Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Доблесть театра – убивать войну!

Двадцать третий год подряд к Международному Дню театра городская премия «Киевская Пектораль» представляет картину сценических поисков 2015 года
28 марта, 19:09
ИРМА ВИТОВСКАЯ ЗА РОЛЬ БАБЫ ПРИСИ В СПЕКТАКЛЕ «СТАЛКЕРЫ» (СОВМЕСТНЫЙ АРТ-ПРОЕКТ «ЗОЛОТЫХ ВОРОТ» И МОЛОДОГО ТЕАТРА) ПОЛУЧИЛА «КИЕВСКУЮ ПЕКТОРАЛЬ» КАК ЛУЧШАЯ АКТРИСА / ФОТО ВИОЛЫ СОКОЛАН

В искусстве соревнование невозможно, потому что нет объективных критериев его оценки, и драгоценно оно именно субъективностью восприятия, именно неповторимостью волнения личности.

Этим волнением питается, растет, созревает плод духовный. Ценность этого плода является стратегической ценностью народа. Недостойный погибает без славы, побеждает сильный и несгибаемый духом.

Сейчас, очень по-разному, но сосредоточенно, об этом говорит украинский театр. Рост насыщенности театральной жизни вызван желанием найти утешение неустроенности сердца.

К 24 театрам, которые финансово поддерживает город, в течение нескольких последних лет прибавилось 68 театральных групп. Они используют различные организационно-экономические формы, осваивают помещения, не для театров построенные, показывают спектакли, представления, много разнообразного, такого, что пока не вписывается в   опробованный жанр. Они живут театром, служат ему, они влюблены в него. Душа влюбленного, как известно, живет в чужом теле. Зритель это чувствует, ценит, благодарно принимает.

СЕНСАЦИЯ НЫНЕШНЕЙ «КИЕВСКОЙ ПЕКТОРАЛИ»: ЛУЧШИМ ДРАМАТИЧЕСКИМ СПЕКТАКЛЕМ ЭКСПЕРТЫ НАЗВАЛИ ПОСТАНОВКУ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТЕАТРА КУКОЛ «ОСКАР» (РЕЖИССЕР — МИХАИЛ УРИЦКИЙ) / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Сегодня этот интересный и мощный театральный пласт вполне заслуживает поддержки городских властей. Киевское творческое отделение Национального союза театральных деятелей Украины предложило Департаменту культуры учредить еще одну театральную премию именно для этих рыцарей театрального дела — «Сценограй» — и получило поддержку.

Важно заметить, что «Киевская Пектораль», называя номинантов, никоим образом не принижает ценности других работ, которые талантливо и ответственно продолжают найденное и почитаемое зрителем. Более того, все, кто работают в театре, очень хорошо осознают риск любого эксперимента в нынешних экономических условиях, хотя театральный слух особенно радуется новому.

Критерии оценки тоже не могут быть универсальными. По решению нынешней экспертной группы музыкальный спектакль драматического театра стал в один конкурентный ряд со спектаклями музыкальных театров, а спектакль микросцены для 21 зрителя вошел в общую пятерку со спектаклями на хорошо экипированной сцене с залом на 140 мест.

Возможно, это сделает музыкальные театры драматичнее, а драматические — музыкальнее. А вот внимания к выразительным средствам малой сцены, на которой театр творит из ничего и в любом пространстве, это точно ничего не добавит. Отдельной нечаянной радостью стал спектакль Муниципального кукольного театра, который вошел в разряд работ драматических театров.

Но самое важное то, что весь творческий багаж киевских профессиональных театров демонстрирует созвучность общественному волнению. Он четко реагирует на тревожность существования в новых обстоятельствах, на резкость немонетарной инфляции, на всепроникаемость войны. Он всячески пытается увиденное глазами уразуметь сердцем. Он подчеркивает — неправедный живет в страхе, а праведного — сопровождает храбрость. Он констатирует — несчастье склонно к обвинениям. Он призывает ежесекундно думать, что хорошего ты можешь сделать для другого.

Да, изменились обстоятельства жизни. Но изменились и мы. К какому качеству мира мы стремимся? По Цицерону: «Я предпочитаю самый несправедливый мир самой справедливой войне», или по Макиавелли: «Лучший способ овладеть городом — разрушить его»? Доблесть театра убивать войну!

Конечно, речь не идет о каких-то агитках. Да их и нет ни в одном спектакле. Но когда во всемирно известном мюзикле возникают документальные кадры, которые доказывают идентичность гитлеровских и путинских оккупационных действий, когда радиоактивный юмор граничит с правдой жизни в Чернобыльской зоне отчуждения, становится очевидной сила слова, сказанного сценой.

Лесь Курбас подчеркивал: «Актер существует на сцене в ограниченном пространстве. Преодолевая эту ограниченность, надо искать такие формы сценического выражения, которые способны передать неограниченность человеческого «я», его связь со вселенским космическим».

И еще одно важное. Непрерывность диалога актера и зрителя во время спектакля. Эти острова сосредоточенного молчания в горячем океане слов обучают взвешенности высказываний, так остро необходимой сейчас. Ведь с просвещением исчезает фатальность зла.

Слишком мало имен в чрезвычайно сжатом списке предпочтений экспертов. Часто прокат спектаклей вносит в него резкие коррективы. Нормально и неудовольствие оценками. Говорят, и святые иногда впадают в зависть. Актеры погибают от недохвалености, театры — от недопосещаемости. Поэтому приходите, смотрите и решайте сами, что вам больше нравится.

Победители театральной премии «Киевская пектораль-2015»

•  «Лучший драматический спектакль»

«Оскар» Э.-Э.Шмитта, реж. — Михаил Урицкий (Киевский муниципальный академический театр кукол)

•  «Лучший музыкальный спектакль»

«Пой, Лола, пой!» А.Чепалова по мотивам романа Г.Манна, реж. — Дмитрий Богомазов (Киевский академический театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра)

  «Лучший спектакль для детей»

«Почему длинный нос у слона» Р.Киплинга, реж. — М.Урицкий (Киевский муниципальный академический театр кукол)

  «Лучший камерный спектакль (спектакль малой сцены)»

«Сталкеры» П.Арье, реж. — Станислав Жирков (Совместный проект Театра «Золотые ворота» и Киевского академического молодого театра)

•  «Лучшая режиссерская работа»

Урицкий Михаил, «Оскар» (Киевский муниципальный академический театр кукол)

  «Лучшая мужская роль»

Ганноченко Александр (Гнус), «Пой, Лола, пой!» (Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра)

  «Лучшая женская роль»

Витовская Ирма (Баба Прися), «Сталкеры» (Совместный проект Театра «Золотые ворота» и Киевского академического молодого театра)

•  «Лучшая мужская роль второго плана»

Суржиков Дмитрий (Мервин), «Однорукий» (Киевский академический молодой театр)

  «Лучшая женская роль второго плана»

Хохлаткина Елена (Улита), «Лес» (Национальный академический драматический театр имени И.Франко)

  «Лучшая сценография»

Данько Николай, «Почему длинный нос у слона» (Киевский муниципальный академический театр кукол)

•  «Лучшее музыкальное оформление»

Полянский Тимур, «Он и она» (Киевский академический драматический театр на Подоле)

•  «Лучшее пластическое решение спектакля»

Скляренко Алексей, «Пой, Лола, пой!» (Киевский академический театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра)

•  «Лучший актерский дебют»

Олийнык Дмитрий (Митя), «Митина любовь: дневник» (Театр «Золотые ворота»)

•  «Лучший режиссерский дебют»

Кон Сергей, «Кукла. Новая история Коппелии» (Киевский муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать