Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Клоуны на предвыборных гастролях

Трамп как часть более широкого явления во всем демократическом мире
10 августа, 19:11
ХОТЯ ДОНАЛЬДА ТРАМПА МАЛО КТО ВОСПРИНИМАЕТ СЕРЬЕЗНО, ОН ВСЕ РАВНО РЕШИЛ ПОПРОБОВАТЬ СВОИ СИЛЫ И ПОБОРОТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ПРЕЗИДЕНТА США / ФОТО РЕЙТЕР

Дональд Трамп, магнат недвижимости и ведущий реалити-шоу, также известный как «Тот самый Дональд» (The Donald), вряд ли станет следующим президентом Соединенных Штатов. Он шумный, грубый, почти во всем невежественный и выглядит абсурдно со своим пушистым блондинистым зачесом. Даже самые ревностные республиканцы называют его не иначе как «клоуном родео», а его избирательную кампанию — «цирком». Издание Huffington Post публикует новости о кампании Трампа исключительно в разделе развлечений.

Тем не менее, в данный момент Трамп находится далеко впереди всех своих соперников за президентскую номинацию Республиканской партии. Даже для американской политики, которая может быть очень странной, это абсолютно экстраординарно. Чем объяснить популярность Трампа? Действительно ли все его сторонники «психи», как сенатор Джон Маккейн, возможно, не очень умно, их назвал?

Критики Трампа утверждают, что он играет на самых низменных инстинктах недовольных избирателей, которые ненавидят иностранцев (особенно мексиканцев), не доверяют банкирам (или вообще всем людям с высшим образованием, если уж на то пошло) и все никак не могут пережить избрание президентом человека, у которого отцом был негр. Трамп, как заметил ведущий юмористического телешоу Джон Стюарт, — это «паспорт Америки», или, по крайней мере, значительного числа американцев — белых, немолодых и живущих в маленьких городках.

Да, все это может быть и так. Но Трамп является частью более широкого явления во всем демократическом мире. Недовольных избирателей можно найти везде — будь-то США, Европа или Индия. Но они не только отворачиваются от основных политических партий и следуют за популистами, которые обещают вычистить коррумпированные элиты из властных центров; у них есть еще и общий вкус к политическим шоуменам, или клоунам, если хотите.

Беппе Грилло, реальный комический артист по профессии, сейчас возглавляет вторую крупнейшую политическую партию в Италии. Его цель — ниспровержение политического истеблишмента страны и развал Европейского Союза путем выхода Италии из зоны евро.

Конечно, в каком-то смысле Италия уже трижды голосовала за клоунскую фигуру в роли премьер-министра. Сильвио Берлускони, еще один миллиардер, заработавший на недвижимости и, кстати, начинавший свою карьеру на круизном лайнере певцом, еще более скандален, чем Трамп, и был таким же королем масс-медиа, причем буквально: он владел большей частью СМИ в своей стране. Как и в случае с «Тем самым Дональдом», многим людям, особенно мужчинам, Берлускони нравился не вопреки своим скандальным заявлениям и поведению, а именно из-за них.

Телевизионный комический актер по имени Виктор Трухильо, более известный как Брозо Жуткий Клоун, стал самым влиятельным политическим комментатором в Мексике. В Нидерландах, стране, которую мы обычно не воспринимаем как родину политических клоунов, растущий популизм сначала возглавлял Пим Фортейн, яркий гей, который устраивал провокационные и всегда очень зажигательные выступления на публике. Его талант делать шокирующие заявления был также плюсом, а не минусом. После его насильственной смерти в 2002 году Герт Вилдерс, бывший панк-рокер с копной выкрашенных в цвет платины волос засветил ярче других на голландском небосклоне популизма.

Кроме странных причесок (лысеющий Берлускони раскрашивал голову), у новых популистов есть много общего. Миллиардеры или нет, им свойственна общая острая враждебность к так называемым элитам, они чувствуют себя социально исключенными из них. Вилдерс и Трамп, как и другие в том же роде, играют еще и на популярных антимигрантских настроениях. Трамп назвал мексиканцев в США «насильниками». Вилдерс хочет запретить Коран и остановить переезд мусульман в его страну. Это, впрочем, часть того же самого возмущения против элит, которых винят в том, что именно они позволили приезжать иностранцам.

В Европе антипатия к иммигрантам (или исламу) может быстро превратиться во враждебность к Европейскому Союзу, который рассматривается как еще один бастион застоявшихся элит. Это то, что объединяет Вилдерса и Грилло.

Но я думаю, что есть и более фундаментальная причина, почему у политических клоунов дела идут столь удачно. Многие люди устали от класса профессиональных политиков. В прошлом левыми политиками часто становились активисты профсоюзов, а консерваторами были богатые предприниматели или землевладельцы. У каждого социального класса были собственные интересы, которые представляли партии, разделенные четкими политическими отличиями.

Однако все чаще люди не видят разницы между политиками той или иной партии. Все они смешиваются в одну кучу под рубриками «Вашингтон», «Брюссель» или «Уолл-стрит».

Подобное восприятие является утрированным, особенно в США. Эта страна была бы реально совсем другой, если бы президентом был республиканец, особенно учитывая республиканское большинство в обеих платах Конгресса.

Но, безусловно, во многих странах идеологические отличия партий в целом стерлись. Социальные демократы правят в коалиционных правительствах при попустительстве консерваторов. Царит неолиберализм. Все больше политика напоминает мошенническую систему, в которой члены единого класса политиков конкурируют за рабочие места, а не за победу идеалов или более широких коллективных интересов.

Тем самым трампизм или гриллоизм — это восстание против профессиональных политиков. Трамп не просто пытается соревноваться с демократами в борьбе за пост президента; он точно так же соревнуется и с истеблишментом собственной партии. Его сторонникам омерзительны компромиссы, которых достигли в Вашингтоне лидеры республиканцев и демократов. Они не считают сотрудничество двух партий необходимым условием управления большой и очень разной страной, для них это — форма коррупции.

Именно поэтому они проголосовали пять лет назад за политиков Чайной партии (Tea Party), которые предпочли остановить работу органов власти страны, а не договариваться с демократами. И именно поэтому они радостно встречают ярких крикунов вроде Трампа.

Однако без компромиссов демократия станет неуправляемой. И сейчас это крайне серьезная угроза для США. Даже несмотря на то, что Трамп не станет следующим президентом, ущерб от его популизма уже нанесен.

Проект Синдикат для «Дня»

Ян БУРУМА, профессор демократии и прав человека в Бард-колледж. Его последняя изданная книга называется «Укрощение богов: религия и демократия на трех континентах»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать