Земля перед выборами
Битва за украинские черноземы перемещается из стен высоких кабинетов на уровень ОТГПринятию Закона Украины «О рынке земли», а точнее «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий оборота земель сельскохозяйственного назначения» предшествовало общественное волнение, внесение нардепами рекордного количества поправок, трактора на улицах Киева, перекрытия автомагистралей, митинги и пикеты, выступления нардепов на всех телеканалах, обращения в Верховный суд, горячие дискуссии политиков и экспертов, спекуляции и откровенная ложь, даже обращение депутатов Тернопольской облрады к Президенту и ВР о продлении моратория еще на 5 лет.
И вдруг, после принятия закона все затихло, словно Украина, затаила, напуганная короновирусом, дыхание и ждала, подпишет ли его Президент. Подписал. Олигархи молчат и благоденствуют, то и плебейская рать замолчала, потому что их устраивает этот закон более мораторий.
Какие же изменения внес этот закон в Земельный Кодекс Украины? Вспомним, что Земельный Кодекс разрабатывали и принимали народные депутаты, академики В. Костенко и И. Юхновский, легендарные руховцы В.Чорновил, Д. Павлычко, И. Драч, националист М. Ратушный и ряд других научных светил, которых мы называем совестью нации. Это была самая академическая, самая профессиональная, самая ответственная, самая патриотическая, самая дальновидная, самая украинская Верховная Рада, Рада третьего созыва. В октябре 2001-го принятый ими Земельный кодекс закрепил права 7 млн. селян на владение землей. Однако с 1 января 2002 года был введен, как «временная мера», запрет на продажу земли.
Научный, патриотический и нравственный уровень следующих созывов ВР падал и, соответственно, введение ЗКУ и рынка земли откладывалось под разными предлогами. В течение двадцати лет ОПЗЖ (партия регионалов), «Батьківщина», «Радикальна партія», «Свобода» хотели распоряжаться... чужой собственностью, собственностью украинских селян. 30,7 млн га, или 74% сельскохозяйственных земель находилось в частной собственности, без права на продажу. То есть право без права. Только право сдать в аренду, буквально за копейки, на продиктованных условиях арендатора. Это был основной козырь арендаторов, который дал возможность создать крупные агрохолдинги. Ведь когда отсутствует рынок земли, то и отсутствует рыночная стоимость, от которой зависит арендная плата. Отсутствие стоимости земли гарантирует сверхприбыли.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Что же изменило следующее поколение народных депутатов в Земельном Кодексе Украины? Что выбросили «слуги народа» из Кодекса и кому это выгодно?
Из статьи 130 Земельного Кодекса образца 2001 год изъят текст, которым предоставлялось преимущественное право покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения «гражданам Украины, которые имеют сельскохозяйственное образование или опыт работы в сельском хозяйстве или занимаются ведением товарного сельскохозяйственного производства и постоянно проживают на территории соответствующей местного рады, где осуществляется продажа земельного участка».
Это условие обеспечивало европейское, фермерское развитие сельского хозяйства. Ведь государству не безразлично, как будет использоваться его основное богатство. Только квалифицированные и опытные селяне и фермеры, которые на этой земле живут и работают, способны обеспечить высокоэффективное использование земли.
Согласно этой статье житель города, с соответствующим образованием, мог приобрести землю, но для этого ему необходимо было бы переехать жить в село и работать на купленной, уже своей земле. Обязательное проживание на территории местной рады являлось предохранителем против концентрации земли в одних руках более 100га (ст.13 Переходных положений ЗК):
Требование предыдущего земельного кодекса сохраняло бы село, улучшало бы его инфраструктуру, поднимало бы образовательный и общественный уровень селян, авторитет земледельческого труда.
Но 130 статья ЗК не давала возможности владельцам 166 агрохолдингов, которые контролируют сельскохозяйственные угодья площадью каждый от 10 до 550 тыс. га (в качестве примера, агрохолдинг «Кернел»), покупать землю, поэтому по их требованию статью убрали послушные «Слуги».
С 1 июля 2021 года право собственности на землю с/х назначения получают граждане Украины независимо от их образования, опыта работы и места жительства. То есть каждый, кто имеет деньги, может покупать землю, даже если он невежда в сельскохозяйственном производстве и живет, то ли в Киеве, то ли в Баварии, то ли в Испании.
Потому что земля — это удобный способ отбеливания, накопления и сохранения капитала. Земля, это не гривня, которая обесценится, не доллар, который обвалится, не золото, которое могут украсть. Земля не сгниет, а не заржавеет, не сгорит и способна, при умелом хозяйствовании, создавать достаток для своего владельца. Право собственности гарантируется государством, поэтому приобретение земли это на века для своих наследников.
До утверждения этого закона владельцы агрохолдингов только арендовали землю, а теперь с 1.07 2021 г. могут выкупить по 100 га до 2024 года, а там и до 10 тыс. га и стать ее собственниками. Председатель комитета ВР по вопросам аграрной и земельной политики, автор этого антинародного закона, М. Сольский в интервью «Экономической правде» пояснил: «Все смогут покупать больше 100 га земли через родственников, любовниц и партнеров».
Во-первых, далеко не «Все» имеют 400—500 тыс. Долларов, чтобы купить такую площадь земли. Во-вторых, что это за закон, еще не вступил в силу, а автор объясняет, как его можно обойти. В-третьих, агрохолдинги и не будут спешить скупать землю, выгоднее арендовать, чем покупать.
Если ВР 3-го созыва принимала ОК с приоритетным развитием фермерского сельского хозяйства, то ВР 6-го созыва пренебрегла стремлениями украинского народа жить и хозяйствовать на своей земле, отклонила селозберегающую модель аграрного уклада Украины, разработанную Национальной академией аграрных наук, и развернула вектор стратегии развития страны в сторону латифундий. «Слуги народа» не намерены развивать семейное фермерство и создавать средний класс селянства, возрождать украинские села. Поэтому возникает вполне логичный вопрос ... чьими слугами являются народные депутаты? Отнюдь не народа!
Дополнением статьи 126-1 Земельного Кодекса «слуги» вообще унизили селянина — собственника земли, потому что арендатору предоставлено первоочередное право выкупить земельный участок или продлить договор аренды, даже передать это право третьему лицу. Арендатор не прости владельца, а лишь сообщает о своих намерениях. Если же договор содержит условие о его возобновлении после окончания срока, на который он заключен, то этот договор будет возобновлен арендатором на такой же срок и на этих же условиях, и владельца даже спрашивать не будут.
А чтобы вывести производство сельскохозяйственной продукции из тени, нардепы подготовили законопроект №3131-д, которым введут налог в размере 540 грн за каждый гектар, превышающий приусадебный участок, огород и сад.
Битва за украинские черноземы перемещается из стен высоких кабинетов и улиц Киева на уровень ОТГ и сел, которая развернется уже в условиях новых административных центров, новых прав и возможностей объединенных территориальных громад. Сегодня арендаторы-агрохолдинги находятся на селянских землях, и новоизбранный (мобилизованный народом) корпус депутатов местных рад должен отстоять позиции фермерских и мелкоселянских хозяйств, чтобы с 2024 года не оказаться на землях уже крупного землевладельца (агрохолдинга).
Миссия новоизбранных председателей объединенных территориальных громад и депутатов местных рад остановить уничтожение сел и вдохнуть в них новую жизнь. Для того чтобы в «Книге государственной регистрации актов гражданского состояния» регистрировать браки и рождение детей, нужно вернуть арендованную землю селянам, организовать семейные фермерские хозяйства, кооперативы мелких селянских хозяйств по переработке сельскохозяйственной продукции, развивать инфраструктуру сел.
Поводом для прекращения договора аренды земельных участков является ухудшение их плодородия. Севообороты с чередованием подсолнечника, рапса и кукурузы истощают пашню. И это преступление не только против ее владельцев, но и против нации. Десятки лет на поля вносятся органические удобрения. Не содержат агрохолдинги для сохранения плодородия почв необходимые по советским нормативам 24 коровы, а по европейским — 29—30 голов на 100 га пашни.
Новая местная власть должна использовать исторический и довольно успешный опыт кооперативного движения в условиях австро-венгерской и польской оккупационной власти, опыт современных европейских стран, вооружиться законами Украины о государственной поддержке сельского хозяйства, о фермерском о личном сельском хозяйстве, о сельскохозяйственной кооперации и создать в своих селах семейные фермерские хозяйства оптимальных размеров.
Были у нас в разное время Губернский крестьянский поземельный банк в г. Житомире, первый Украинский акционерный земельный ипотечный банк во Львове, Украинский кооперативный банк в Почаеве, которые предоставляли селянам дешевые коротко— и долгосрочные кредиты на приобретение земли и улучшение хозяйственной деятельности под залог земли сроком до 50 лет. Выращивалась сельскохозяйственная продукция, перерабатывалась и реализовывалась даже за пределами страны. Росло благосостояние крестьян. Строились школы и дороги
Селяне со своими ежедневными заботами, осложненными короновирусом и погодными условиями, со своими жизненными проблемами, без газет, без радио и с телевизором, по которому никто не дает правовую оценку нововведений, даже не знают, что пай — это их земля, которую нужно выкупать . Не понимают, чего им ожидать и как поступать, где и каким образом оформить право собственности на земельный участок и присвоить кадастровый номер. Поэтому новоизбранные депутаты не должны дать «слугам» олигархов обмануть селян, не должны допустить повторения горького опыта ваучерной приватизации предприятий с земельными паями.
Селяне сделают все, если идти им навстречу. В простом Человеке нужно видеть и творца, и партнера, и продолжателя украинской рода. К сожалению и Верховная Рада, и Президент и все государственные институты далеки от реальной жизни «маленького украинца». Так веру людей в себя и во власть должны вернуть вновь избранные главы ОТГ и депутаты. Это последний рубикон, за которым Украина ждет судьба стран третьего мира.
Выпуск газеты №:
№199, (2020)Section
Экономика