Человечество должно избавиться от войны, иначе война избавится от человечества.
Джон Кеннеди, 35-ый президент США

Путь Юлиана Бачинского

Недооцененный представитель самостоятельности и соборности Украины
27 марта, 2020 - 11:56
ЮЛИАН БАЧИНСКИЙ — ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, КОТОРЫЙ КОНКРЕТНО ПОСТАВИЛ НА ПОВЕСТКУ ДНЯ ТРЕБОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ

Прошлый 2019 год был щедрым на юбилейные вехи в жизни и творчестве выдающегося украинца — Юлиана Александровича Бачинского. Важнейшие из них — 150-летие со дня рождения, 125-летие со времени появления самой известной его работы — «Україна irredenta» («Україна уярмлена»), 80-летие смерти в сталинском концлагере. К сожалению, в силу различных как объективных, так и субъективных обстоятельств его творчество, по мнению ряда исследователей, до сих пор недооценено и память о нем достойно еще не почтена.

Очевидно, что это не справедливо. Ведь именно благодаря Ю.Бачинскому украинская общественно-политическая мысль еще в конце ХІХ века впервые выдвинула на повестку дня величественный идеал политической самостоятельности и соборности разорванной между двумя империями (Российской и Австро-Венгерской) и порабощенной Украины. Произошло это, кстати, за пять лет до появления знаменитого трактата «Самостійна Україна» надднепрянца Николая Михновского. Названным выше, конечно, не исчерпывается вклад Ю.Бачинского в сокровищницу наших национальных свершений. Его научная, публицистическая и общественно-политическая деятельность в течение нескольких последующих десятилетий тоже заслуживает большего внимания.

Родился Юлиан Бачинский 28 марта 1870 г. в с. Новоселка в Восточной Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи (ныне село Подгаецкого района Тернопольской области), в семье сельского священника Александра Бачинского, впоследствии известного церковного деятеля, доктора богословия, педагога и писателя. Мать его умерла, когда Юлиану было всего три года. Начальное и среднее образование получил, учась во Львовской гимназии, высшее — во Львовском и Берлинском университетах (по специальности юрист).

Уже в раннем возрасте способный и любознательный юноша увлекается идеями национального и социального освобождения своего народа, включается в общественно-политическую жизнь Галичины. Его мировоззрение формировалось под влиянием М.Драгоманова, И.Франко, Н.Павлика и других выдающихся украинских деятелей, с которыми он лично общался. В частности с И.Франко он познакомился в 1888 г. еще гимназистом. Как вспоминал сам Бачинский, И.Франко, будучи одним из основателей социалистического движения в Галиции, никогда в гимназический период не говорил с ним о социализме. «О социализме начались наши разговоры уже позже, — подчеркнул он, — они же нас и развели после основания радикальной партии» (Бачинский Ю. «Як я видавав «Українську еміграцію». Зразок культури «Українського П’ємонту з початком ХХ-го віку». — Львів, 1930. — С. 6). С М.Драгомановым Ю.Бачинский лично познакомился в июле 1891 г. в Вене и впоследствии переписывался с ним.

Большое влияние на мировоззрение юноши оказали также идеи западноевропейских социалистов — К.Маркса, Ф.Энгельса, Ф.Лассаля, К.Каутского и других. Ю.Бачинский был одним из первых социалистов марксистского направления в Украине. Именно за марксистские догмы М.Драгоманов остро критиковал в своих письмах-рецензиях рукопись его труда «Україна irredenta» в 1894 г. Защищая свои взгляды, Бачинский в письме-ответе Г.Драгоманову писал: «...никогда не был я полностью сторонником Ваших мнений, и когда начал присматриваться теориям Маркса, далеко скорее и сильнее прильнул к ним, как к Вашим» (Бачинский Ю. «Моя переписка з Михайлом Драгомановим» (Додаток до «Україна irredenta»). — Львів, 1900. — С. 56).

Однако это произойдет несколько позже. Пока что радикально настроенный студент Ю.Бачинский настойчиво изучает общественно-политическую литературу, социально-экономическое положение края, стремится к организационной политической деятельности. Относительно общего состояния украинского общественного движения в тогдашней Галичине следует отметить, что доминирующим в нем было неполитическое «народничество». Своей лояльностью к власти оно очень напоминало надднепрянское украинофильство, но отличалось от него чуть более правыми социальными взглядами, в частности, отрицательным отношением к социализму. Благодаря деятельности Н.Драгоманова и его активных сторонников из единого народнического лагеря выделяется группа социалистически настроенной молодежи, в которую вошел и Бачинский. Она и основала в октябре 1890 г. во Львове под руководством И. Франко, Н.Павлика и С.Даниловича Украинскую радикальную партию (УРП). Это была первая политическая партия европейского типа в истории Украины (первоначальное ее название — Русьско-украинская радикальная партия).

С самого начала члены УРП имели разные взгляды на деятельность и задачи партии, что привело к появлению двух групп: «молодых» и «старших». К молодым радикалам, которые составили социалистически-марксистское крыло партии, принадлежали Ю.Бачинский, В.Будзиновский, М.Ганкевич, Е.Левицкий, В.Охримович. К «старшим» — И.Франко, М.Павлик, С.Данилович, К.Трилевский, Т.Окуневский и др. Почти по всем вопросам между ними возникали острые споры. Уже в марте 1891 г. «молодые» радикалы выступили с ревизией программы своей партии, направленной на достижение автономии Украины. Они решительно заявили, что потребности развития народов требуют, чтобы «каждая народность, под угрозой гибели, была организована в самостоятельный политический организм — новое централизованное государство» ((Українська суспільно-політична думка в ХХ столітті. Документи і матеріали. — Мюнхен, 1983. — Т. 1. — С. 14).

Фактически возглавив социалистически-марксистское крыло партии, Ю.Бачинский взялся за теоретическое обоснование перспектив по ближайшим задачам развития украинского национально-освободительного движения. Он вдохновенно и напряженно работает над исследованием «Україна irredenta», которое завершает в 1893 г. Однако напечатать его из-за названных выше противоречий со «старшими» радикалами ему удалось только через два года. И.Франко и М.Павлик, несмотря на категорические требования «молодых» радикалов, отказались напечатать эту работу в органе партии «Народ». Не оправдались ожидания автора и на помощь М.Драгоманова, поскольку тот не только осудил его марксистские убеждения, но и скептически воспринял главную его идею — достижение политической самостоятельности Украины. Лишь в конце 1895 г. названная работа увидела свет.

Несмотря на то, что украинская общественно-политическая мысль на тот момент еще никогда не выходила за пределы требования автономии и федерации, идеи этого исследования оказались по-настоящему новаторскими и смелыми. Проанализировав на основе марксистской методологии состояние общественно-экономических отношений как австрийской, так и подроссийской Украины, Ю.Бачинский пришел к выводу, что вскоре должно появиться «дело политической самостоятельности украинского народа, дело независимости — национального украинского государства» (Бачинский Ю. «Україна irredenta». — Берлін, 1924. — Вид. 3. — С. 70). Обосновывая его, автор писал: «Політична самостійність України, т.є. політична відрубність України не лише від Польщі, але і від «Великоруси» усаднена тим, що не лише одній Польщі, але й «Великоруси» виставлена вона на жир, обі вони тягнуть з неї поживні для себе соки... Отже, таке становище, яке займе Україна супроти Польщі, таке саме становище буде вона мусіла заняти і супроти «Великоруси».  Як проти Польщі, так і проти «Великоруси» буде мусіла виступити до бою; від обох тих націй буде мусіла добиватися політичної відрубності, політичної самостійності» (Там же. — С. 94-95). Политическая самостоятельность, по его мнению, — это жизненно необходимое условие экономического и культурного развития, вообще возможности существования Украины.

Очень важно, что будущее независимое Украинское государство мыслилось автором единым и соборным, которое охватывало бы все этнические украинские земли, которые входили тогда в состав двух империй. «Вільна, велика, незалежна, політично самостійна Україна — одна, нероздільна від Сяну по Кавказ!» — так он сформулировал стратегическую цель украинского движения (Там же. — С. 97).

Еще одна мысль, высказанная Ю.Бачинским, заслуживает особого внимания. Борьба за самостоятельность Украины не касается только украинцев, а является делом всех наций, которые заселяют ее территорию. «Спільний інтерес зукраїнщить їх, змусить їх усіх стати українськими «патріотами»7, — подчеркивал он (Там же. — С. 95).

И.Франко, ознакомившись с трудом уже после печати, посвятил ему большую рецензию под одноименным названием.  В ней он хоть и остро критиковал автора за доктринерство и догматизм марксистской школы, в целом высоко оценил его произведение, отметив несомненный талант автора.  «Для мене, — писал И. Франко о труде «Украина irredenta», — вона важна як факт нашого політичного життя, як прояв національного почуття і національної свідомості... Будь що це є перша на галицько-руськім ґрунті спроба синтези певних поглядів і наукового обставлення того, що автор відчув як потребу свого розуму і своєї душі. Може погрішуся против матеріалістичного світогляду, коли скажу, що такі потреби так само, як і потреби життя матеріального, родять великі історичні події. А раз відчута — у кого з національних, у кого з економічних причин — потреба політичної самостійності України, то справа ся вийде на порядок денний політичного життя Європи і не зійде з нього, поки не осущить ся»8 («Житє і Слово». — Львів, 1895. — Т. 4. — С. 482). Предвидение это, как известно, оказалось пророческим.

Начало.  Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

Иван ГОШУЛЯК
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ