Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Бойчукисты»...

В Национальном музее украинского народного декоративного искусства проходит выставочный проект «Межигорский техникум. Отголосок века»
13 января, 19:08

Экспозиция  рассказывает о первом украинском профессиональном учебном заведении декоративного искусства керамики и о целой плеяде блестящих украинских художников и мастеров, которые преподавали и учились в нем. Автор идеи и куратор проекта, научный работник музея Ирина Бекетова посвятила проект памяти выдающегося киевоведа, писателя, журналиста Виталия Васильевича Ковалинского. Организаторы отмечают, что подготовка длилась несколько лет. Ведь тема отечественного художественного наследия 1920—1930 годов, в частности, связанной с именем Михаила Бойчука, очень глубокая, но малоисследованная. Возможно, потому наши современники преимущественно знают Межигорье как резиденцию бывшего президента, забывая о его культурно-историческом прошлом. Реализовать творческий замысел, к участию в проекте были приглашены Центральный архив-музей литературы и искусства Украины, Национальный историко-мемориальный заповедник «Быковнянские могилы», Национальный культурно-художественный и музейный комплекс «Мистецький Арсенал», Национальный художественный музей Украины и Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины.

Экспозиция, в которой представлены редкие вещи — керамические работы учеников и учителей Межигорского техникума 1920-х из собрания Национального музея украинского народного декоративного искусства и которая  дополнена фотографиями, рисунками, архивными документами из других заведений культуры Украины, является уникальной. Каждый экспонат рассказывает о малоизвестных страницах истории керамического техникума, об отношениях между преподавателями и воспитанниками, их совместной работе и отдыхе.

ВАСИЛИЙ СЕДЛЯР И МИХАИЛ БОЙЧУК, 1920-Е ГОДЫ

УЧЕНИКИ И ПЕДАГОГИ — НА РАВНЫХ

Деятельность этого учебного заведения началась в марте 1919 года, когда на III Всеукраинском съезде Советов было принято решение об открытии на территории бывшего Межигорского монастыря школы-мастерской в зданиях неработающей фаянсовой фабрики. Несмотря на полное отсутствие оборудования, в одном из корпусов начались теоретические и практические занятия.

В 1921 году встал вопрос о создании производственного коллектива, который возглавили выпускники Украинской академии искусств (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) и воспитанники мастерской монументального искусства профессора Михаила Бойчука — Василий Седляр, Оксана Павленко, Иван Падалка. 

На выставке представлены рисунки в их исполнении. В частности, «Портрет Андрея Шептицкого»  Михаила Бойчука, иллюстрации к «Кобзарю» Т. Шевченко Василия Седляра, «Эскиз с кувшина», «Неудача»  —  рисунки Оксаны Павленко и другие работы.

В новом коллективе педагоги и ученики не только работали на равных, но и вместе отдыхали, посещали театры, играли в созданном ими кукольном вертепе, для которого писали тексты. Что это были за куклы и как они выглядели, можно увидеть в выставочной экспозиции.

Это — «Св. Юна», «Сестра милосердия», «Раввин», «Гавриил» и «Французский дипломат». Особой популярностью среди студентов техникума пользовалась площадка для диспутов под названием «брехаловка».

Атмосфера заведения была очень творческой и раскованной, позволяла максимально раскрыться таланту каждого ученика, которые не чувствовали давления со стороны наставников. Поэтому не удивительно видеть среди выставочных экспонатов карикатуру на профессора Михаила Бойчука, которая принадлежит неизвестному автору.

Успех этого учебного коллектива был очевидным. Произведения «межигорцев» не только получили одобрительную оценку украинской общественности, но и экспонировались на художественных выставках в Праге, Венеции, Париже, Берлине. Это и стало основанием для того, чтобы профшколу превратить в Межигорский керамический техникум со статусом высшего учебного заведения. В начале 1923 года его директором был назначен Василий Седляр, который окончил учебу в творческой мастерской Михаила Бойчука.

ОДНО ЦЕЛОЕ

— Василий Седляр оказался самым приближенным человеком к Михаилу Бойчука. Он был чрезвычайно талантлив, не только как художник. Имел большой организаторский талант и государственнический ум. Седляр и Бойчук были как одно целое. У них даже почерки были похожи, подписи — точно», — рассказывает Тамара БОЙКО, научный работник Национального историко-мемориального заповедника «Быковнянские могилы». — Если говорить о таком явлении, как «бойчукизм», то Михаил Бойчук был генератором идей, а их создателем — Василий Седляр. Межигорский техникум как раз и стал таким местом, где эти идеи можно было испытать на практике. Молодые и вдохновенные ученики и преподаватели творили новое искусство, превращая обычную керамическую «продукцию» в художественные произведения.

Это было время тяжелое, но счастливое. Кроме любимой работы была и любовь. Заместитель Василия Седляра, Оксана Павленко, была любовью всей его жизни.

Такая «идиллия» творческого коллектива не могла продолжаться долго. Уже в 1930 году Седляр был снят с должности директора за то, что межигорская керамика была слишком аутентичной и украинской. На его место назначили товарища Миллера, который до этого был директором тарного завода на Донбассе и имел главное преимущество — был коммунистом», — отметила научный работник.

Портрет Василия Седляра, написанного рукой Оксаны Павленко в 1927 году, — один из красноречивых экспонатов выставки.

БЛАГОДАРНОСТЬ ТВОРЧЕСТВОМ

— Мы показываем не только работы художников, которые жилы и творили в 20—30-е годы, но и их дальнейшую судьбу, — акцентирует внимание Ирина БЕКЕТОВА. — В техникуме под руководством и опекой Василия Седляра, Оксаны Павленко были сформированы судьбы многих художников. Каждый студент должен был получить не только художественное, но и профессиональное, ремесленное, технологическое образование. Многие студенты из десяти выпусков заведения стали выдающимися профессионалами. Они пошли на производство, стали инженерами: Нина Федорова, Оксана Павленко, Пантелеймон Мусиенко, Прокопий Бидасюк, Дмитрий Головко. Мы решили рассказать о том, как сложились их судьбы  в довоенные годы и до конца ХХ-го века.

В целом, ведущая тема выставочного проекта — это учитель и ученик. Благодарные ученики, которые своей жизнью и творчеством выразили благодарность генерации своих учителей. То, что в Софийском заповеднике Нина Федорова создала небольшую, но очень мощную экспериментальную мастерскую — один из примеров такой действенной благодарности ученицы своим учителям.

Система обучения, заложенная в керамическом техникуме, идеи Михаила Бойчука, идеи монументализма живы и теперь, они влияют на многие художественные процессы», — подчеркнула куратор выставки.

ПОТЕРЯННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

А вот коллекция, сформированная при техникуме, к сожалению потеряна. Об этом рассказала Нина Саенко, художница и искусствовед, дочь одного из выдающихся украинских художников — Александра Саенка, произведения которого также представлены на выставке.

— Известно, что собрание произведений сохранялось до Второй мировой войны, а затем исчезло, — говорит пани Нина. — Хочется верить, что, возможно, оно находится в частных коллекциях и когда-то мы сможем увидеть те образцы, которые создавались в далекие 1920-е. Ведь это было прекрасное время. Художники были осенены какой-то особой эпохой, временем, когда хотелось заявить о себе и выразить свое мнение. Это было национальное искусство, творившееся в новое время. Поэтому сегодня, когда мы можем видеть на выставке такие глибино народные произведения, выполненные высоко профессионально, просто сердце захватывает.

Выставочный проект «Межигорский техникум. Отголосок века» будет работать в Национальном музее украинского народного декоративного искусства до конца января.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать