Проблема демократии не в том, нужна ли людям свобода, а в том, насколько они способны ею пользоваться.
Алексис де Токвиль, французский государственный деятель, историк, обществовед

Папа Иоанн Павел II на святой земле осудил антисемитизм

29 марта, 2000 - 00:00

23 марта в Иерусалиме состоялась встреча папы Иоанна Павла II с Главными Раввинами Иерусалима Израилем Мейером Лоу и Елиягу Бакши-Дороном, представляющими две ветви иудаизма — Ашкеназим и Сефардим. В конце встречи высокопоставленные раввины подарили Римскому понтифику старинный список Святого Письма, известный как «Иерусалимская Библия». Раввин Лоу торжественно прочитал посвящение: «Да будете Вы благословенны во время прибытия и во время отъезда». Встреча закончилась крепкими рукопожатиями.

Знаменательным было обращение Иоанна Павла II к раввинам: «Я всегда старался принадлежать к тем, кто работает, чтобы изжить старые суеверия и обеспечить полное понимание того, что иудеи и христиане имеют общее духовное наследие... Мы, христиане, признаем, что иудейское религиозное наследство является неотъемлемой частью нашей веры, что вы, иудеи, являетесь нашими старшими братьями ... Пусть еврейский народ примет тот факт, что Церковь категорически осуждает антисемитизм и все иные формы расизма — она считает их несовместимыми с принципами христианства. Мы должны вместе строить будущее, в котором не будет антисемитизма среди христиан, а также антихристианских чувств среди евреев».

Во время визита к Мемориалу Холокоста в Иерусалиме, у вечного огня и урны с пеплом евреев, погибших в Аусшвице, перед списком концентрационных лагерей, Иоанн Павел II почтил память 6 миллионов евреев, погибших во время фашизма. «Только непризнание Бога может привести к планированию и истреблению народа», сказал он. И просил простить христиан за то, что они допустили массовые убийства. Иоанн Павел II молился не многословно, но очень эмоционально: «Как Епископ Рима и преемник Апостола Петра, я заверяю еврейский народ, что Католическая церковь, руководствуясь Евангелием Закона и Любви, а не какими бы то ни было политическими мотивами, глубоко опечалена ненавистью, актами преследования и проявлениями антисемитизма со стороны христиан, независимо от того, когда это случилось. Церковь отвергает расизм во всех его формах и считает его отрицанием образа Творца, отображенного в каждом человеческом существе».

Перед выступлением Иоанн Павел II встретился с евреями польского происхождения, прошедшими ад концентрационных лагерей. Среди них было несколько товарищей его детства. Эдит Цирер из Вадовице (родной городок папы) рассказала, что Кэрол Войтило фактически спас ей жизнь. В 1945 году, когда Эдит была освобождена из лагеря, она не могла даже выйти за ворота — больна туберкулезом, почти парализованная. Лежала, ожидая смерти. Молодой семинарист Войтило накормил ее, напоил горячим чаем и нес на руках четыре километра до железнодорожной станции.

Прокомментировать визит папы Римского в Святую землю, это уникальное в истории как иудаизма, так и христианства, событие мы попросили Главного раввина Украины и Киева Якова Блайха:

«То, что папа приехал в Землю Обетованную, встретился здесь с представителями иудейской религии и публично просил прощения за преследование евреев христианами, имеет большое значение, но в первую очередь — для христиан. Для налаживания нормальных дружеских отношений Католической церкви с другими религиями. Отмечу также, что Папа сказал правильные, но не все слова, которых от него ожидали. Мы, евреи, просим прощения иначе — в Судный день каемся во всех грехах, совершенных за год; каемся, зная, что в этот день решается судьба каждого.

Подчеркну, однако, что папа Иоанн Павел II сделал то, чего его предшественники и руководители других ветвей христианства до сих пор не сделали. Он понимает, что без осмысления и публичного признания своих грехов невозможно даже мечтать о нормальных межрелигиозных отношениях. Думаю, что поступок Иоанна Павла II можно объяснить двумя причинами. Во-первых, он очень хороший, очень добрый человек. А, во-вторых, он родом из Польши, где с детства имел друзей среди евреев, учился вместе с ними, многим помогал во время войны. Так, как это когда-то было в украинских городках, где евреи и украинцы жили по соседству. Для Иоанна Павла II еврейский вопрос всегда был жизнью, а не теорией. Так что главная моя мысль — папа Иоанн Павел II сделал очень благородный и полезный — в первую очередь для христиан — исторический шаг».

С большей категоричностью высказался во время встречи с папой Иоанном Павлом II премьер-министр Израиля Барак: «Вы сделали больше, чем кто-либо, ради того, чтобы изменить отношение Церкви к евреям».

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ