объявил, что если испанская власть упразднит автономию, он немедленно объявит независимость. Однако в Генеральной прокуратуре в Мадриде сообщили, что если Пучдемон совершит подобный шаг, его немедленно арестуют, при этом ему будет грозить до 30 лет лишения свободы.

Как пишет Би-Би-Си, центральное правительство в Мадриде хотело бы минимизировать риск масштабных демонстраций, потому перед принятием таких мер госслужащие и юристы долго просчитывали, какие меры и когда принять.

Каталонское издание Ara.cat пишет, что Испания должна была научиться сосуществовать с Каталонией, а объявив о своем решении, Рахой признал «большое историческое поражение». «Ежедневно все большее количество людей дистанциируют себя от Испании, и Мариано Рахой становится все более авторитарным и даже более бессильным», — говорится в статье.

Испанская газета El Pais пишет, что решение Мадрида — «самый благоразумный и самый уместный инструмент в этих обстоятельствах с точки зрения защиты автономии Каталонии».

DW отмечает, что решение Мадрида лишить регион автономии может открыть «ящик Пандоры». Например, непонятно, что случится, если каталонская полиция и госслужащие откажутся выполнять распоряжение центральной власти. Кроме того, некоторые эксперты говорят о том, что сепаратисты могут пытаться помешать планам Мадрида и блокировать министерства, чтобы не пустить туда должностные лица, посланные из Мадрида. По мнению СМИ, пока каталонские сепаратисты взвешивают свои возможности.

Колумнист испанского издания El Pais Виктор Лапуент Жине в материале для The Guardian написал, что Испании нужны ответственные политики. Он отмечает, что прежде всего Рахой должен был обратиться к Пучдемону с требованием провести досрочные выборы и только в случае негативного ответа Мадрид мог бы применить 155-ю статью конституции.

The New York Times считает, что сейчас противостояние между Мадридом и Барселоной достигло «наиболее серьезного поворота», ведь это впервые испанское правительство пытается лишить автономии один из регионов и впервые применяет 155 статью Конституции. Издание отмечает, что шаг, к которому прибегнул Рахой, был «неожиданно сильным» и «вводит Испанию в неизведанные воды».

Между тем СМИ сообщили, что в двух регионах Италии — Ломбардии и Венето — в это воскресенье состоялось голосование относительно расширения автономии. Согласно предварительным результатам, обнародованным властью, в Ломбардии на выборы пришли 39% избирателей, и 95% из них высказались за расширение автономии, а в Венето на плебисцит пришли 57% жителей и 98% из них сказали «да» большей автономии. Как пишет Би-Би-Си, Ломбардия и Венето — наиболее экономически успешные регионы страны, доля которых в ВВП страны составляет 30%. Как отмечает СМИ, самая большая претензия регионов в том, что они платят намного большие налоги, чем получают из бюджета, и потому желают сократить как минимум вдвое свои выплаты Риму.

«ГРАДУС ПРОТИВОСТОЯНИЯ БУДЕТ НАРАСТАТЬ»

«День» обратился к научному директору Института Евроатлантического сотрудничества Александру СУШКО с просьбой прокомментировать решение испанской власти, а также объяснить, о чем свидетельствуют результаты голосования в Италии:

— Обе стороны оставили себе слишком мало пространства для маневра. На данный момент очень мало шансов, что в этих условиях ситуация пойдет по пути диалога и понимания. Наверное, будет продолжаться нарастание градуса противостояния между двумя сторонами. Вопрос только в том, в какой точке будет найден путь к нормализации. Это решение вполне логично в цепочке событий, которые уже произошли и продолжают происходить.

Обе стороны так или иначе призывали к диалогу, но на своих условиях. В данном случае они не отказываются от тех действий, которые были признаны незаконными Конституционным судом Испании. Поэтому с точки зрения испанского права они являются нарушениями. Если бы было искреннее стремление к диалогу, то они могли бы сделать определенный шаг назад. А на сегодняшний день они фактически призывают к диалогу на своих условиях, то есть к диалогу о процедуре обретения независимости Каталонии и диалог предлагают вести только об этом. Очевидно, что для испанской стороны это неприемлемо. Они не выдвигают предложения относительно определенного конституционного пути, например, обсуждения в Испании или проведения общеиспанского референдума, то есть те решения, которые бы укладывались в законное русло. А с другой стороны, испанская сторона также не предлагает ничего такого, что бы на данный момент могло успокоить общество в Каталонии. Поэтому пока идет игра нервов и ожидание того, что одна из сторон допустит какую-то критическую ошибку, которая разрушит их стратегию. Сейчас продолжается взаимное ожидание решающей ошибки, которая бы позволила возложить всю ответственность на противоположную сторону. Это тактика обеих сторон.

Что касается голосования в Италии, то эта тема не нова, это часть давней политики партии «Лига севера», которая имеет большинство в местных парламентах в этих провинциях. Здесь нет какого-то сюрприза. Другое дело — насколько это все реалистично.

В Италии нет той проблемы, которая есть в Испании, а именно наличия региональных наций, реальных сообществ, которые бы имели свою выразительную национальную идентичность, которая бы отличалась от остальной части страны. Именно поэтому любой автономизм итальянских провинций существенно отличается от того, что есть в Каталонии или Стране Басков, где достаточно полноценная национальная идентичность, которая отделяет их от остальной части страны и мотивируема исторически.

В случае Италии автономизм питается определенным недовольством существующими экономическими, социальными проблемами, стереотипами по поводу того, что эти регионы богаче, кормят других, за счет их финансируется развитие других итальянских регионов, которые менее успешны. Это классическое недовольство используется политическим партиями, в первую очередь — «Лигой севера» для мобилизации своих избирателей. Однако это существенно отличается от сепаратистских движений, здесь нет серьезных оснований рассчитывать на то, что автономистское движение на севере Италии превратится в сепаратистское.

«РЕШЕНИЕ ИСПАНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРИВЕДЕТ К ОБОСТРЕНИЮ»

Екатерина ЗАРЕМБО, заместитель директора Центра "Новая Европа":

- Прежде всего надо вспомнить очень давние дебаты о примате национального самоопределения или нерушимости границ. Для того, чтобы дать оценку, правильно или неправильно поступило центральное правительство, нужно прежде всего ответить себе на вопрос - на какой стороне стоим мы? Украина традиционно отстаивала примат нерушимости границ - с этой точки зрения кто-то в Украине, например, может симпатизировать Косово, однако официально Украина не признает это государство.

Я убеждена, что решение испанского правительства приведет к обострению.

Что касается голосования в двух итальянских регионах. Во-первых, на самом деле здесь произошло нечто довольно типичное для Италии, поскольку она в принципе является "страной регионов": итальянские регионы имеют большую автономию. Во-вторых, северные регионы из-за своей финансовой значимости для страны традиционно отстаивали свои права - именно так, между прочим, появилась партия "Лига Севера", то есть северных регионов. Просто сейчас центробежные движения в Европе в центре внимания, поэтому и итальянские референдумы предстают в новом ракурсе.

Что касается преодоления в Европе сепаратистских настроений, то это вопрос и внутреннего законодательства, а также прав и свобод меньшинств и регионов. У каждой страны своя ситуация. Например, в Украине, будем откровенны, проблемы сепаратизма не было никогда, несмотря на то, что Украина была централизованной страной. А Италия - наоборот, пример децентрализации. Поэтому здесь имеем дело с целым рядом факторов, для оценки которых требуется основательное исследование.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать