Украина - это вечность, не только сегодняшняя, но прежде всего будущая и прошла
Ярослав Стецько, украинский политический и военный деятель

Дачная сказка

Двойное путешествие (книжное и музыкальное) совершили гости Музея Михаила Булгакова
9 июля, 2014 - 10:10
ДЕТИ БУЛГАКОВЫ НА ДАЧЕ В БУЧЕ, 1906 г. НА ФОТО — В ВЕРХНЕМ РЯДУ ВЕРА, МИША, ВАРЯ, НАДЯ. СИДЯТ: МЛАДШИЕ БРАТЬЯ ВАНЯ И КОЛЯ, ПЕРЕД НИМИ — САМАЯ МЛАДШАЯ СЕСТРА ЕЛЕНА / ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА МУЗЕЕМ М.БУЛГАКОВА

Машиной времени послужила книга «Булгаковы, Попперы и другие в Буче. Истории из дачной жизни киевлян», выпущенная Музеем Булгакова и Издательским домом «АДЕФ-Украина» (составитель, автор вступительной статьи и комментариев — старший научный сотрудник Ирина Воробьева; автор послесловия — первый директор музея Анатолий Кончаковский).

Известно, что в 1900 году Булгаковы купили в Буче две десятины леса и построили деревянный дом из пяти комнат с двумя верандами (сегодня это ул. Институтская, дом не сохранился, сгорел в 1918г.). Вступительная статья, словно мини-энциклопедия, вместила в себя рассказ об истории дачного поселка Буча, ее климате, природе, а также много любопытных деталей повседневной жизни: как киевляне обзаводились дачами и добирались в Бучу; где покупали продукты и сколько они стоили. И, конечно, сведения о ближайших соседях Булгаковых в Буче, со многими из которых они дружили и в Киеве — семьях Поппер, Лысянских, Семенцовых, Богдановых и других. А еще — о том, как молодые люди проводили летнее время, ставили любительские спектакли на веранде и в Летнем театре Бучанского парка. Материалы вступительной статьи и послесловия, примечания, комментарии и подтекстовки к многочисленным фотографиям представляют высокую научную ценность для булгаковедения!

Основная часть книги — воспоминания киевлянки Нины Владимировны Голуб (1903 — 1995), внучки врача Морица Львовича Поппера, чья дача в Буче находилась напротив дачи Булгаковых, на Васильевском проспекте. Нина Голуб встречала в Буче Михаила Булгакова, его сестер Веру, Надю, Варю, братьев Колю и Ваню, но особенно дружила с младшей — Лелей. «В ее мемуарах переданы не только атмосфера и настроение, царившее в бучанской дачной жизни, но есть и много ценных деталей, позволяющих реконструировать стиль дачной жизни Булгаковых», — говорится в предисловии.

Повествование о жизни в Буче семьи Поппер, о родителях, дедушке-враче, который лечил бедных бесплатно, о соседях по даче, о правильном трудовом воспитании детей («Семенцовы», «Семья Булгаковых», «Обязанности и другие занятия детей на даче Поппер») проиллюстрировано старинными фотографиями с подробным указанием имен, а также рисунками самой Нины Голуб. Так, в главе «Игры и развлечения» детально описано разнообразие удивительных дачных игр — «Качалка», «Перебежка», «Поход по забору», «Гигантские шаги с подносом», «Землетрясение», «Толстая русалка», и каждую игру можно увидеть на картинке. (Хорошо, если это послужит руководством к действию для родителей, не знающих, как оторвать детей от гаджетов.) А еще дети на даче катались на качелях, занимались гимнастикой на снарядах, наблюдали за движением на вокзальной улице, ходили на ходулях, строили шалаш и слушали граммофон... «Вечера на даче Поппер», «Другие птицы и звери», «Лес», «Праздники», «Забавные и трагические случаи» — из этих глав складывается почти идиллическое полотно, на котором мирно уживаются взрослые, дети, собаки, коты, белка, сойка, ежи, черепахи, светлячки и ужи.

Дачная сказка получилась с печальным концом, и об этом говорят названия трех последних глав: «День ухода Белой гвардии», «Ужасная зима» (о зиме 1918 года) и «Годы советской власти». Но жизнь продолжалась, и впоследствии Нина Голуб окончила химико-технологический факультет КПИ, заведовала лабораторией и была членом ученого совета украинского филиала Центрального НИИ бумажно-целлюлозной промышленности.

А на вечере в музее верилось, что возрождение дачных и семейных традиций возможно. Вначале говорили о новой книге и представляли гостей — друзей-издателей, а также Виктора Васильевича Филиппова, мужа дочери Нины Владимировны Голуб.

Директор музея Людмила ГУБИАНУРИ отметила, что это второе музейное издание за год (в феврале вышел «Непутеводитель по киевскому музею» Татьяны Рогозовской), и рассказала о необычном пути, который прошла новая книга.

— Двадцать лет назад наши сотрудники Кира Питоева и Татьяна Рогозовская побывали в гостях у Нины Голуб, и я помню, как они принесли в музей ее воспоминания и фотографии. Этот архив лежал и ждал момента, когда Ирина Воробьева начала научно-исследовательскую работу по теме «Дачная жизнь Булгаковых». А ровно год назад мы сделали выставку, посвященную даче в Буче. И тогда посетители не только увидели новые материалы дачной жизни Булгаковых — все играли в «Цветочную почту», как играла молодежь в Буче, у каждого был свой псевдоним, и гости посылали друг другу записочки и стихи. На старинном письменном столе мы высадили цветочный сад — настоящую клумбу — и запустили туда живых бабочек. Одним из главных развлечений на даче был аматорский театр, и мы тоже провели любительский спектакль по пьесе Чехова «Трагик поневоле (Из дачной жизни)». Наши друзья-художники Сергей Момот и Константин Рудешко вызвались быть актерами, и у них получилось невероятно смешно. А основная работа над книгой происходила осенью и зимой — в период Майдана, в котором Ирина Воробьева принимала активное участие, как и все наши коллеги.

Директор ИД «АДЕФ-Украина» Алла ИСТОМИНА подчеркнула, что, несмотря на сложности переживаемого времени, Музей Булгакова работает, проводит прекрасные праздники и выпускает замечательные книги:

— Совместный труд музея и нашего издательства востребован, и круг читателей — неравнодушных людей, которым дорога наша культура, — будет расширяться. Следует отдать должное Буче: на месте, где была дача Булгаковых, высажен сад, его украшает памятник с мраморной книгой, пером и цитатой из «Белой гвардии»: «Все, что ни происходит, всегда так, как нужно, и только к лучшему», а с другой стороны сада установлен памятный знак. Ореол, где находился дом Булгаковых, обозначен — жители и гости Бучи будут об этом знать.

Ирина Воробьева рассказала, что подлинности воспоминаний Н. Голуб нашла неожиданное подтверждение, когда сотрудники музея обнаружили девочку Нину Голуб на одной из дачных фотографий Булгаковых, переданных племянницей писателя, Еленой Андреевной Земской: «Речь идет о «фотосессии», устроенной после любительского спектакля «Бабочка Агафокла», который был поставлен в Буче в 1910 году силами молодежи Булгаковых и других семей, с участием Варвары Михайловны Булгаковой. Когда я собирала разрозненные фрагменты воспоминаний, редактировала, изучала фотографии, соотносила даты, то увидела, что многие детали совпадают с другими документами нашего архива, что подтвердило достоверность мемуаров. Конечно, мне очень помог весь коллектив музея. На обложке книги приведена фотография 1906 года: семья Булгаковых в Буче у Балановского пруда, на дереве. Так вот, еще недавно ни один булгаковед не знал всех изображенных, а теперь мы знаем все имена, и для нас это — честь мундира! В этом и заключается смысл научной работы — доискаться до правды».

Затем всех гостей пригласили в экспозицию на второй этаж, и когда Анатолий Кончаковский показывал оригиналы бучанских фотографий, выставленные на пианино в гостиной, зазвучал вальс, вначале тихо, потом громче и громче. Неожиданно распахнулась дверь медицинского кабинета, и молодой человек в белом халате и шапочке с красным крестом — юный врач Миша Булгаков? — проследовал через гостиную в комнату со шкафом, где и произошло главное чудо этого вечера. Он открыл магический шкаф, снял медицинский халат, повесил его на вешалку — и извлек из шкафа Музу в белоснежном платье! Кавалер за руку провел даму в гостиную, и они танцевали грациозно и воздушно, отражаясь в зеркале венецианского стекла. Время полетело вспять: под мелодию вальса пара кружилась, как это было в доме Булгаковых, как это бывало на даче в Буче... Театральность творчества Булгакова, отраженная в экспозиции музея, в этот вечер была дополнена действием небольшого спектакля без слов, сыгранного талантливо и выразительно. А исполняли музыкальное чудо старший научный сотрудник Светлана Пугач и автор идеи — хореограф-постановщик Сергей Волков, который, однажды попав в музей, мечтал станцевать в мемориальном пространстве.

Под впечатлением увиденного гости устроили фотосессию, с удовольствием используя дачный реквизит, который предложили музейщики: романтические шляпки, зонтики — белый кружевной и красный китайский, и даже длинный мундштук, атрибут роковой женщины. Происходило все во внутреннем дворике: на фоне двух увеличенных бучанских фотографий, на деревянной лестнице, и в кадры попали булгаковский виноград, живые ромашки, подсолнух и клубника — все, как на даче!

Ольга САВИЦКАЯ
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments