Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Подземного города не будет?

В центре Киева вместо музейного комплекса хотят сделать парковки
08 декабря, 20:39

Кажется, что в наше время сохранение исторических, архитектурных или культурных памятников, кроме самих научных работников, почти никого не волнует. По крайней мере, власти такую обеспокоенность проявляют крайне редко. Чаще всего с их стороны принимаются совершенно противоположные решения — застроить историческую часть города, чтобы получить от этого прибыли. О последствиях, к сожалению, никто не думает, но ведь речь идет о сохранении национальной памяти! Как заботимся о ней, видно из того, что Киев из-за постоянных застроек почти утратил свое историческое лицо. Так, несколько месяцев назад Киевсовет разработал проект реконструкции Контрактовой площади на Подоле. Сначала планировалось, что здесь Центр археологии Киева создаст подземный музей, в котором можно было бы увидеть жилища киевлян IХ—Х веков. Но последний вариант реконструкции предусматривает вместо музея строительство четырехъярусного подземного паркинга и торгово-развлекательных центров. Если все пойдет именно по такому сценарию, то Киев лишится своей истории, а киевляне и гости города не смогут ознакомиться с сенсационными и уникальными вещами, которые археологи уже нашли на Подоле.

— Постановление Киевсовета о реконструкции Контрактовой площади, улицы Сагайдачного и Андреевского спуска, с одной стороны, включает знаковые и долгожданные объекты в том плане, что эти памятники давно уже следует привести в порядок, — рассказал директор Центра археологии Киева Михаил Сагайдак. — Специальный Научно-реставрационный проектный институт «Укрпроектреставрация» сформулировал соответствующую концепцию, но она не учитывает требований международного законодательства по охране памятников, которое ратифицировала Украина, а также наших собственных законов. А в соответствии с ними любые реставрационные или строительные работы в заповедной зоне, а Подол как раз и является таковой, должны проводиться после археологических исследований и раскопок. В большинстве случаев здесь нельзя создавать новые комплексы, а основным направлением этой работы должна быть музеефикация территории. Мы предложили такую музейную программу. На днях прошло совещание у главного архитектора города, где была представлена последняя концепция реконструкции, и стало понятно, что на Контрактовой площади все беспокоятся о наличии парковок для автомобилей, а те достопримечательности, которые имеют стопроцентную мировую славу, которые показывают значение нашей территории во многих исторических процессах, в частности, урбанистических, и охватывают широкий исторический контекст, были просто проигнорированы. Так в свое время проходила реконструкция на майдане Незалежности. Или же когда мы раскрыли новые объекты на улице Юрковской, где есть памятники архитектуры ХІІ века, тогда нам обещали сохранить много объектов, а в результате — нет ничего.

Если археологам удастся отстоять свой проект музейного комплекса, то мы получим уникальную достопримечательность. По замыслу научных работников, подземный музей должен выглядеть как стеклянный куб, опущенный в землю на глубину 12,5 метра. Все аутентичные находки, имеющиеся на этой глубине, могли бы видеться в натуре, а не так, как в музее. А это настоящий подземный город с улицами, заборами, зданиями, предметами быта. Подобные интерактивные экспозиции созданы во многих странах мира — Болгарии, Греции, Италии, Франции, а одним из лучших признан музей в городе Йорк (Англия), воссоздающий времена нашего Подола, то есть IХ—Х столетия. И очереди своих и иностранных туристов стоят туда длиннющие.

— Подол и зона Контрактовой площади — уникальная археологическая достопримечательность. В толще грунтов, начиная от современной поверхности и опускаясь до 12,5 метра, лежат остатки древнего города. Когда еще строилось метро, было найдено множество вещей, которые уже изучены научными работниками и признаны во всем мире. Выполнив цикл работ, можно создать уникальный музей нового типа. Такие планы давно существуют, первые предложения были еще в 70-х годах, даже сформировали соответствующую программу, но тогда начали строить метро, сделали Пирогощу как начальный этап музея, а с началом 90-х годов все прекратилось. Под Пирогощей остались аутентичные памятники, правда, посмотреть на них церковь никого не пускает.

Через неделю проект реконструкции Подола подадут на подпись городскому голове. Если мэр его подпишет, мы потеряем не просто часть истории, но и культурное лицо города. Сейчас археологи видят единственный выход — бить в набат и привлечь внимание СМИ и общественности, делая акцент на музеефикации Подола. А еще хочется верить, что научные работники все же убедят столичные власти, что заработать можно не только на парковках, но и на музеях, хоть и не так быстро.

КОММЕНТАРИИ

Сергей КОТ, старший научный сотрудник Институт истории НАН Украины:

— Во время реконструкции Майдана Незалежности в ходе рытья котлована были найдены остатки Лядских ворот ХII—ХIII столетий, которые окружали древний Киев, тогда нашли много интересных находок, даже говорили о доме, где проживал ключник этих ворот. Но в угоду бизнесу находки были захоронены: строителям была дана команда разрушить их, уничтожить и вывезти. На этом месте можно было создать подземный музей, но появились бутики, макдональдсы. В проекте реконструкции Майдана предусматривалось, что в зоне, которая расположена под монументом Незалежности Украины, должен был быть музейный комплекс, посвященный борьбе Украины за независимость. Но группа архитекторов выступила против появления здесь колоннады деятелей украинской истории, которые приложили усилия к обретению независимости. Тогда имел место политический момент, потому что, ясное дело, нужно было вспомнить Ивана Мазепу, Симона Петлюру и тому подобное. Вместо колоннады предложили музей, но территория с самого начала была так запроектирована под бутики, что подходящего места для музея просто не нашлось. В настоящее время имеем новую ситуацию с Подолом. Когда искали материалы к 1500-летию Киева, прокладывали ветки метрополитена, на Подоле были найдены уникальные находки — целые улицы старого Киева ХII—ХIII столетий. Тогда это было никому не нужно, лишь некоторые сооружения выхватили музейщики. Да, Сикорский перевез киевские деревянные срубы в Переяслав-Хмельницкий. Мы называем Киев матерью городов русских, но что приезжие люди могут здесь увидеть — паркинги, подземные стоянки? Старого города почти не осталось, и туристический Киев мы скоро потеряем, людям будет неинтересно приезжать и смотреть на железобетонные сооружения. К сожалению, в перспективном планировании города предусматривается что угодно, только не музейные комплексы. И эту тенденцию нужно ломать.

Михаил ДЕГТЯРЕВ, искусствовед, сопредседатель Общественного комитета защиты архитектуры Киева, член Нью-Йоркской академии наук:

— Проект реконструкции Подола возмущает многих научных работников. В заповеднике «Давній Київ», который включает как раз эту территорию города, предусмотрен особенный режим строительных работ, за ударением на сохранении древности. В то время, когда аутентичные памятники разрушаются, средств на их спасение нет. Подольская администрация, которая выступает с проектом реконструкции, должна знать, что ядром площади является заповедник, потому нужно сохранить хотя бы то, что здесь уже есть: Гостинный двор, Пирогощу и тому подобное. А что значит — вырубить единственный сквер, где могут отдохнуть киевляне? Зато хотят возобновить в натуральную величину дом магистрата эпохи барокко, а напротив возвести гестовский дом эпохи классицизма. Но это совсем разные сооружения, которые в одно времени вместе никогда не существовали. Когда сгорел в 1811 году дом магистрата, остатки строительного материала были использованы для одной части проекта Гесто — Контрактового дома, а другая часть гестовского проекта вообще никогда в натуре не была сделана. Зачем же эти муляжи возводить в натуральную величину, да еще и над станцией метро. У государства на это денег нет, потому чиновники хотят привлечь инвесторов, а для этого и создают многоуровневые паркинги, места для торгово-развлекательных центров. Поэтому нужно найти деньги на реставрацию и поддержание аутентичного вида достопримечательностей, которые есть на Подоле, тем более, что это древняя площадь, где ничего нового и масштабного вообще не нужно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать