У миллионов людей не может не проснуться интерес, понимание, а затем и сознательная работа на ниве подъема родной культуры.
Алексей Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

Почему я не люблю школу

11 июня, 2019 - 10:43

НЕ ОЦЕНКИ ГЛАВНЫЕ

Уже прошел почти месяц лета. Для меня это означает закрытие сессии. Для кого-то - еще одни летние каникулы или окончание школы. Помню свои школьные годы. Я почти всегда добросовестно посещала уроки. Однако два последних года обучения я просто ненавидела школу, не видела смысла идти на выпускной, хотя и знала, что меня ждет вручение золотой медали и многих грамот всяких олимпиады. Так сложилось, что на протяжении всего обучения я была отличницей. Возможно, для кого-то это хорошая перспектива. Однако в выпускных классах для меня это стало обузой. Осень начиналась с подготовки к олимпиадам: украинский язык, математика, экология, история, химия - вот такое разнообразие. На некоторые я ходила, потому что мне было интересно, на некоторые - потому что просто хотела победить, на другие меня «затягивали» учителя. Я учила все подряд, и это меня немножко волновало. Тогда я еще не знала, что лучшим вариантом для меня было выбрать два-три предмета, которые буду сдавать на ВНО, и не забивать голову лишней информацией. Сейчас открываю школьные учебники моей младшей сестры и понимаю, что большинство материала я и не помню, и не понимаю. Пожалуй, если бы мне сейчас предложили написать несколько контрольных, оценки очень отличались бы от тех, что у меня в аттестате.

Хуже всего было с математикой. Я, откровенно говоря, перестала ее понимать в одиннадцатом классе. Учительнице это не нравилось. Она понимала, что меня надо «тянуть» на медаль, и лишних проблем ей не хотелось.

Так же сложно было с украинским языком. Оценка ВНО по этому предмету шла мне в аттестат. Поэтому учительница до последнего момента не решалась ставить семестровую оценку (хотя по текущим оценкам получалось 10 баллов). Боялась, что результат ГНА будет меньше. В конце концов ГНА по украинскому языку я сдала на 12 и 10 превратилась в 11 Как видите, я не люблю школу не за то, что там задают домашние задания, не за то, что туда надо ходить пять раз в неделю. Я не люблю школу за то, что там важны не твои знания, а оценки. И учителя это поддерживают. Конечно, такое есть не во всех школах. И это сугубо мой опыт и субъективизм.

БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Сейчас я уже три года не учусь в школе. Как говорят, меня немного попустило. Я иногда чувствую ностальгию по школьным классам, учителям и учительницам. Почти всегда, когда бываю в школе, захожу в учительскую. С учителями, с которыми мы когда-то ссорились в кабинете директора, теперь можем посидеть за чаем. Да и сама школа немного изменилась, внешне, правда. Создание общины в городе, статус опорной школы - новый ремонт в итоге.

Недавно, еще до начала каникул, я зашла в школу. Почему-то опять захотела вернуться в детство и посидеть на уроках. Как вы можете догадаться, выбрала я не урок математики или украинского языка, а зарубежной литературы (это был один из моих любимых предметов). Я собиралась просто посидеть и послушать, однако учительница предложила мне выступить перед учениками. Это был шестой класс. Вообще у них должна была быть контрольная, но ее решили перенести. Поэтому я начала рассказывать о своей студенческой жизни и о том, как я «выросла» за эти три года. Мне очень понравилось, что учительница мировой литературы время от времени задавала мне вопросы и проводила детям аналогии моего собственного опыта и литературных произведений. Тогда я начала рассказывать о самом ценном моем опыте - волонтерстве. Когда я спросила шестиклассников, кто из них знает, что это такое, только трое подняли руки. И только я начала объяснять, открылись двери класса. Вошла завуч и сказала учительнице отпускать учеников немедленно. Это было за пятнадцать минут до конца урока. Оказалось, ей просто нужен был класс для проведения репетиции экобригады, а этот - самый большой. И это ничего, что она перебила мое выступление, это ничего, что, если бы у этих детей тогда действительно была бы контрольная, они просто не успели бы ее дописать и получили бы плохие оценки. Это была та самая завучка, которая когда-то порвала мою тетрадь по биологии, потому что она была слишком неаккуратной, та самая завучка, которая настояла на том, чтобы я пошла на олимпиаду по экологии, хотя я, откровенно говоря, этого не хотела...

В тот день я вышла из класса и подумала: «Я хочу, чтобы ремонт был не единственным изменением в этой школе».

Богдана КАПИЦА, Летняя школа журналистики «Дня» - 2017


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ