«В искусстве необходимо не превратиться в ремесленника»
К столетию Михаила Лищинера в Киевской галерее «15/5» открылась выставка его работЛичность Михаила Лищинера без преувеличения определила художественное лицо Львова 1960-1980 годов. Некоторые произведения художника напоминают живописную манеру всемирно известного Пабло Пикассо. Хотя на творчество великого испанского художника Михаил Иванович Лищинер не опирался. Он творил в другое, советское время, когда важно было не выпасть из плоскости соцреализма, а поиск собственной философии, какие-либо модернистские направления осуждались. Но Михаилу Лищинеру удалось лавировать между разрешенным и желаемым. Воплощая «радость колхозной жизни», он в то же время удивительно умел погрузиться в саму душу человека, его переживания, воспоминания, надежды...
В своей книге «Михайло Ліщинер» к юбилею художника искусствовед Анна Банцекова цитирует сына художника, Вячеслава Лищинера: «Отец пережил голод, войну, революцию, был непритязательным человеком, жил в своей мастерской. Ни разу в жизни не был в отпуске. В 1960-х годах я попробовал перенять художественный дух отца. Взялся за краски. Но я живу по принципу — делать или очень хорошо, или не делать вообще. Поэтому пошел другим художественным путем — музыкальным».
Кстати, в последнем интервью, которое в мае 1991 года записала Анна Банцекова, Михаил Иванович отметил, что именно музыку он считает ближайшей к живописи. Тогда он сказал: «Композиция, общее состояние вещи, форма, ее обостренность — работа композитора и художника имеет одинаковые принципы. У Матисса на зелено-синем фоне — красные танцовщицы. Удивительное музыкальное произведение!». Тогда же Михаил Лищинер на вопрос, что необходимо в искусстве, ответил: «Быть раскованным. Слышать голос внутри себя и не изменять себя. Многое уметь, но не превращаться в ремесленника».
Михаил Лищинер не замыкался в рамках одного жанра — он писал многофигурные композиции, натюрморты, портреты, пейзажи. Художник неожиданно совмещал разные традиции и художественные направления. Анна Банцекова отмечает: «Эволюционируя от выполненных в манере импрессионизма ранних работ с нервным, пульсирующим мазком, который заставлял вибрировать полотно, Михаил Лищинер пришел к неопримитивизму конца 1980—1990 годов, когда художник уже минимальными средствами создавал максимально актуальные образы».
Работы Михаила Лищинера есть в Львовской галерее искусств, Национальном музее во Львове, Кишиневском художественном музее, Хмельницком художественном музее, частных собраниях Украины, России, США, Германии, Израиля, Англии.
Художник всегда гордился, что жил именно во Львове, хотя это и не был его родной город. Лищинер родился в 1912 году в Тирасполе, и все же Львов, в котором поселился в конце 1940-х годов, очень полюбил. «Я — львовский художник», — с гордостью провозглашал мастер. Такое же название носит и выставка, которая 5 декабря открылась в галерее «15/5» на улице Институтской. Двенадцатью картинами Михаила Лищинера можно любоваться на протяжении двух месяцев. Вход свободный.
Выпуск газеты №:
№225, (2011)Section
В конце «Дня»