Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Несколько мифов об обучении за рубежом

20 ноября, 14:31

Тема высшего образования за рубежом не новая. Получить диплом европейского, а то и заокеанского университета, а потом то ли вернуться домой и строить свое государство, то ли остаться в другой стране строить карьеру — одна из перспектив для украинской молодежи.

Согласно данным аналитического центра CEDOS, количество украинцев на обучении в иностранных университетах на 2014/2015 учебный год составила 59 648 человек. Среди наиболее желанных для обучения стран по-прежнему остаются Польша, Германия, Россия, Канада, Италия, Чехия, США, Испания, Австрия, Франция и Венгрия. Динамика роста с 2009 по 2015 годы составила 129%. Если сравнивать два последних исследуемых года, то прирост составляет почти 29% или 13 266 человек. Причем 2/3 этого прироста составили именно украинцы, которые учатся в польских университетах.

Зачем же украинские студенты едут за дипломом за границу?

Казалось бы, первоочередная причина — уровень образования за рубежом более качественный, чем украинский. Однако исследования аналитического центра CEDOS не подтверждают этого. «Согласно статистическим результатам, мы выдвигаем гипотезу, что украинские студенты скорее руководствуются принципом лучшего блага, вступая в зарубежные вузы. Распространенным является убеждение «Выедешь — «зацепишься». Так, украинские студенты рассчитывают после окончания обучения трудоустроиться за рубежом, и не обязательно там, где нужна твоя квалификация, — лишь бы там, где лучше, чем в Украине. Другой фактор ехать учиться за границу — желание воссоединиться с семьей, которая уже несколько лет находится там на заработках», — отмечает аналитик  CEDOS Егор Стадный.

Однако качество образования — это еще один критерий, которым руководствуются украинцы в выборе страны. То, что высшее образование в Украине не удовлетворительное, вам скажет любой: от школьника до бабушки-пенсионерки. Однако здесь следует различать уровень образования в стране в целом и те знания, которые предоставляет студенту конкретный украинский университет. В целом в Европе уровень образовательной недобропорядочности наблюдается не в такой степени. Рядовой украинец сказал бы, что самая большая проблема нашего высшего образования — коррупция. Однако коррупция — это не только явление, когда преподаватель вместо знаний требует деньги. Коррупция — это еще и тогда, когда студенту лень получать знания — и он покупает оценку. И это не единственный недостаток украинского образования. Такие явления, как плагиат научных работ или даже элементарное списывание, — типичны для украинских вузов и неприемлемы для европейских.

Образование за рубежом отличается и другими специфическими особенностями. Так, по данным сайта «Освіта.ua», канадская система образования характеризуется большим количеством программ, ориентированных на получение практических профессиональных навыков. Это программы от одного до трех лет, которые дают конкретную специальность и документ об образовании. Отличительная особенность этих программ в том, что они фактически ориентированы на спрос рынка труда и дают практические навыки и опыт благодаря стажировке, которая включается в программу обучения. 2-3-летние программы дают возможность получить за более короткий период времени образование, с которым уже можно работать. Это уникальное предложение Канады — высшее образование, но не бакалаврат: 2-летняя программа называется Diploma, 3-летняя Advanced diploma, 4-летняя (бакалавр) — Degree.

Еще один аспект образования за рубежом — возможность учиться бесплатно. Зачем вступать в украинский вуз на бюджетную форму обучения, если можно бесплатно вступить за границей? Однако такая перспектива тоже имеет свои нюансы. Среди стран, которые бесплатно предлагают образование украинцам — Германия, Чехия, Франция, Бельгия, Норвегия. Но не нужно думать, что ни за что не приходится платить. Такие страны преимущественно требуют символический сбор около 100-200 евро. Эти деньги идут на оформление студенческого билета, проездного, пользование книгами, спортзалом и т. п.

Другой аспект — знание государственного языка и сдача экзаменов наравне с гражданами страны, в университет которой вступает украинец. Иностранным студентам предлагаются языковые курсы, и опять же, они платные. Стоит учесть и тот факт, что европейцы получают высшее образование не после 11 лет средней школы, как в Украине. Высшее образование европейцы начинают приобретать в 19-20 лет. Вот почему в Германии ждут студентов, которые 1-2 года учились в отечественных вузах. В противном случае предлагается закончить летнюю подготовительную программу на месте. При этом цены за проживание и питание за рубежом отличаются от украинских, и опять же это зависит от страны, которую выбирает студент.

Стоит отметить и то, что иностранцам не покрывается плата за обучение и проживание, даже если они учатся на бесплатной основе. Что касается соседней Польши, то, как уже упоминалось, именно эта страна пользуется наибольшим спросом среди украинских студентов. На бесплатное обучение здесь могут претендовать украинцы с картой поляка. Для этого им на конкурсной основе нужно сдать экзамены вместе с поляками. Кроме этого, бесплатное образование в Польше предоставляют несколько государственных университетов. Но опять же, чтобы стать студентом, нужно будет сдать экзамены на польском языке. Так, например, на официальном сайте международного проекта MOJA EDUKACJA польской компании в области образования International Education Support Center отмечается, что возможность принять участие в специальных стипендиальных программах или же побороться за различные гранты предоставляют такие университеты: Варшавская политехника, Университет финансов и бизнеса «Вистула» в Варшаве, Лодзинская политехника, Силезский университет в Катовице, Вроцлавский университет, Высшая банковская школа во Вроцлаве и Вроцлавский университет природообустройства. В то же время статистика CEDOS свидетельствует, что большинство украинцев все-таки получают образование в Польше на платной основе.

Отдельный аспект бесплатного образования — гранты. Их предлагают не только европейские страны, но и заокеанские. Однако и здесь есть свои нюансы. «Да, популярность грантов — бесспорна. Информацию о них распространяют в интернете, социальных сетях. Но дело в том, что их получают единицы по сравнению со всей популяцией украинских студентов за рубежом», — говорит Егор Стадный.

Еще одной из перспектив обучения за рубежом, на первый взгляд, может показаться быстрое трудоустройство в стране, где ты получил высшее образование. Однако на самом деле, как отмечает Егор Стадный, это — очередной миф. Большинство европейских стран, которые имеют высокий уровень безработицы, не предоставляют долгосрочных льгот для иностранцев, которые закончили их вузы. По данным CEDOS, в Испании, Италии и Венгрии, если иностранный студент планирует после выпуска оставаться и работать в этих странах, он/она должны получить разрешение на пребывание с целью работы, а перед этим, собственно, найти работодателя, который примет на работу. Соответственно, при таких условиях украинцев ждет brain waste — «пустая трата мозгов». Это явление, когда ты работаешь, но не по своей квалификации. Европейские страны, отстаивая протекционизм, хотят нанимать на работу своих граждан, поэтому иностранцу на должности, требующие высшего образования, там сложнее трудоустроиться. В результате украинцу приходится устраиваться на должность, которая не всегда связана с его высшим образованием. Однако это не означает, что эта работа будет для украинца хуже любой работы в Украине.

Противоположная ситуация наблюдается в странах, где уровень безработицы меньше. Так, по данным CEDOS, Австрия и Франция разрешает выпускникам магистерских программ оставаться на их территории в течение полугода с момента выпуска с целью трудоустройства. Польша и Германия дают такое право со сроком год и полтора соответственно. Как правило, найденная работа должна соответствовать полученной в университете квалификации, а работодатели должны показать, что не могут взять на вакантное место гражданина этой страны. Канада предоставляет возможность легально трудоустроиться иностранцам с канадским дипломом на срок от одного до трех лет. Кроме этого, по данным CEDOS, в начале мая 2016 года Европейский парламент принял новую директиву, которая должна сделать страны ЕС более привлекательными для иностранных студентов из третьих стран. В частности, все члены ЕС (кроме Дании, Ирландии и Великобритании) на протяжении последующих двух лет должны разрешить иностранным студентам, которые окончили их университеты, находиться в стране с целью поиска работы или самостоятельной занятости на срок не менее 9 месяцев после выпуска. Как видим, образование за рубежом имеет свои плюсы, но есть и недостатки. Однако стоит отметить, что  украинцы скорее всего едут за границу не столько для того, чтобы получить лучшее образование, а чтобы закрепиться в иностранном государстве. Да, конечно есть и такие, кто возвращается и популяризирует европейские ценности в Украине, но в количественном соотношении их меньше. Вот почему говорить только о качественном реформировании высшего образования мало, нужно говорить об улучшении уровня жизни в Украине в целом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать