Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Прагматичная Анкара

Эксперты — о том, какие угрозы несет для Украины «Турецкий поток» и необходимость «реалистичного плана»
20 ноября, 18:47
ФОТО REUTERS

В понедельник, 19 ноября, турецкий и российский президенты Реджеп Таип Эрдоган и Владимир Путин в Стамбуле приняли участие в торжественной церемонии, посвященной завершению строительства морского участка газопровода «Турецкий поток», который проходит из Анапского района Краснодарского края России по дну Черного моря до побережья европейской части Турции, а именно города Кыйикей. Оба лидера дали команду на сваривание замыкающего стыка второй нити газопровода, сообщает DW. Укладка первой нити газопровода завершилась в апреле этого года.

Строительство «Турецкого потока» стартовало в мае 2017 года. Он стал своеобразной альтернативой проекта «Южный поток», который должен был пройти из России по дну Черного моря через Болгарию к Греции, Сербии, Венгрии, Словении, Италии и Австрии. Россия отказалась от его строительства в 2014 году в результате давления со стороны ЕС из-за агрессии РФ против Украины.

Параллельно прокладывались две нити газопровода «Турецкий поток» мощностью 15.75 млрд кубометров газа каждая. Одна из них предназначена для поставки голубого топлива Турции, другая — в страны Южной и Южно-Восточной Европы. Стоимость проекта оценивают в 7 млрд долларов.

Во время церемонии турецкий президент отметил, что длина каждого газопровода — 930 км, и они проходят под водой на глубине более 2 км. По его словам, полностью проект будет завершен до конца 2019 года, когда пройдут все необходимые испытания. Эрдоган заявил, что отношения между Турцией и Россией «достигли своего пика, и это выражается в сфере сотрудничества в энергетическом секторе», а также назвал проект «историческим». Он добавил, что не менее половины природного газа, который пройдет через «Турецкий поток», планируется поставлять в страны ЕС.

Президент РФ между тем отметил, что этот проект делает из Турции «серьезный европейский хаб» и «будет отражаться на геополитическом положении» страны. Также, как пишет Reuters, он заявил, что «проекты такого типа, и этот проект в частности, не направлены против чьих-то интересов», и назвал их «сугубо креативными».

Несмотря на это заявление президента РФ, очевидна настоящая цель «Турецкого потока» — обойти Украину как путь транзита газа в европейские страны. Например, раньше председатель НАК «Нефтегаз Украины» Андрей Коболев в эфире телеканала «Прямой» заявил, что «Турецкий поток» несет для нашего государства такую же угрозу, как «Северный поток-2». «Она (нить газопровода — Ред.) просто меньше по объему, но угроза такая же — снятие транзитных объемов с Украины и перевод на другой маршрут», — цитирует его слова «Укринформ». «Интересно, не забыли ли в Европе о Балканских исторических уроках? В действительности это только один из многих вопросов, вместе с Северным потоком-2 и без него... По-видимому, вопрос «будут ли новые безопасностные трения?» несвоевременен, но все же вопрос времени. Ведь геополитика стабильна до тех пор, пока нет изменений в гео...» — так прокомментировал новость в Facebook  адмирал, эксперт по вопросам обороны и безопасности Игорь Кабаненко.

«День» обратился к экспертам с просьбой рассказать, какие риски несет «Турецкий поток» для Украины и в чем заключается его выгода для Турции:

«НУЖНО ГОТОВИТЬ РЕАЛИСТИЧНЫЙ ПЛАН НА СЛУЧАЙ РЕЗКОГО ПАДЕНИЯ ТРАНЗИТА»

Дмитрий МИРУНИЧ, сопредседатель Фонда энергетических стратегий:

— Риски очевидны. В случае существенного заполнения мощностей первой очереди это создает предпосылки для падения транзита газа через украинскую территорию приблизительно на 15 млрд кубических метров. При текущих ставках транзита где-то до полумиллиарда долларов транзитной выручки будет недополучено только из-за введения этой первой очереди. Если будет введена в эксплуатацию и активно будет использоваться со значительной мощностью вторая очередь, к сожалению, будет потеряно еще как минимум 300—400 млн долларов транзитной выручки при текущих тарифах на транспортировку.

Для россиян экономически обоснованно будет не платить транзитный тариф не только Украине, но и Молдове, Румынии и Болгарии. Зачем им это делать, если они будут им напрямую транспортировать газ, и эти деньги будут оставаться в их казне? Конечно, там будут амортизационные отчисления, без них невозможно. Но однозначно, что это экономически более выгодно и целесообразнее.

Можно ли использовать «Турецкий поток» на пользу Украине и с помощью его, например, поставлять американский газ из польского терминала?

— Нет. Для того чтобы транспортировать газ из терминала Свиноуйсьце, нужно построить интерконектор Украина-Польша. Такой проект существует, на него даже есть ТЭО, но нет денег. На текущую дату должно было начаться строительство, по крайней мере определены подготовительные работы, но они провалены, в частности с украинской стороны, поскольку у «Укртрансгаза» нет денег.

А что эта ситуация в целом значит для Украины? «Турецкий поток» может полностью заработать в конце 2019 года, активно сооружается «Северный поток-2». Как Украине действовать и защищать национальные интересы?

— По-моему, вряд ли мы сможем противодействовать, поскольку мы не являемся участниками этих проектов, они не проходят по нашей территории. Можно, конечно, выражать свои претензии, пытаться на политическом уровне что-то требовать, но все это неэффективно. Я считаю, последнее, что осталось у Киева, — апелляция в США и попытка действовать вместе или использовать их как элемент противодействия «Северному потоку-2».

Нужно готовить реалистичный план на случай резкого падения транзита до отметки 20-25 млрд кубов в год — что делать с украинской ГТС. Пока никакого такого плана не существует, он не подготовлен в полном объеме. «Нефтегаз» давал предварительные оценки, сколько станций нужно уже  законсервировать, но это еще далеко не то, что нужно. Должен быть мощный план, все государственные органы должны к нему приобщиться. Нужно будет пересматривать схемы транспортировки газа внутренним потребителям. Понятно, что вырастут расходы на единицу транспортной работы, это приведет к росту транспортного тарифа внутри страны.

«ЭТО НЕСЕТ УГРОЗУ НЕ ТОЛЬКО ЭКОНОМИЧЕСКОГО, НО И ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА»

Игорь СЕМИВОЛОС, директор Центра ближневосточных исследований:

— «Турецкий поток» — это старый проект, который существовал еще до начала вооруженного конфликта с Россией. В этом смысле политика Турции — достаточно прагматична. Они нацелены на то, чтобы превратить свою страну в энергетический хаб, и чем больше через нее будет проходить транспортных и других коридоров, тем лучше для них. Поэтому они, исходя из своих национальных интересов, всячески поддерживают такие проекты газопроводов, которые проходят через их территорию. Все эти проекты приветствуются Турцией, и руководство страны активно их лоббирует.

Конечно, для Украины любая диверсификация российского газа и попытка пустить его через другие газопроводы несет угрозу, причем не только экономического, но и военного характера. Ведь мы прекрасно понимаем, что одной из причин, почему Россия не пошла на прямую военную интервенцию в 2014 году, была газотранспортная система, повреждение которой во время боевых действий рассматривалось как такое, которое невозможно сделать. Наличие контрактов, большая часть газа, которая идет по украинской территории и пр., — это сдерживающий фактор. Нам любые такие проекты не то что непосредственно угрожают, но, по крайней мере, создают дополнительные проблемы.

С другой стороны, следует понимать, что в тех сложных отношениях, которые выстраиваются у Украины с Турцией, мы пытаемся минимизировать любое влияние России и сделать так, чтобы эти отношения строились не в треугольнике, а непосредственно между двумя странами, при минимальном влиянии третьей страны. А это значит, что мы должны принимать аргументы наших турецких партнеров об экономической целесообразности этого газопровода.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать