Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Украинцы внесли свой вклад в развитие Канады»

Посол Роман ВАЩУК — о первых достижениях после ратификации соглашения о ЗСТ и продвижении в военном сотрудничестве
03 августа, 19:00
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Общеизвестно, что отношения между Украиной  и Канадой являются особыми, дружественными и базируются они на присутствии в Стране кленового листа более чем миллионной украинской диаспоры. Поэтому не случайно «День» второй раз пригласил посла Канады в Украине Романа ВАЩУКА, который также имеет украинские корни, прочитать лекцию студентам Летней школы журналистики. Летнешкольники из первых уст хотели услышать от дипломата об особенностях санкционной политики канадского правительства по отношению к России, которая незаконно аннексировала Крым и продолжает агрессию на Востоке Украины, а также о том, какую военную поддержку оказывает Канада и когда наша страна может получить канадское оружие.

О РАЗНЫХ ФАКТОРАХ ВОСПРИЯТИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ В КАНАДЕ

Карина ХАЧАТАРЬЯН, Сумский государственный университет:

— В этом году Канаде исполнилось 150 лет. В минувшем году отмечали 125 лет поселения украинцев в Канаде. Многие канадцы украинского происхождения сделали успешные карьеры, но о них мало что известно в Украине. Как это изменить, и относятся ли канадцы с уважением ко вкладу украинцев в построение Канады?

Роман Ващук: — Вы как журналисты можете этому помочь, в частности в такой редакции, как газета «День». Иногда это естественно, что не каждая родина проникается жизнью своей диаспоры. Разве что если в этом возникает потребность, а в последние годы это стало необходимо, поэтому возросла заинтересованность. Очевидно, что в известной степени существует естественное отношение к этим людям как к экзотическим лицам. Это преимущественно люди, которые выехали из Украины или отличаются по языку, говорят архаично или имеют отношение к культуре, где есть языковой барьер. Так что здесь существуют разные факторы. Как мы наблюдали,  каждая волна новой эмиграции считает, что она единственно правильная, а все, кто до нее приехал, немножко не такие. И это почти закономерно в истории любой диаспоры. Безусловно, много людей украинского происхождения сделали свой вклад в развитие Канады, и среди украинцев, которые выехали с территории Украины, также есть евреи и представители других национальностей. Кто-то из них исследует нишевые области. Кто-то работает в социальных сетях, которые специализируются на канадско-украинских хоккеистах и освещают их прошлое с 1916—1917 года по сегодняшний день. Очевидно, есть люди, которые писали историю поселений украинцев в Канаде. Существуют такие сайты, как diasporiana.org.ua. Здесь размещен большой контент не только о Канаде, но и о всяких изданиях, которые когда-либо выходили у нас. Так что ресурсы есть, но нужны люди, которые могли бы эту информацию живым, современным образом передать современным людям.

«СОГЛАШЕНИЕ О ЗСТ ПОВЫСИЛО ВНИМАНИЕ К КАНАДСКО-УКРАИНСКИМ ТОРГОВЫМ И ИНВЕСТИЦИОННЫМ ОТНОШЕНИЯМ»

— Пан Посол, можете рассказать о том, какие выгоды принесет обеим странам ратифицированное парламентами обеих стран Соглашение о зоне свободной торговли, которое вступает в силу с 1 августа?

Р.В.: — Думаю, что еще до вступления в действие подписанное соглашение о ЗСТ повысило внимание к канадско-украинским торговым и инвестиционным отношениям. Если мы посмотрим на статистику с января по май, рост относительно скромный на 5,3% до вступления в действие соглашения о ЗСТ. Следовательно, правила еще не изменилось, но в то же время можно наблюдать расширение ассортимента украинского экспорта. Среди топ-25 продуктов приблизительно половина не имела эквивалента в минувшем году. Это значит, что новые фирмы выходят на рынок, в частности такие, которые в Канаде входят в категорию Gold cards.

За первые пять месяцев этого года канадский экспорт вырос на 85% по сравнению с этим же периодом прошлого года. Но это происходит не только из-за активности канадского бизнеса. Этому способствовали поставки коксующегося угля, которые составляют свыше половины канадского экспорта в Украину; и это уже не связано с блокадой Донбасса и потребностью Украины найти замену существующему поставщику. Для нашей программы мы имеем отдельный проект украинского экспорта в Канаду, несколько приоритетных отраслей: текстильная промышленность, кондитерско-шоколадная (без влияния каких-либо должностных украинских лиц); на основе тенденции импорта канадского рынка и насколько есть соответствия украинского рынка, которые могли бы к этому приобщиться, это IT-сектор, мебель.

Анастасия ХАЗОВА, Восточноевропейский национальный университет им.         Леси Украинки:

— В апреле этого года Украина и Канада подписали договор о сотрудничестве в оборонном секторе. Однако настоящий договор не позволяет Украине покупать оружие у Канады. Чем же тогда полезен этой договор для Украины и когда стоит ожидать включения нашей страны в Automatic Firearms Country List — список стран, которым разрешено покупать оружие в Канаде?

Р.В.: — Собственно, настоящий документ как раз и является предпосылкой для процесса включения Украины в этот список. Этот административный процесс уже начался, поэтому я надеюсь, что до конца этого года он завершится. Пока он не определен так, чтобы это касалось оборонного сектора.

Мария ОРИЩИНА, Национальный университет «Острожская академия», Львовский национальный университет им. И.Франко:

— У Канады меньше всего бизнес-отношений с Россией. Может ли она стать той первой страной, которая будет поставлять оружие в Украину?

Р.В.: — Конечно, Украина не находится ни под каким эмбарго относительно снабжения оружием. Что касается нелетальных средств, мы поставляли их много. Я действительно считаю, что существует потенциал углубленного сотрудничества в военно-технической области. Как точно оно будет развиваться, по моему мнению, этот вопрос решится в течение ближайших месяцев.

«МЫ ПЫТАЕМСЯ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ПОТРЕБНОСТЯМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ УКРАИНЫ»

Кристина ШКРЯБИНА, Одесский национальный университет имени И. Мечникова:

— Канада уже несколько лет подряд успешно тренирует украинских военных на Яворивском полигоне. В этом году Канада продлила миссию UNIFIER до конца марта 2019 года. Можете нам рассказать об этой миссии поподробнее и о планах такого сотрудничества на ближайшее будущее?

Р.В.: — Кстати, завтра (разговор со студентами состоялся 12 июля 2017 года. — Ред.) в Украину прилетает командующий нашей армии генерал Винник. Он будет рассматривать последующее продвижение нашей инициативы. После продолжения миссии UNIFIER мы  получили возможность более гибко и менее географически привязано действовать в Украине. Канадские военные уже принимают участие в обучении сержантского состава на полигоне «Десна» под Киевом. Следовательно, мы пытаемся адаптироваться к потребностям Вооруженных сил Украины. Одновременно Канада принимает участие в Defence Reform Advisory Board (DRAB)      — совещательном органе, который занимается вопросами оборонной реформы.

Мы проводим тренировки на тактическом уровне, а также имеем советника в штабе на стратегическом уровне. Так что мы пытаемся скоординировать одно со вторым, так как мы можем почти до бесконечности на тактическом уровне тренировать единичные взводы или другие, но если они не вписываются в измененную концепцию структуры вооруженных сил на более оперативном уровне и, в конечном итоге, в стратегию, которая это все связывает, то тренировка не будет иметь длительных результатов. Мы стараемся переходить от первого этапа — учебы «один на один» (когда один канадец учит одного украинца бегать, стрелять, прятаться, наступать) к более сложным этапам. Поэтому состоятся не только учения сержантского состава, но также мы поможем формировать программу, которая будет определять роль сержантского состава. Таковы наши планы на следующие два года.

Александр САВЧЕНКО, старший лейтенант Вооруженных сил Украины:

— Нынешний министр иностранных дел Канады Христя Фриланд, находясь в оппозиции, отмечала необходимость введения санкций против близких друзей Путина, олигархов Игоря Сечина и Владимира Якунина. До сих пор эти двое не подпали под канадские санкции. Что мешает ввести санкции против этих спонсоров войны против Украины?

Р.В.: — Я не знаю детали этого решения. Я знаю, что как раз идут слушания в нашем парламенте, уже прошли в Сенате, теперь проходит голосование в Палате общин относительно канадского «закона Магнитского». Он позволяет точечно использовать наш инструментарий санкций, когда речь идет о нарушении прав человека. А в отношении этих двух частных случаев я не имею информации.

«НУЖНО ДУМАТЬ, КАК ИЗМЕНИТЬ СДЕРЖИВАЮЩИЕ И ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ДЛЯ РОССИИ»

Антон СЕСТРИЦИН, университет Карлтон, г. Оттава, Канада:

— Во время последних федеральных выборов в Канаде все главные партии обсуждали идею отключения России от платежной системы SWIFT. Этот шаг значительно навредил бы российской экономике и, возможно, заставил бы Путина уйти из Крыма и Донбасса. Работает ли Канада до сих пор над этим вопросом? Насколько это реально и, по вашему мнению, было бы это эффективным шагом?

Р.В.: — Вообще, если речь идет о стратегической ситуации Украины и процессах, которые вокруг нее происходят, нужно думать о том, как изменить сдерживающие и поощрительные факторы для разных игроков, включая Россию. У нас думают над тем, когда и как это можно применить. Это зависит, очевидно, не только от Канады, но и от других партнеров. Действительно, это также зависит от поведения РФ —  будет ли она заниматься эскалацией конфликта. Но, безусловно, вопрос поощрения и сдерживания, а также какие средства самые лучшие для этого — это часть нашего диалога с партнерами.

Виталий КУДИРКО, Львовский национальный университет им. И.Франко:

— В минувшем году Канадская ассоциация крымских татар активно работала над тем, чтобы канадский Парламент признал депортацию крымских татар 1944 года геноцидом, как это сделала Украина. Правительственное большинство во втором чтении проголосовало против этого законопроекта. Почему в результате волеизъявления Канада не захотела принять этот исторический факт, чтобы еще раз стать одной из первых стран Запада, признавших независимость Украины?

Р.В.: — Знаете, политика исторической памяти — это сложная политика. Мне кажется, что здесь играло роль тогдашнее виденье возможной эволюции ситуации, возможно как раз в данный момент не обострять вопрос, как вы видите с продвижением канадского варианта «закона Магнитского». Эти факторы играют меньшую роль в этом году. Я не исключаю, что когда-то, возможно, состоится возвращение к этому вопросу, но на данный момент он не стоит на повестке дня.

«МЫ УЖЕ РАССМАТРИВАЕМ ВОЗМОЖНОСТЬ ВИЗОВОГО ДИАЛОГА»

Любовь РЫБАЛКО, Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова:

— Недавно Украина получила безвиз со странами Европейского Союза. Когда эта же договоренность может быть реализована между Канадой и Украиной, учитывая то, что в Канаде проживает больше миллиона украинцев?

Р.В.: — Мы не хотим, чтобы в Канаде проживало 2 или 3 млн украинцев... Это я шучу. Нам надо посмотреть на влияние европейского безвиза на миграционные процессы, другими словами, на миграционные стремления украинцев. В Канаде очень специфическое внутреннее законодательство, которое является достаточно либеральным. Его могут использовать слишком креативные люди, чтоб обеспечить себе быт по крайней мере на год или два, а может три года в Канаде. По сравнению с либеральным внутренним законодательством наша внешняя визовая политика строже, чем во многих других странах. Также в Канаде нет принудительной внутренней регистрации и разных других средств, которыми отслеживают, где кто проживает. Существует миграционный контроль при въезде, а на выезде. К тому же в этом году мы снимаем визы с ваших румынских и болгарских соседей. И мы будем наблюдать за миграционными процессами в Украине.

Я бы добавил, что у нас есть еще промежуточные этапы, которые можно проходить. В известной степени мы уже рассматриваем возможность визового диалога. Однако по каким критериям будут выдавать визы, на какой период, еще не известно. Кстати, мы уже продолжили стандартное действие виз приблизительно до срока действия украинского паспорта — до десяти лет.

Вместе с Австралией Канада является одной из немногих стран, где большинство населения поддерживает иммиграцию. И одна из причин этого — существование у людей ощущения, что правительство держит под контролем въезд в Канаду. Мы можем шаг за шагом облегчать украинцам въезд в Канаду, но так, чтобы bigbang — сделали безвиз в последующие нескольких лет, такого я пока не вижу.

«НУЖНО ОТКРЫТЬ ДВУСТОРОННИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОБМЕНА СТУДЕНТАМИ»

Богдана КАПИЦА, Национальный университет «Острожская академия»:

— До Революции Достоинства действовало много программ обмена студентами с Канадой. Новые программы такого уровня уже не появляются. Как вы считаете, каковы причины этого? Какие студенческие обмены сможет вскоре предложить Канада для украинских студентов?

Р.В.: — Напомню, что достаточно недавно действовала межгосударственная программа International Experience Canada. Но немногие из этой категории участников вернулись в Украину. Но для нас это уже много. Следовательно, нам пришлось пересмотреть параметры подходов к таким программам и как внедрить двустороннюю эквивалентность. Например, мы предложили такую программу, а украинцы сказали, что не имеют действующего законодательства, которое бы позволило канадцам работать в Украине. Нужно открыть двусторонние возможности для обмена студентами.

Что касается университетских программ, то в период «турбулентности» их, в частности программу в Острожской академии сначала отключили, а затем из-за страха не включили. Если канадские университеты хотят заверения, чтобы приехали студенты из Канады в Острог или в Киев, то это безопасно, и мы советуем дружить. Здесь можно непосредственно связываться с университетами  в Канаде, но если речь идет о лоббировании в Канаде, то это происходит больше на провинциальном, а не на федеральном уровне, так как наши университеты автономны и они сами будут принимать соответствующие решения. Для этого нужна и просветительская позиция, в частности Посольства Украины в Канаде. Университеты должны пригласить Посла, чтобы он обращался к президентам университетов и их поощрял идти на такие обмены.

«СЕЙЧАС В РОССИИ ДОМИНИРУЕТ ИМПЕРСКИЙ И СТАЛИНСКИЙ НАРАТИВ»

Мыкола СИРУК, газета «День»:

— Пан Посол, ваша страна в свое время боролась за независимость против США. Многие эксперты раньше советовали Украине брать в пример отношения Канады с Америкой как образец взаимоотношений с Россией. Но как вы видите, сейчас, после аннексии Крыма и начала российской агрессии на востоке страны, Украине придется бороться с большой соседкой за восстановление территориальной целостности.  Что, по вашему мнению, из канадского опыта могло бы пригодиться Украине в настоящий момент?

Р.В.: — Вооруженную борьбу с США мы вели, когда Канада еще была колонией Британской империи и имела за собой контримперию. Вы пока никакой империи не принадлежите. Не знаю, имеете ли какое-то желание. Значит, этот вариант не сработает.

Я не настолько праисторический, но тем не мене помню перестроечные годы. С 1988-го по 1991 год я был в Москве, и это было время морального прозрения. Очень много чего вышло наверх,  и ведущие интеллектуалы этого времени сами занимались тем, что доносили правду о сталинизме, об империализме. Но история не является линейным делом. Она не обязательно идет победно к какой-то цели. И контрреакция здесь в том, что это донесение правды было связано с отсутствием зубной пасты, мыла и последующим обнищанием.

А сейчас в России в известной степени доминирует имперский и сталинский наратив. Хотя тогда уже казалось, что никогда снова такого рода почитания вождей не будет. Но оно как-то, по крайней мере в головах многих россиян, вернулось. Это не что-то генетическое или приобретенное, а все это зависит от обстоятельств, в которых живут люди.

«НЕЛЬЗЯ ИСКУССТВЕННО ИЗ ОДНОЙ СТРАНЫ В ДРУГУЮ СКОПИРОВАТЬ ОБРАЗЦЫ ЛЮБОЙ ПОЛИТИКИ»

М.С.: — Часто Украине ставили в пример канадский опыт двуязычности, аргументируя необходимость введения русского языка как второго государственного. Что вы думаете по этому поводу, находясь в нашей стране три года?

Р.В.: — Нельзя искусственно из одной страны в другую скопировать образцы любой политики, в частности языковой. В Канаде есть провинция Квебек, где языковое законодательство наиболее приближено к украинскому. То есть там есть попытка сохранить франкоязычное пространство, в то время как вне Квебека идет очень мощное давление другого доминирующего языка — английского.

Но тем не менее Украина все-таки перенимает некоторый наш опыт. Например, квотирование музыки на телевидении. У нас это происходит меньше по языковому принципу, а больше по принципу страны, где сделан продукт. 40 лет назад мы внедрили квоты канадского контента на радио и телевидении. Все сначала смеялись. Нам говорили, у вас никого нет и вы будете крутить одних и тех же трех канадцев. Но такое квотирование в дальнейшем создало целую разветвленную индустрию, которая завоевывает ведущие места в  мире. Я думаю, что опыт первого шага квотирования музыки в Украине показывает, что это срабатывает и дает позитивные результаты. Также это касается поддержки книгоиздания. Здесь Украина также уже позаимствовала некоторые наши образцы.

Хочу закончить разговор следующей темой. Задача канадского правительства — помочь коренным народам Канады. Это индианцы, которых свыше 1 млн. Почти 3 млн наших сограждан  — это коренные народы, бывшие индианцы, эскимосы, метисы смешанного коренного и франкоязычного населения. Достаточно сложно помочь им восстановить свою общественную роль после столетий в маргинезе общества. И наши успехи, а чаще неудачи делают меня немного скромнее в наставлениях украинцев, что любую социальную проблему можно решить за год-два, если только правильно написать проект и наклеить где-то плакаты и провести несколько семинаров. По отношению к нашему коренному населению мы проходим экзамен совести с мыслью о том, как лучше им решить современные и будущие проблемы. Иногда, когда живешь в этой среде, тебе кажется, что в этом нет новостей, а когда приезжаешь в Украину, то вспоминаешь вещи, о которых в Украине не знают, а для канадцев это просто, как «Отче наш», особенно когда они принадлежат к украинской общине.

Нынешняя Летняя школа журналистики проходила при поддержке Центра информации и документации НАТО в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать