Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Земля Мамаев

Древняя Украина и татаро-монгольская Великая Степь
20 января, 10:00
КЛАССИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ КАЗАКА МАМАЯ — ОТЧАЯННОГО ХАРАКТЕРНИКА И МУДРЕЦА, КОТОРОГО ЗНАЮТ ВСЕ УКРАИНЦЫ. НО ВСЕМ ЛИ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПРОТОТИП МАМАЯ, ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО, БЫЛ ТЮРКСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ? / ФОТО С САЙТА GETMANAT.ORG

Существование Золотой Орды оказало большое влияние на историю Украины. В  результате захватнических походов внука Чингизхана — хана Бату под власть Орды попала значительная часть Киевской Руси. Сильнее всего эта зависимость чувствовалась в русских землях, прилегающих к степи      — там, где находились кочевья монголо-татар. Уже при наследниках Чингисхана огромная территория империи была поделена на автономные  улусы, в том числе улус Джучи, который включал в себя земли современной Украины. Сами татары называли этот надел Улу Улус — Великий Улус. Центром владений хана Бату, которые раскинулись от Дуная до Средней Азии, стало Нижнее Поволжье. Уже вскоре Великий Улус фактически превратился в Золотую Орду. К его ханам в город Сарай стекались огромные богатства, прежде всего, от караванной торговли по Шелковому пути. Целая сеть караван-сараев с колодцами, базары и таможни приносили немалый доход от транзита шелка и других китайских товаров, которые купцы везли в Византию и Европу. Одно из ответвлений этого торгового пути проходило через Крым и по степной Украине. Здесь позднее обосновался хан Ногай, претендовавший на отделение от Великого Улуса. В его честь получили название татарские кочевья вдоль побережья Черного и Азовского морей. Кроме этого, в Крыму укрепилась еще одна ветвь потомков Чингизхана. Именно Крымское ханство стало  последним осколком Золотой Орды в Восточной Европе и просуществовало рядом с Украиной до конца XVIII века.

Как известно, процесс становления, расцвета и упадка Золотой Орды растянулся на несколько столетий. Он подвел окончательную черту под историей Киевской Руси. Сохранить ограниченный суверенитет удалось лишь немногим русским княжествам, в том числе отдаленным Галицко-Волынским землям, расположенным в лесах и горах. Однако и Данило Галицкий вынужден был ехать в Орду с подарками. Более близкие к степи центры прежних княжеств — Переяслав, Чернигов, Киев, не говоря уже о мелких городах, лежали в пепле и руинах. Славянское население бежало от завоевателей на север, а кочевья самих татар широко раскинулись в Приднепровье. Особенно на левобережье Днепра, где еще во времена Киевской Руси жили ковуи — смешанное славяно-тюркское население, потомки печенегов, торков и половцев. Сам великий и многоводный Днепр у завоевателей, поселившихся в Приднепровье, получил новое имя — Узи. Полуразрушенный Киев тоже стал носить второе название — Манкерман, что означало «хвалимая крепость». Именно под этим именем город упоминается в восточных хрониках периода Золотой Орды. Как свидетельствует католический монах Плано Карпини, побывавший в Киеве в 1246 году, прежний город был практически уничтожен. В нем, по распоряжению хана, правил тысяцкий суздальского князя       — Дмитрий Ейкович, за которым присматривали татары. Уже за Каневом находилась первая татарская застава. «Татары... произвели великое избиение в земле Руси, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руси. После долгой осады они взяли его и убили жителей города. Поэтому, когда мы ехали через их землю, мы находили в поле бесчисленное количество голов и костей мертвых людей. Этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь разорен почти дотла. Едва ли существует там двести домов, а людей татары держат в самом тяжком рабстве».

В течение длительного времени ордынские завоеватели считали киевские, черниговские, переяславские земли своими владениями, взятыми мечом. К середине XIV века Золотая Орда достигла пика своего могущества и расцвета. Однако после убийства последнего прямого потомка Бату, началась двадцатилетняя смута, которая в русских летописях получила название «Великого смятения». С 1359 по 1380 год в Золотой Орде сменилось 25 ханов. Воспользовавшись хаосом и соперничеством между татарами, литовский князь Ольгерд в 1362 году захватил земли в бассейне Днепра. Однако и после этого Золотая Орда не отказалась от своих претензий на упомянутые земли. Историки считают, что земли будущей Украины с того времени находились в двойном подчинении. Литовские князья были вынуждены платить ордынцам своеобразную неустойку — «поминки». Здесь же оставались и многочисленные «татарские села», где проживали татары, перешедшие на службу к великому литовскому князю. Очевидно, именно этот факт отражают сообщения восточных хронистов, описывавших обстоятельства похода Тамерлана (Тимура) на Золотую Орду в 1395 году. Как известно, правитель среднеазиатского Маравеннахра Тимур выступил на стороне хана-чингизида Тохтамыша, что позволило прекратить «Великое смятение» в Золотой Орде. Однако затем великий хан решил подчинить себе и бывшего союзника, что стало его роковой ошибкой. Тимур совершил серию удачных походов, сжег ордынскую столицу Сарай, и это стало началом конца Золотой Орды.  «Преследуя правое крыло войска врагов в сторону реки Узи (Днепр), Тимур снова повел войско в набег и, дойдя до местности Манкерман (Киев) в стороне от реки Узи, разграбил область Бек-Ярыка и все хозяйство их, кроме немногих, которые спаслись. Затем Тимур направился к городу урусов по имени Машкав (Москва) и, сделав набег на все те области, разграбил их; воины взяли бесчисленную добычу». Из этого свидетельства можно сделать вывод, что в конце XIV века поселения татар находились на левобрережье Днепра и в районе Киева. Интересно, что даже век спустя татарское название Киева все еще  не было забыто, о чем свидетельствуют мемуары венецианского посла Амброджо Контарини «Путешествие в Персию».  «1 мая  (1474 г.) мы приехали в город, именуемый Киев, или Маграман, который находится вне Нижней России. ...Город стоит у границ с Татарией; в нем собирается некоторое количество купцов с пушниной, вывезенной из Верхней России; объединившись в караваны, они идут в Кафу, однако часто бывают захвачены татарами».

Распад Золотой Орды и кровавые междоусобицы в степи способствовали переходу потерпевших поражение татарских родов на службу в Литву и Московию. Историки отмечают, что иногда на степной окраине появлялись целые татарские анклавы. Хорошо известно, например, существование в Московии так называемого Касимовского ханства. Его главу, крещеного татарина Симеона Бекбулатовича, царь Иван Грозный во время опричнины посадил на царский престол вместо себя. На границе Великого княжества Литовского также был татарский анклав — так называемое «княжество Мансура». Существовало оно  в XIV—XVI веках, в основном на территории Сумской и Полтавской областей. Княжество было основано в 1381 году сыном темника  Мамая Мансуром из рода Кият. Знаменитый Мамай занимал влиятельное положение в Золотой Орде при последнем прямом потомке Бату — Бердибеке, и был зятем убитого хана. Во время «Великого смятения» Мамай практически создал самостоятельный улус в западной части Золотой  Орды. Не будучи потомком Чингизхана, он не имел прав на ханский престол, поэтому ограничивался влиятельной должностью беклярибека при ханах-марионетках. По примеру Мамая другие потомки эмиров также проявили стремление к самостоятельности, однако борьба за контроль над столицей  — Сараем — ослабила Орду. Сам Мамай, расположивший свою ставку на Днепре, в устье реки Конка, в 1380 году был разбит московским князем Дмитрием Донским, а затем войсками его соперника — хана Тохтамыша. После этого Мамай бежал в Крым, но был предан коварными союзниками — генуэзцами, которым татары сбывали славянских рабов. Сын Мамая — Мансур в поисках убежища откочевал на север, к границам Литвы. На  территории современной Сумщины и Полтавщины  Мансур Мамай восстановил несколько укрепленных городков, в том числе Глинск и Полтаву, и объявил эти земли своими владениями. В состав населения татарского княжества вошла одна из южных групп севрюков — выходцев из Северской земли, проживавших в междуречье Ворсклы и Сулы, в районе Полтавы. Десятилетие спустя, в сражении с войсками Тамерлана, создатель княжества был убит. Но, несмотря на это, владения князей Мамаев постепенно расширились и включили в себя земли не только на левом берегу Днепра, но и на правом — в современной Черкасской области. Там вместе с татарами поселились черкесы, которые вынуждены были бежать от войск Тамерлана под защиту Литвы.

Со временем татарские князья Мамаи превратились в могущественных феодалов Великого княжества Литовского. Свое литовское подданство они, как гласит родословец, признали в период правления князя Витовта. Центром княжества Мамаев являлся деревянный городок под названием Глинск. Позднее их резиденция переносилась в  Золотоношу и Полтаву. Татарское княжество имело довольно необычное устройство — главами местных общин, состоявших из смешанного славяно-тюркского населения, являлись военные командиры, которых выбирали сами поселенцы, что продолжало традиции Золотой Орды. Князья Мамаи были скорее атаманами, чем обычными феодалами, а жители — во многом похожими на казаков. Стоит заметить, что термин «казак» давно бытовал в Золотой Орде, где он обозначал людей вольного сословия. Позднее мы видим ту же систему отношений у запорожских казаков. При поступлении на службу к Витовту потомки Мамая приняли крещение, а внук Мансура женился на дочери князя Острожского — княжне Настасье, положив начало литовскому роду Глинских. Вплоть до 1508 года их владения оставались автономным образованием внутри Великого княжества Литовского. Великий князь Витовт пожаловал Глинским в управление фактически все левобережье Днепра. Взамен крещеный князь Олекса Глинский и его потомки должны были защищать эти земли от недругов и участвовать в войнах литовских  князей. Существует версия, что лишь благодаря союзу с князьями Мамаями Великое княжество Литовское сумело  поставить под свой контроль огромную территорию Дикого поля — вплоть до Черного моря. Сами литовцы там, разумеется, не жили. Эти степи контролировали потомки другого сына Мамая — Скидера, который, по сведениям родословной Глинских, откочевал с Полтавщины под Перекоп.

Несмотря на то, что Глинские потеряли свои владения в Украине, а их род пресекся, деятельность князей Мамаев не прошла бесследно. Вместе со своими  родственниками — Острожскими, Вишневецкими, Ружинскими и Дашкевичами, также имеющими татарские корни, они стали организаторами украинского казачества. Выходцы из этих родов были первыми предводителями казацких отрядов. Не случайно память о князьях Мамаях сохранилась в народной памяти украинцев в образе легендарного «казака Мамая». Этот мифический персонаж стал настолько символичной фигурой, что, когда вспыхивали народные восстания в Украине, обязательно появлялся новый Мамай. В XVIII  — XIX веках в украинской народной живописи бытовал характерный сюжет: на картине изображался запорожский казак, сидящий «по-татарски» и играющий на кобзе. Хотя «казак Мамай» известен всей Украине, больше всего его изображения распространены на левобережье Днепра, на территории, центром которой является Полтавщина. Княжество потомков Мамая — лишь небольшой эпизод, но он поясняет влияние Золотой Орды на формирование Польско-Литовского и Московского государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать