А самое большое наказание - это быть под властью худшего человека, чем ты, когда ты сам не согласился руководить.
Платон, древнегреческий философ, епиграматист, поэт, один из родоначальников европейской философии

Студенческие обряды в Бельгии

18 октября, 2017 - 18:11

Если вы побываете в университетских городах Бельгии в начале осени, то можете встретить группы необычно одетых молодых людей, которые поют под хмельком странные песни и выполняют не менее странные ритуалы. Время от времени они останавливаются, чтобы выпить новую порцию пива, а потом отправляются дальше, выкрикивая что-то похожее на крики первобытных охотников. И это только видимая часть...

Происходящее - этапы разных испытаний, конечной целью которых является батем - посвящение в студенты. Батем является давней традицией, которая в большей или меньшей степени сохранилась во многих университетах. Согласившиеся на эту церемонию должны пройти различные физические и моральные испытания, которые длятся несколько недель и становятся все более сложными и тяжелыми. Заканчивается церемония принесением присяги. О происходящем никто не рассказывает, все окутано тайной, гуляют только различные слухи, усиленные средствами массовой информации. Эти слухи перерастают в страшные истории, потому что почти каждый год происходят разные несчастные случаи вследствие чрезмерно потребленного алкоголя или слишком «экзотических» испытаний.

Пройдя посвящение, новички становятся полноценными членами серкла (дословно «круга») - студенческого братства. Это их объединяет, сплачивает, прошедшие посвящение студенты могут в полной мере воспользоваться всеми преимуществами студенческой жизни, в течение обучения и даже после участвовать в различных праздниках. В каждом университете есть свои знаменитые праздники, которые собирают студентов со всей страны.

Трудно понять эту традицию, не зная ее истории. А уходит она в эпоху Средневековья. Чтобы выстоять во времена постоянных политических изменений и сохранить независимость от епископального суда и светской власти, университеты, прежде всего стран Южной Европы, выработали свою особую форму автономии - корпорацию равных между собой людей, которые принимали взаимную присягу всегда поддерживать друг друга. Студенты активно перенимали эту традицию. Будучи представителями различных социальных слоев (преимущественно довольно состоятельных), после принятия в университетское сообщество они становились равными между собой и начинали совсем новую жизнь. Чтобы подчеркнуть это, они вели себя в повседневной жизни очень просто, нарочито равнодушно относились к своему внешнему виду, пели дерзкие бунтарские песни, в которых демонстрировали независимость от общепринятых норм и мнений, устраивали буйные праздники.

Отголосок именно этих праздников до сих пор сохранился в студенческой среде. Похожие наряды, похожие церемонии, почти те же самые дерзкие песни. Хотя все меньше студентов участвует в батеме. Если для предыдущих поколений это был почти обязательный ритуал, то сейчас в нем участвует 20 - 30 процентов желающих. Каждый год во время батема начинается очередная полемика между сторонниками и противниками этой традиции.

Сторонники считают, что это - культурное наследие и его надо непременно сохранить (атрибуты студенческих праздников занимают почетное место даже в музеях). В разные эпохи разные народы практиковали свои способы празднования перехода из одного состояния в другое. Человека, прошедшего испытания, воспринимали как своего, равноправного, у него появлялись новые друзья, к его мнению прислушивались. Именно эту идею использовали университеты эпохи Средневековья. Главное, что объединяет тех, кто прошел церемонию посвящения, - это дух единства и взаимопомощи, - считают сторонники. Да и сам ритуал батема для многих остался одним из лучших воспоминаний молодости.

Но, к сожалению, не для всех. Не каждому приятно вспоминать многочисленные бокалы принудительно выпитого алкоголя, унизительные процедуры, когда тебя в полночь выбрасывали где-то посреди леса с завязанными глазами и ты должен был самостоятельно выбираться оттуда, а на следующий день надо было глотать живых золотых рыбок, купаться голым в городском фонтане или в лужах с нечистотами. А если ты не выдерживал и на каком этапе выходил из игры, то твои студенческие годы превращались в ад. У тебя не было друзей, ты становился fossilе (дословно - доисторические останки), тебя презирали, даже в дальнейшей профессиональной жизни были из-за этого трудности.

Время идет и все понемногу меняется. В последнее время организаторов посвящения в студенты все больше контролируют, они должны согласовывать свои действия с ректоратом и полицией (особенно после смертельных случаев и «испытаний», которые можно скорее назвать пытками). Такие случаи, хотя и единичные, отбивают у многих первокурсников желание участвовать в церемонии. Кроме того, им не хочется терять ради посвящения первые недели учебного года и затем догонять пропущенный материал.

В последние годы жизнь не прошедших испытание студентов стала мало чем отличаться от жизни тех, кто такое испытание прошел. Их не игнорируют, они могут участвовать в студенческой жизни. В современном слишком политизированном обществе студенческая солидарность и независимость от власти пытается выживать, как и в далеком Средневековье. И не имеет особого значения – посвященный ты студент или нет.

Марина ЛИБЕРТ, Брюссельский свободный университет, Летняя школа журналистики «Дня» -2017
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments