Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ансамбль № 1

24 февраля, 19:37

Сегодня Павлу Вирскому — легендарному балетмейстеру, основателю Национального заслуженного академического ансамбля танца Украины, который сегодня носит его имя, — исполняется 100 лет.

Юбилей своего патрона коллектив отмечает широко. Вчера, накануне дня рождения мастера, на сцене Дворца «Украина» выступили победители I Всеукраинского конкурса им. П. Вирского. Этот конкурс можно назвать марафоном. Он проходил на протяжении двух лет и в нем приняли участие более 700 коллективов (профессиональных и самодеятельных, взрослых и детских). В нынешнем гала-концерте принимали участие: Гуцульский ансамбль песни и пляски, ансамбль «Донбасс», Харьковский театр «Заповит», детский ансамбль «Солнышко» (из Житомира), воспитанники Школы Вирского и другие (около 3000 артистов).

А сегодня, в день юбилея во Дворце «Украина» пройдет торжественный вечер под названием «Тот, кто творил душой». В программу входят исключительно произведения Павла Павловича в исполнении артистов ансамбля им. П. Вирского. Четыре композиции коллектив возобновил специально для этого концерта.

— На вечере зрители увидят 12 танцевальных номеров, — рассказывает нынешний художественный руководитель ансамбля Мирослав Вантух. — В частности: «Мы из Украины», «Бухенвальд», «Подоляночка», «Хмель», «Ой, под вишней», исполним и знаменитые «Гопак»,«Ползунец», «Запорожцы» и другие танцы, которые уже стали визиткой нашего коллектива. Для нас наследие Вирского — «золотой» фонд ансамбля. Хотя, когда мы только обсуждали программу концерта, то некоторые коллеги-режиссеры спрашивали — будет ли интересна ретро-программа сегодняшнему зрителю, и даже советовали добавить номера из нынешнего репертуара ансамбля. Но я считаю, что на вечере памяти на сцене должны исполняться только танцы Павла Павловича, потому что он действительно был великим мастером хореографии. Кстати, празднование юбилея Вирского пройдет не только в столице, но и в областях. На концертах выступят ведущие мастера танца разных коллективов регионов.

«ЩЕРБИЦКИЙ ПРИСЛАЛ САМОЛЕТ, ЧТОБ АРТИСТЫ УСПЕЛИ НА ПОХОРОНЫ»

В ансамбле и сегодня работают те, кто работал с Павлом Павловичем. Они с теплом вспоминают, как интересно проходили репетиции. Балетмейстер был очень требователен, каждый жест, движение у него имели смысл. Когда что-то у танцоров не получалось, Вирский сам показывал сложные «па». Хореограф считал, что артист должен понимать суть номера, а не только виртуозно танцевать. Они помнят о всегда (!) триумфальных выступлениях. Объехали с концертами все области и даже районы Украины. Если поднять гастрольные маршруты разных времен, то видно, что украинским артистам аплодировали зрители от запада до востока не только на территории бывшего СССР, но и в зарубежных странах.

Сейчас некоторые бывшие танцоры занимаются педагогической деятельностью в школе и студии, работают репетиторами в ансамбле. А, например, Светлана Шувалова после 18 лет выступлений не смогла расстаться с любимым коллективом, и уже более двух десятилетий работает костюмером. Для танцора костюм — важный атрибут. Он должен быть не только красивым и отвечать настроению номера или композиции, но и комфортным для выступления, чтобы его можно было быстро и легко одевать и снимать. Костюмы, как правило, ансамбль им. П. Вирского заказывает у львовских швейников из компании «Фанел», а если нужны костюмы конкретного края, то обращаются к мастерицам этих регионов: Слобожанщины, Полтавщины, Закарпатья и др. В костюмерной нам показали почти раритет — рубашку, вышитую бисером, которой уже 40 лет и в ней еще до сих пор выступают солистки ансамбля.

«Кстати, Вирский вместе с Петрицким придумывал эскизы костюмов, декораций программ, — вспоминает С. Шувалова. — У него все было под контролем, потому что хореограф считал, что из деталей рождается большое дело.

Известие о смерти Вирского стало для нас шоком. Это произошло 5 июня 1975 года. Ансамбль в то время был на гастролях по городам Сибири. Павел Павлович не поехал с нами только потому, что перед гастролями ему внезапно стало плохо с желудком. Вы знаете, у нас даже не было предчувствия, что мы больше его живым не увидим. Вирский всегда был таким сильным, никогда не жаловался на здоровье. Фактически он «сгорел» за три дня. Врачи говорили, что поздно обратился к ним за помощью и они уже не смогли его спасти... Тогдашний первый секретарь КП Украины Владимир Щербицкий прислал за нами свой личный самолет, и мы успели на похороны. Артисты чувствовали себя такими растерянными. Потому что такие большие мастера рождаются только раз в столетие!»

Потом был период, когда руководили ансамблем различные балетмейстеры. Казалось, что лучшие времена коллектива уже позади... и только с приходом Мирослава Михайловича Вантуха, который возглавляет ансамбль им. П. Вирского уже 25 лет, знаменитый коллектив стал суперпопулярным в мире. Через два года ансамбль отметит свое 70 летие.

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ: ФОЛЬКЛОР ПЛЮС БАЛЕТ

— Мирослав Михайлович, а вы были лично знакомы с Павлом Павловичем? Когда это произошло?

— Впервые мы встретились в 1965 году во Львове, — вспоминает М. Вантух. — В 1962 г. я создал ансамбль танца «Юность» при дворце культуры им. Ю. Гагарина. И вот на нашей сцене выступал с гастролями Ансамбль танца УССР (так тогда назывался коллектив). Перед выступлением Павел Павлович побывал у нас на репетиции. Мы показали несколько своих танцев в моей хореографии. Вирскому очень понравилось. Он дал несколько профессиональных советов. После той встречи я себя так чувствовал, словно у меня выросли крылья. А вторая наша встреча состоялась через два года на конкурсе, посвященном 50-летию СССР. Он проходил в Октябрьском дворце. Наш ансамбль «Юность» уже имел звание «народного» и несколько престижных наград. После конкурса Павел Павлович обо мне написал одобрительную статью под названием «Всегда в пути», где анализировал итоги конкурса и назвал в ней меня талантливым человеком, подчеркнул, что «на работах Вантуха лежит печать высокой хореографической культуры и он профессионально воспитывает артистов». Эта статья для меня самая дорогая рецензия за всю жизнь. Я считаю Вирского своим учителем. На его творчестве много хореографов учились и учатся до сих пор. Павел Павлович был очень принципиальным, всегда имел свое личное мнение, творческое видение. Его танцы известны не только в Украине, но и во всем мире. Его талант высоко ценили. Он встречался со многими выдающимися личностями. Например, с Сальвадором Дали. Знаменитый художник специально приходил на концерты ансамбля и был в восторге от мастерства украинских мастеров. А после встречи с известным немецким разведчиком Отто Скорцени у Вирского были большие неприятности. Ансамбль триумфально выступал в Испании. Скорцени пришел за кулисы и поздравил Павла Павловича с успехом. Фото о той встрече напечатали газеты, а когда хореограф вернулся на родину, его потом на протяжении пяти лет не выпускали на гастроли заграницу. Но в советские времена партийные руководители любили ходить на выступления ансамбля и, по- видимому, это уберегло художника от репрессий...

— Работы Павла Вирского имеют свой особый танцевальный «почерк».

— Вы верно заметили. В танцах Павла Павловича все артисты танцуют не только ногами, но и корпусом. Каждое движение — очень выразительное, театральное. Вирский — реформатор украинского танца. Павел Павлович имел классическое хореографическое образование. Он ставил балеты в театрах Одессы, Харькова, Днепропетровска, Киева. Именно Павел Павлович впервые объединил классический танец с фольклорным, и появился синтез высокой хореографической культуры. С совсем другой пластикой, в танцах появился характер: каждый номер словно мини-представление. Вирский привнес в народный украинский танец театральное действие. Например, его «Подоляночка» или вертепный номер «Ой, под вишней» и другие. Именно поэтому ансамбль им. П. Вирского зрители ни с каким другим танцевальным коллективом не перепутают.

ТРИ СТУПЕНЬКИ К УСПЕХУ

— Наш ансамбль Вирский создал в 1937 году, — продолжает Мирослав Михайлович. — Сначала база коллектива была в доме возле Национальной филармонии (сейчас там стоит монумент «Арка дружбы народов»). А репетиции и концерты проходили в Октябрьском дворце. Если посмотреть на структуру ансамбля сегодня, то это уже целое большое творческое хозяйство: кроме артистов-танцоров, музыкантов оркестра, технических служб у нас есть своя школа, студия...

Сегодня ансамбль состоит из 112 артистов, оркестр — 30 музыкантов, а всего в коллективе работает 173 человека. Самому младшему артисту 18 лет, есть двое танцовщиков пенсионного возраста, которым по 42, а средний возраст труппы — 25 лет. В структуре ансамбля есть свои школьники и студийцы — 450 девушек и юношей. Так что у нас здесь работает целая «танцевальная фабрика». У нас прекрасные условия — занимаем четыре этажа дома на бульваре Шевченко: четыре балетных зала для репетиций, раздевалки, душ, сауну..

К нам на обучение приходят дети с шести лет и наши педагоги с раннего возраста прививают им культуру танца школы Вирского. За 10 лет они многому учатся. Потом нужно пройти конкурс в студию и далее занимаются еще два года (студию основал еще Павел Павлович в 1962 году), проходя уже мастер-класс, и только впоследствии поступают работать в труппу ансамбля. Я считаю, что только через три года активных выступлений рождается настоящий мастер-танцовщик. Кстати, в мире нет ни единого аналога, чтобы ансамбль имел трехступенчатое образование в недрах своего коллектива.

Во времена становления независимости в Украине коллектив пережил черную полосу. Два полных состава ансамбля разъехались по миру в поисках лучшей участи. Это более 200 артистов! Сейчас ситуация понемногу выравнивается. Артисты стали получать большую зарплату (в среднем 1500 гривен), а это уже пусть не фантастическая, но пристойная сумма.

«В АНСАМБЛЕ ВИРСКОГО ТАНЦУЕТ СОРОК НУРЕЕВЫХ»

— Меня очень радует, что даже заграничная пресса называет наш коллектив «Ансамблем №1». В прошлом году, после наших гастролей в Америке, вышла статья в газете «Нью-Йорк таймс», в которой известная журналистка Анна Кисельгоф написала: «В ансамбле Вирского танцует сорок Нуреевих» (это о мужском составе нашего коллектива, которые тогда выступали). Приятно это читать.

За границей публика приходит разная, много зрителей вообще на концерте впервые видят украинский танец. Нас прекрасно принимали в Японии, где совсем нет украинской диаспоры, после каждого номера — аплодисменты. А разве забудешь выступления в Африке? Овации! Такая же картина и в Египте. Зрители совсем другой культуры, менталитета, традиций, веры.

Мы недавно вернулись с трехмесячных гастролей. Выступали в США и Канаде. Дали 73 концерта и все они прошли на аншлагах. О наших выступлениях писали все ведущие американские и канадские газеты — все рецензии только одобрительные. Например, «если сказать только браво и непревзойденно, то не сказать ничего об этом коллективе. Если назвать ансамбль высокими профессионалами, то оскорбить артистов. Танцоры пошли намного дальше вперед как мастера. Это суперколлектив №1 в мире».

Ансамбль может гордиться тем, что с этим коллективом сотрудничали и работают ведущие мастера: композиторы Колодуб, Иващенко, Завгородний, Пилипенко, Лапинский, Чеберко, художники Нирод, Домашнева, Петрицкий, Химич, солисты Котляр, Гомон, Верхоломова, Долгих и многие другие.

По словам М. Вантуха, главная задача ансамбля им. П. Вирского остается такой же, которую завещал основатель их коллектива — сохранить украинскую национальную хореографическую культуру: традиции, обряды. «Мы должны сберечь наследие Павла Павловича и развивать современную танцевальную культуру. Ансамбль не может быть музеем. Мы не уходим от национального, но свои танцы ставим в ключе сегодняшнего дня».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать