Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Борітеся – поборете!»

В Институте проблем современного искусства проходит всеукраинская выставка сценографии
04 сентября, 09:36

«Борітеся — поборете!» — оптимистичным призывом из поэмы «Кавказ» Великого Кобзаря назвали свою выставку сценографы. На вернисаже художники встречали посетителей прямо на улице, держа в руках ловцы ветра. Куратор экспозиции, организатор ее пространства главный художник Молодого театра и Центра им. Л. Курбаса Владимир Карашевский позаимствовал идею у аэропортов — помните, когда садится самолет, вдоль линии посадки расположены воздушные ловцы, создающие более комфортное приземление. Все желающие имели возможность собственноручно подержать такие ловцы, а художник шутил: «Все ловят счастье». В то же время это напоминало бесконечное движение воздуха, течение жизни или безостановочные мельницы, с которыми отчаянно боролся Дон Кихот. Не так ли страдал Прометей, прикованный к горе на Кавказе? Искупал свой грех за мгновение счастья, когда передал огонь людям, жертвуя собой? Черно-белые ловцы «счастья» украшали и выставку зала, они свисали с выгородки в центре зала, а над ними располагались полиэтиленовые черно-белые сущности — все это напоминало баррикады Майдана, все это было в память о Майдане. Погибшие там жертвовали собой за мгновение нашего счастья, разве не чувствуется связь с Прометеем? Название выставки, скорее, не объединяет тематически представленные работы, а отдает дань памяти погибшим, хотя многие работы действительно посвящены последним событиям в Украине.

Нынешняя выставка сконцентрировалась больше на побочном творчестве, а не на собственно сценографии. Большинство ее участников — ученики Даниила Лидера, за исключением нескольких имен. Наиболее интересные работы касались живописи. В первую очередь хочется вспомнить тех, кого уже нет с нами, — вечной памятью останется портрет актера Виталия Линецкого, трагически погибшего в июле этого года, уйдя из жизни в расцвете своего творческого таланта. Теплое полотно Олега Лунева — главного художника театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра, запечатлело Линецкого в роли Володина из спектакля «Мелкой бес» Ф. Сологуба, мгновение беззаботной улыбки, которым он словно извиняется за все. Раскадровки сцен из спектакля «Из мира адново в другой» по мотивам повести «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя, в оформлении В. Карашевского, тоже посвящены памяти В. Линецкого, много лет игравшего моноспектакль в Центре им. Л.   Курбаса. А также экспонировались работы сценографа Святослава Коштелянчука, ушедшего от нас в конце прошлого года. Последние годы он мало занимался театром, поэтому представлены макеты 80-х годов.

Игорь Несмиянов совмещает работу в театре (последний спектакль — в театре им. Леси Украинки) с живописью. Его полотна — это сплав театральной тематики с почти церковными образами (восхождение на небо, распятие и тому подобное) Сочетание пустоты с концентрацией в толпе человеческих страданий. Картина «Юдиф» изображает маленькую женщину, везущую в лодке огромную голову Олоферна. Во всемирном море остался один цвет — насыщенеый красный — цвет крови, цвет смерти, и в то же время цвет жизни — кровь, которая не останавливается в нашем теле, — это тот же мировой океан жизни. Изображения лиц апеллируют к иконописи с обратной перспективой. Сила женщины, которая способна пойти на убийство, опять же пожертвовать собой, чтобы спасти других людей, прячется в почти нежном движении весла, которым она гребет в страшном море крови.

Серия «Стулья» (2012—2013 гг.) А. Александровича-Дочевского, главного художника театра им. И. Франко — это также размышления о пустоте. Старые стулья, иногда сломанные, а иногда просто выброшенные как хлам, сохранили в себе память о прошлом. На них еще можно найти платья, воспроизводящие формы тела, или смятую бутылку, которая лежит никому не нужная.

Анна Духовичная, художница, которая работает в направлении магического реализма, представила свои новые работы. В ее полотнах сочетается покой почти буддизма с неописуемым одиночеством — одинокие деревья так прекрасны в своем изображении и в то же время есть в них что-то нереальное, покрытое тайной, намеком на потусторонний мир. Дорога — путь во что-то нереальное, заснеженный белыми каплями. Ночное небо и одинокий месяц с отблеском в темной воде. Ощущение нереальности реального, сквозь туманность. Равновесие проявляется даже в картине, посвященной Майдану. Хаос Майдана, закрытый черными оттенками дыма, таит в себе смерть, страдания, боль, но Хаос существует ради порядка в стране. В правом уголке маленькая старая фотография, спрятанная под черным куском бумаги, — старая фотография этого же места в мирное время. Возможно, под своим черным квадратом Малевич спрятал тоже что-то сверхважное, тайное, вечное, что было навсегда утрачено и уже никогда не вернется в свое предыдущее состояние — ничего не может вернуться стопроцентно, повторов в жизни не бывает.

Екатерина Корнийчук, реализованные работы которой можно увидеть в театрах им. Леси Украинки, им. И. Франко, на этот раз тоже представила живопись — глубоко духовную серию «Посвящено Небесной сотне» (2014 г.). Небесно-голубой цвет, среди которого можно уловить изображения голубей, парящих вверх, в то же время выглядит как бесконечное небо, как Вселенная, как души умерших. Фигурки птиц образуют единое целое — мировой океан, где каждый из них является каплей, что и передает суть Майдана. Бесконечность, фрактальность, цвет, настроение, сила приближает картину к хокусаевской «Большой волне в Канагаве». Маленький флаг Украины разделяет изображения линиями, и рядом с ним черный маленький квадрат — как лента скорби по умершим.

Так же сильно звучит «Линия огня» (2014 г.) художника Александра Друганова (в театре работает с режиссером Дмитрием Богомазовым). Красно-желтое пламя, забравшее жизнь, — это путь тех, кто не вернулся, это боль и потери, это кровь. Это линия остановки сердца, отсутствие дыхания, отсутствие грез и желаний тех, кто отдал себя ради нас.

Среди молодых, но уже заявивших о себе сценографов, — Богдан Полищук с эскизами костюмов (его работы можно увидеть на сцене театра им. И. Франко); Федор Александрович с полотнами на тему спектакля «Сон смешного человека» по Ф. Достоевскому (спектакль реализован на Камерной сцене театра им. И. Франко). Самые молодые представители — студенты Национальной академии изобразительных искусств. Владимир Бевза представил видеоразработку пьесы «Патетическая соната» Н. Кулиша, чем продемонстрировал новый подход в реализации идей художника. Также много других интересных работ.

Следовательно, тематика жертвенности отвечает посвящению Майдану и Т. Г. Шевченко, работы художников действительно достойны внимания, но остается вопрос: а где, собственно, сценография? Да, действительно трудно представить ее в полном виде за рамками театра. Действительно, раскрыть полноценно замысел художника возможно лишь на сцене во время действия актеров в режиссерской задаче. Когда-то организаторы этой выставки даже думали принести из театров настоящее оформление к спектаклям для экспозиции, но не решились на подобные крайности. Да и сколько декораций может вместить этот зал? И все равно статическая декорация не передаст весь спектр образов спектакля. Но сегодня мы говорим о «школе» Д.            Лидера — о его творческих детях и внуках, так почему же так мало макетов? Мастер всегда создавал полноценные макеты. Макет — это первая апробация движений актеров во взаимосвязи с деталями оформления, в макете можно наметить зоны действия и мизансцены и так далее. Почему так мало эскизов? Эскиз — это первоидея художника. Да, современная технология позволяет делать это в компьютерном видеоформате, но... Фильмы Сергея Маслобойщикова, совмещающего творчество и художника, и режиссера кино и театра,   — как никогда актуальны, но...

Неужели функция театрального художника сводится лишь к живописным полотнам на тему пьес? Или просто лень полноценно пройти этап от эскиза через макет к сценическому воплощению? Живопись — интересное, но все же побочное творчество художников театра. Хочется пожелать кураторам вдохновения сделать следующую выставку ближе к собственно сценографии. «Борітеся — поборете!»

Выставка работает: понедельник-суббота с 10.00 — 20.00 по адресу: Киев, ул. Щорса (Евгения Коновальца) 18-Д.

Фотоотчет с выставки на странице в Фейсбук

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать