Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вызовы в сфере безопасности для внешней политики

«Завдання для команди нового Президента — змусити визнати Росію воюючою стороною», — експерт
11 июня, 18:32
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Интересным оказался круглый стол «Вызовы в сфере безопасности для внешней политики Президента Украины Владимира Зеленского», который организовали Институт внешнеполитических исследований и Центр глобалистики «Стратегия ХХІ» при содействии Генеральной дирекции по обслуживанию зарубежных представительств.

Директор Института внешнеполитических исследований Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА назвал три первоочередных проблемы Президента Зеленского во внешней сфере.

Во-первых, это направление, которое Украина прокладывала в последние годы: получение членства в Европейском Союзе и НАТО.

Во-вторых, налаживание отношений с соседними государствами на западных границах. И на выполнение обеих упомянутых задач, по его словам, будет накладывать свой отпечаток изменение политических элит в Европе, что меняет политическую конфигурацию не только в ЕС, но и в других международных структурах, на которые мы хотим опереться в своей дипломатии.

В-третьих, завершение войны с Россией. Но здесь главный вопрос —  условия компромисса для завершения российско-украинской войны. Причем нужно учитывать, добавил эксперт, что 60% украинцев верят в то, что можно завершить войну мирным политико-дипломатическим путем.

Пан Перепелица также заметил, что одним из ключевых факторов, которые могут влиять на решение упомянутых трех задач, является российское энергетическое влияние не только на экономику и энергетическую безопасность Украины, но и на европейский политикум.

СЕМЬ ВЫЗОВОВ ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

Директор Института внешнеполитических исследований обратил внимание на семь вызовов для внешней политики Украины, которые будут доминировать во внутренней среде и влиять на внешнюю политику.

Во-первых, за последние 5 лет мы превратились в объект внешнеполитических влияний, Украина утратила субъектность, и предыдущая стратегия президента Порошенко, которая считала главным приоритетом опираться на политико-дипломатические мирные средства, не достигла своих целей.

Во-вторых, продолжает эксперт, поскольку европейский и мировой международный порядок не один год находится в состоянии турбулентности, а с началом войны с Россией в 2014 году международные институты утратили способность влиять, опора на них уже не способна решить проблему, то ставка на решение конфликта на Донбассе исключительно дипломатическими средствами теряет смысл и, более того, это нивелирует минский процесс и эффективность ОБСЕ.

В-третьих, в Европе и в целом на Западе происходит трансформация политических элит. На смену лидерам, которые ориентировались на ценности, приходят радикалы и популисты. И переориентация ценностей происходит на фоне кризиса беженцев, и в странах Запада начинают доминировать право— и леворадикальные предпочтения.

В-четвертых, социал-демократы и христианские демократы теряют влияние в Германии, так же, как теряет свое влияние партия Макрона во Франции, уступив на выборах в Европарламент партии Ле Пен.

А это влияет на евроатлантические перспективы для Украины и евроатлантическую  солидарность. Более того, отмечает Перепелица, деструктивные процессы в Европе подпитываются российской гибридной войной, которой Запад не мог ничего противопоставить и даже не смог идентифицировать угрозы, рассматривая таковыми мигрантов, потепление климата, а не Россию.

В-пятых, Украина оказалась без надежных союзников и не смогла создать мощный антипутинский альянс.

В-шестых, из-за ослабления международной субъектности Украины происходит изменение регионального баланса, соседи прибегают к ультиматумам и силовому влиянию. И этому способствовала несуразная политика предыдущего президента.

В-седьмых, Президенту Зеленскому необходимо будет такая международная среда, чтобы нейтрализовать пророссийскую коалицию, которую Россия использует против нас. И это касается, по словам эксперта, влияния олигархов на внешнюю политику страны, что имело место при предыдущих президентах.

Касаясь темы минского процесса и нормандского формата, пан Перепелица заметил, никакая модификация минского процесса не решит проблемы, поскольку существующий минский процесс, в частности его полное выполнение, означает узаконивание сепаратизма в Украине.

А нормандский формат, в частности переговоры в нем с привлечением лидеров четырех стран, продолжает эксперт, никоим образом не повлиял на поведение России. «Путин не считается ни с Меркель, ни с Макроном, и они не имеют ресурсов заставить российского лидера пойти на приемлемый компромисс», — подчеркнул Перепелица.

«НАМ  НУЖНЫ ТРЕЗВЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ПРОГНОЗЫ ОТНОШЕНИЙ С РФ»

Директор внешнеполитических программ Центра Разумкова Михаил ПАШКОВ отметил важность для власти предпринять конкретные шаги для урегулирования ситуации на Донбассе.

Эксперт отметил, что позиционирование новым Президентом внешнего курса на членство в ЕС и НАТО является как раз причиной российско-украинского конфликта. По его словам, за последние пять лет Кремль абсолютно не идет на уступки Украине и, более того, добавил он, скоро ситуация может дойти до того, что на заседаниях Временной координационной группы мы уже будем разговаривать с гражданами России, получившими паспорта.

По мнению Пашкова, Кремль возлагает надежды на пророссийскую колонну, которая идет на парламентские выборы в Украине, и даже собирается институализировать Медведчука и Бойко как переговорщиков по газу.

Еще одним вызовом для украинского Президента, отметил эксперт, является решение регламентного комитета ПАСЕ вернуть Россию в Совет Европы, и этому нужно помешать.

Пан Пашков отметил, что Украина действовала на внешней арене без конкретного плана, фактически в формате ручного управления. Более того, добавил он, Украина должна иметь концепцию отношений с Российской Федерацией. По его словам, эксперты прогнозируют сохранение существующей ситуаций в отношениях с северным соседом на протяжении 3—5 и более лет.

«Нам  нужны трезвые и реальные прогнозы отношений с РФ, хотя ничего другого, кроме конфронтационных отношений, не предвидится», — отметил эксперт.

И для этого, по его мнению, нужно предпринять три ключевых шага.

Во-первых, принять базовый документ по внешней политике и политике в сфере безопасности. Во-вторых, обеспечить условия для его реализации, разделив сферы между Президентом, Кабинетом Министров и Верховной Радой.

И в-третьих, превратить МИД в эффективную структуру для реализации внешней политики.

И в целом, подчеркнул Пашков, ключевым моментом противостояния российской агрессии может и должно быть усиление обороны и сохранение солидарности в мире и содержание санкций.

«УКРАИНЕ НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ ПАДЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ЧЛЕНСТВА В ЕС И НАТО»

Между тем Виталий МАРТЫНЮК, исполнительный директор, руководитель международных программ Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» обратил внимание на то, что ни в коем случае Украине нельзя допустить падения поддержки членства в ЕС и НАТО. А для этого, отмечает эксперт, реформы должны быть ощутимыми на уровне граждан, а с другой стороны, должна быть ощутимая поддержка со стороны ЕС, в том числе заявления о возможном членстве в этом сообществе.

По его мнению, Украина должна поставить себе первоочередную цель — членство в НАТО, поскольку этого легче достичь, чем членства в ЕС.

Также, продолжает пан Мартынюк, Украине стоит искать механизмы включения в сотрудничество в треугольнике НАТО — ЕС — Украина в сфере безопасности.

Эксперт назвал очень опасной политику уступок, поскольку односторонние уступки приводят лишь к поощрению агрессора.

«СЕЙЧАС НЕ СУЩЕСТВУЕТ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ВОЙНЫ»

Подводя итоги дискуссии, Перепелица подчеркнул, что в настоящий момент неправильно ставить вопрос о решении конфликта на Донбассе, а нужно вести речь о завершении войны с Россией.

И потому задача для команды нового Президента — заставить признать Россию воюющей стороной, что она является субъектом войны, подчеркнул эксперт. По его словам, уже концом войны и началом мира может стать мирный договор.

Между тем, продолжил он, украинский военный компонент используется и будет использоваться как форма сдерживания России, которая считается лишь с военной силой, а именно это может заставить ее отступить от своей конечной цели уничтожения Украины как государства.

А сейчас, считает Перепелица, не существует условий для завершения войны, как и условий для введения миротворцев на оккупированный Донбасс. И это происходит из-за того, что и минский процесс, и нормандский формат построены таким образом, что Россия не является субъектом войны, но зато присутствует дипломатически.

И как раз паспортизация на оккупированных территориях так называемых «ДНР» и «ЛНР» является подтверждением того, что мы ведем войну с Россией и российскими гражданами. И если это хорошо осознает Зеленский, то это будет очень серьезным началом того, как мы должны положить конец войне с Россией и вернуть под свой контроль оккупированные территории и нелегально аннексированный Крым.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать