София Русова: Украина как крест и призвание
Ко 160-летию со дня рожденияИстория Украины в массовом восприятии — вещь иногда довольно абсурдная. Почему? Хотя бы потому, что до сих пор для многих наших сограждан Надежда Крупская, несмотря на все законы о декоммунизации и переименовании улиц, — «своя», «наша», «отечественная» деятельница, а вот, скажем, София Русова — «чужая», «западенка», «бандеровка». Хотя реально, конечно, все не так, но массовое сознание, особенно в определенных регионах страны, до сих пор живет по советским предписаниям...
КАК СТАНОВЯТСЯ УКРАИНЦАМИ
Надежда Крупская и София Русова жилы и работали в одну историческую эпоху (хотя Русова и была старше на 13 лет). Они были знаковыми личностями как в политике, так и в педагогике. И их вклад был весомым в то, что делалось, с одной стороны, в досоветской и советской России, а впоследствии в СССР, с другой стороны, в порабощенной империей, затем на короткое время независимой Украине, а впоследствии в почти виртуальной Украине, взлелеянной теми, кто сумел спастись из-под советского сапога по чужим краям. И вклад этот был совсем разным, можно сказать — диаметрально противоположным.
Надежда Крупская, жена Владимира Ульянова-Ленина, поставила свой очевидный талант на службу тоталитарной политике, а так же тоталитарной педагогике, она способствовала утверждению возобновленной под другими флагами империи. В то же время София Русова тогда же стала в защиту притесняемой империей нации, принимала участие в деятельности демократических политических сил и организаций, приложила усилия к созданию современной национальной педагогики.
София Русова родилась 18 февраля 1856 года в семейном имении Олешни на севере Черниговщины. Ее отец Федор Линдфорс был по происхождению обрусевшим шведом, а иметь Анна Жарве — француженкой. С девяти лет София жила в Киеве и здесь окончила гимназию. Вместе со своей сестрой Марией она основала первый в городе детский сад, а со временем — и школу для взрослых.
В восемнадцать лет София переехала в Санкт-Петербург и там вскоре вышла замуж за украинского этнографа и фольклориста Александра Русова. Вместе с мужем она готовила полный текст «Кобзаря» Тараса Шевченко в двух томах к изданию в Праге. Через некоторое время супруги поселились на хуторе близ Борзны на Черниговщине, София работала там акушеркой, позже она учительствовала в школе в Олешне.
В 1881 году Русова была арестована за связи с народовольцами и после освобождения постоянно находилась под присмотром полиции. Она работала в украинских сообществах Киева, Одессы, Харькова, Херсона, Чернигова, Полтавы, организовывала украинские школы, возглавляла Учительский союз.
В 1902 году полиция выселила Русовых из Украины, они поселились в Петербурге и вернулись в Киев только через шесть лет. София преподавала здесь педагогику на Высших женских курсах и во Фребелевском педагогическом институте и французский язык в Коммерческом институте, издавала педагогический журнал «Світло».
«Оковы порабощения не так легко сбрасываются, вчерашние рабы не становятся сразу сознательными гражданами. Для такой большой перемены необходимо не только время, которое всегда продвигает вперед развитие общества и личности в соответствии с требованиями творческой жизни, — необходимо воспитание, которое только и имеет возможность дать нам новых граждан».
Так писала педагог София Русова.
Русова знала, о чем пишет — они с мужем по происхождению не были этническими украинцами, однако, как и многие их образованные современники, органично влились в украинскую среду; здесь действовал, среди прочих, и фактор воспитания (самими обстоятельствами жизни), и самовоспитания. Александр Русов был членом «Старої громади» с самого начала ее основания и так же преследовался царской властью именно за свою украинскость. Было их в «Старій громаді» много — личностей с обретенными украинскими корнями или с сознательно избранной украинской идентичностью. Назовем несколько хрестоматийных деятелей: Владимир Антонович, Вильгельм Беренштам, Николай Зибер, Тадей Рыльский, Всеволод Рубинштейн. А рядом с ними всегда было куда больше «землячков»-малороссов, любителей украинских песен под рюмку и галушки, и в то же время верных слуг империи, тогда царской, а потом советской.
ПУТЬ В УКРАИНСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ
Сын Софии и Александра Русовых Михаил стал в 1900 году одним из основателей Революционной украинской партии (РУП), он — вместе с Николаем Михновским — отстаивал выразительно независимые позиции. Но тяжелая болезнь и смерть в 1909 году оборвали жизнь этого молодого человека, которому было всего лишь около 30-ти.
После смерти сына на несколько лет София Русова отходит от активной деятельности. Но вот на календаре — 1917 год. Наступает новая эпоха. София Русова, несмотря на свой уже не юный возраст, активно участвует в Украинской революции. Ее избирают в Центральную Раду, а затем — в постоянно действующый орган ЦР — Малую Раду (там было только две женщины-депута). Потом Русова возглавляла правительственный департамент дошкольного и внешкольного образования, занималась украинизацией школ, преподавала педагогику в Каменец-Подольском университете.
СОФИЯ РУСОВА СОЗНАТЕЛЬНО ВЫБРАЛА СЛУЖЕНИЕ УКРАИНЕ, ЕЕ НАРОДУ, ЕЕ НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОЗРОЖДЕНИЮ ДЕЛОМ СВОЕЙ ЖИЗНИ. НА ФОТО — С СЕСТРОЙ МАРИЕЙ / ФОТО С САЙТА RUSOVA.AT.UA
В 1922 году она вынуждена была эмигрировать из УССР. В письме к родным она писала: «Прощай, родная, дорогая Украина. Покидаю тебя с одним страстным желанием все свои старые силы отдать на освобождение Твоего народа, чтобы опять гордилась Ты и свободой, и наукой, и богатством».
Русова, работая в Украине и в эмиграции, создала собственную систему национального воспитания, она была автором букваря, школьных учебников по географии и французскому языку. Среди ее научных трудов — произведения по педагогике и исследования творчества Гоголя, Сковороды, Шевченко, Тагора, Олеся, Драгоманова и Квитки-Основьяненко. Русова была также соучредительницей украинского женского движения, возглавляла Украинский национальный женский совет и Всемирный союз украинок. Ее книга «Наші видатні жінки» стала одним из первых исследований творчества украинских писательниц.
С 1922 года София Русова жила в Галичине, потом в Вене и Праге, преподавала там педагогику в Украинском педагогическом институте. Она умерла в восемьдесят четыре года в Праге 5 февраля 1940 года.
В целом, судьба Софии Русовой в эмиграции сложилась не так уж плохо. Если бы она осталась в УССР, наверное, ей бы был прямой путь, по меньшей мере, на скамью подсудимых в процессе СОУ. Хотя, конечно, не чувствовала она себя очень комфортно в Галичине, а затем в Праге, так как стремилась работать для независимого Украинского государства. Однако то, что она успела сделать, вошло в золотой фонд украинской педагогики и оказалось нужным тем подвижникам, которые начали развивать эту педагогику уже тогда, когда Украина стала независимой.
ЗА ЧЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ И НАЦИОНАЛЬНУЮ
Был один эпизод в эмиграционной деятельности Софии Русовой, к которому стоит привлечь особое внимание. Когда в Европу начали массово поступать известия о страшном голодоморе в Советской Украине, 15-го февраля 1933-го года Украинский национальный женский совет в Праге издал воззвание ко всем народам мира, чтобы они обратили внимание на ужасное положение населения в Украине, чтобы Международный Красный Крест пришел на помощь голодающим. Заявление подписала профессор София Русова, председатель Национального совета женщин Украины.
«Украинские женщины, объединенные в эмиграции в Национальный женский совет, бессильны оказать несчастному населению какую-либо помощь. Украинская эмиграция огорожена от своего народа страшными большевистскими ограждениями... Наша корреспонденция с родными навлекает на них жестокие преследования. Мы не можем послать кило риса, хотя бы и за ту огромную цену, которую установили сами большевики, играясь с голодным народом, как кот с мышью, чтобы не подвести наших родных, наших сестер и их детей под страшное наказание. Мы можем лишь правдиво осведомлять культурный мир о тех ужасах, которые происходят за теми стенами», — это слова Софии Русовой, сказанные ею о Голодоморе.
А Надежда Крупская в это же время призывала советских пионеров брать пример с Павлика Морозова, прославившегося своими доносами в ГПУ на отца-»кулака» и других родственников. Судьба Крупской как будто сложилась значительно лучше, чем Русовой. Член ВЦИКа (большевистского квазипарламента), заместитель наркома образования, член ЦК ВКП(б), автор десятков книг и брошюр, вдова чуть ли не обожествленного «основателя первого в мире социалистического государства» — и какая-то там политическая эмигрантка. Но могла ли Крупская сказать что-то значимое без санкции «сверху», со стороны ЦК, а реально — со стороны Сталина? Нет. Она попыталась сделать это в середине 1920-х, но «вождь трудящихся» так на нее шикнул, что она притихла и до конца жизни в 1939 году послушно исполняла все его приказы. А София Русова была и осталась свободным человеком.
Долгая жизнь Софии Русовой была по-настоящему подвижнической. Первые детсады вместе с сестрой Марией она учредила в 15 лет. Следовательно, после этого было еще 69 лет непрерывного и плодотворного труда на педагогической ниве. И не только собственно на педагогической, а также и на государственнической. Общественной, а отчасти, очевидно, и государственной деятельностью можно считать ее председательство в Украинском национальном женском совете, — очевидно, первой по-настоящему масштабной и влиятельной украинской женской организации.
Очевидно, после сказанного было бы банальным еще раз говорить о том, что Русова показала урок настоящего служения своему народу. Который при этом стал «своим» по ее собственному выбору, по осознанному моральному долгу, так как была она по отцу шведкой, по матери француженкой. Это должно было бы стать предостережением для тех «патриотов», которые очень любит влезать в родословные тех или иных деятелей современности или прошлого до 8-го колена, выискивая именно там украинскость или неукраинскость. Но истинная украинскость является делом поступков, делом гражданской позиции, а не делом крови.
Сейчас должны исчезнуть те несколько улиц Надежды Крупской, которые были на карте Киева (и на Левом берегу, и в тех поселках, которые были присоединены к Киеву во время расширения городской черты). В столице, наконец, появилась и улица Софии Русовой. Ее именем названы также улицы в Чернигове и Ковеле. И все! Зато именем Крупской до сих пор изобилует карта Украины и в ее населенные пункты.
Выпуск газеты №:
№29-30, (2016)Section
История и Я