Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Духовная музыка Сильвестрова — как исповедь земного человека

02 ноября, 11:47
НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ВАЛЕНТИН СИЛЬВЕСТРОВ ИМЕЕТ В СВОЕМ АРСЕНАЛЕ ОКОЛО СТА НАИМЕНОВАНИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ КОТОРЫХ БОЛЕЕ ПЯТИ ЧАСОВ. НА ФОТО: ВЫСТУПАЕТ ХОР «КИЕВ» / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Украинская духовная музыка, которая развивается уже на протяжении тысячи лет, одна из самых богатых среди духовно-музыкального наследия других народов. Известна она широкому миру благодаря пяти ярким эпохам: средневековья, барокко, классицизма, романтизма и современности. Каждая из эпох органично переходила в другую, довершая формы изложения, изменяя язык музыкального выражения, как правило, отрицая предыдущие законы творения в поисках нового качества, и все же продолжая приобретенный опыт. Каждая из эпох представлена яркими личностями, произведения которых до сих пор поражают слушателей.

Отдельно следует сказать об особенном отношении украинцев к пению. В Православии во время богослужений неприемлемо использование органной или оркестровой музыки, испокон веков в нашей церкви именно хоровое пение было основой музыкального оформления служб. На протяжении веков шлифовались вокальное мастерство, композиторская школа, регентство. И так было вплоть до начала прошлого века.

С приходом к власти большевиков Церковь как «опиум для народа» попала в немилость. Как следствие — застывшие в ожидании столетние традиции церковного развития: перервалась связь регентского дела, когда опыт и навыки передавались во время служб, профессиональные композиторы перестали писать духовную музыку, потому что воспитываться они должны были в лоне церкви, жить ее постулатами, изучать ее каноны. И, что не менее важно, научно-исследовательская база музыковедов, которые должны были заниматься исследованием прошлых эпох и этим стимулировать исполнительское и композиторское движение, прекратила свое существование.

На рубеже тысячелетий, когда Украина получила независимость, начались первые попытки вернуть утраченное. Картина была ужасной, ко всем бедам добавилось и то, что музыкальная элита (ведущие композиторы, лучшие исполнители) стали искать счастья в других странах.

Первой шагом к возрождению тысячелетней церковной традиции в композиторской сфере была «Литургия» Л. Дичко, которая стала точкой отсчета рождения современной украинской духовной музыки. «Литургия» подверглась существенной критике регентов (из-за недопустимости, по их мнению, дисонантной сферы звучания, избыточной светскости и т. п.), но и общество отреагировало неоднозначно. Уровень хоровых коллективов того времени, воспитанных на советских массовых песнях, был слишком слабым для достойного исполнения подобных партитур. К тому же у аудитории еще не было достаточного опыта восприятия. Следующие работы духовного направления — Е. Станковича, М. Скорика, В. Степурко — медленно начали наверстывать утраченные позиции. Рубежом перелома было проведение конкурса композиторов «Духовные псалмы» в рамках хор-феста «Золотоверхий Киев», на который подали 61 партитуру, двенадцать из них попали в финал конкурса, где абсолютную победу одержала Г. Гаврилец. Но даже и здесь в кулуарах звучали полярные мысли: церковная музыка на заказ не пишется, она должна быть выстрадана, создатель должен быть выходцем из церковной среды и т. п. Но на этот раз стало понятно: мы на пороге рождения новой современной духовной композиторской школы.

Ситуация в хоровой культуре после двухтысячного года серьезно изменилась: хоровое движение переживало особый подъем на волне возрождения шедевров древности, везде по Украине были организованы профессиональные муниципальные и филармонические хоры, которые проповедовали, в первую очередь, духовную музыку. В композиторской среде стало привычным писать музыку на литургические тексты; музыковеды, для которых открылись монастырские библиотеки и закрытые при советской власти архивы, предприняли первые важные шаги на пути систематизации найденных материалов. Эта работа будет проводиться постоянно, но уже сейчас можно уверенно сказать, что Украина является наследницей одной из самых богатых церковно-музыкальных культур мира.

Валентин Васильевич Сильвестров все это время активно работал в других жанрах, словно не замечая всех противоречий времени. Возможно, он и не почувствовал бы духовную потребность серьезно погрузиться в мир религиозной музыки, если бы однажды не пришел по нашему приглашению на премьеру «Литургии» Мирослава Скорика. Как позже стало известно, одного исполнения В. Сильвестрову было слишком мало, и он попросил для более глубокого ознакомления партитуру и студийную запись. Думаю, это был переломный момент в сознании композитора, потому что вскоре появились его первые духовные произведения: «Литания», «Кредо», «Аллилуйя», которые впоследствии он объединил в «Литургические песнопения». Следующая работа — «Всенощные песнопения», позже — прекрасный цикл «Псалмы и молитвы». А между ними — много отдельных «Давидовых псалмов», «Духовных песен», «Аллилуй». Его последняя работа — «Музыкальные посвящения» (А. Веделю, Г. Сковороде, К. Стеценко, М. Леонтовичу, Б. Лятошинскому, П. Чайковскому, Ф. Шуберту, В.А. Моцарту, А. Пярту, Г. Канчели, А. Шнитке), написанные на канонические и народные тексты и стихотворения любимых поэтов Т. Шевченко, П. Тычины, С. Аверинцева, О. Седаковой.

На сегодняшний день Валентин Сильвестров имеет в своем арсенале около ста наименований отдельных духовных произведений, продолжительностью звучания свыше пяти часов! Он взялся за написание религиозной музыки, будучи преимущественно оркестровым творцом, и за десятилетие стал одним из самых плодотворных и самых успешных хоровых композиторов за всю тысячелетнюю историю украинской духовной музыки. Не феномен ли это?

Каковы же особенности духовной музыки Сильвестрова? Валентин Васильевич обратился к жанру духовной музыки в период своей наивысшей творческой зрелости; позади — бурный авангард, поиски новых способов самовыражения, рождение вокального цикла «Тихие песни», фортепианных опусов «Багатели», новых оркестровых произведений. То есть, испытав свои новые идеи в разных жанрах, В. Сильвестров перенес их в хоровые партитуры — и это сработало. Достигнув при этом наивысшего уровня эмоционального восхищения, когда действительно «перехватывает дыхание и останавливается сердце». Такое состояние я лично испытал, когда впервые на сцене Национальной филармонии в замечательном исполнении капеллы «Думка» услышал «Отче наш» Сильвестрова (фрагмент «Диптиха»). Это были невероятные ощущения, казалось, время перестает существовать — музыкальная исповедь льется спокойно, вдумчиво, иногда ускоряясь, иногда замедляясь, но со всеобщим молитвенным сосредоточением, без позы и самолюбования, однако с яркой индивидуальностью. Позже подобные восторженные отзывы я постоянно слышал от многих слушателей во время наших гастрольных поездок по Европе и Америке. Эта статья пишется во время нашего концертного тура «Дания-2012», и у меня перед глазами появляется восхищенный органист церкви в Рандерс после премьеры «Четырех посвящений» (П. Чайковскому, Ф. Шуберту, К. Стеценко, А. Кнайфелю), который делился своими впечатлениями и долго не отпускал нас в гостиницу. Но, возвращаясь к концерту в Киеве, я настолько увлекся В. Сильвестровым, что мысленно решил сделать все возможное и невозможное, чтобы автор и в дальнейшем работал в этом направлении. Далеко не сразу, но так и случилось. И все вышеупомянутые вновь созданные духовные опусы родились в результате сотрудничества В. Сильвестрова и Камерного хора «Киев». На сегодняшний день духовная музыка В. Сильвестрова имеет настолько большой международный резонанс, что одна из самых известных международных компаний звукозаписи и мирового распространения КД EMC Records готовит к выпуску уже второй диск В. Сильвестрова «Духовные произведения».

Духовная музыка Валентина Сильвестрова — это монологические размышления автора (иногда с персонажем, как в «Посвящениях»), но в основном это — своеобразная исповедь земного человека. К тому же, с глубоко-национальным корнем, я бы сказал, даже в историческом контексте. Так, в отдельных духовных песнях композитор ведет повествование словно из средневековья, где скромные зависающие педали создают впечатление исона, а над всем этим вьется мелодия, — временами кажется, что эта мелодия родилась тысячу лет назад. А иногда, (особенно в псалмах) композитор за счет виртуозного мелодичного рисунка и вторящего ему терцового (а временами и тризвуками) подвижного педализирующего исона на мгновение переносит нас во времена Партесов, и мы наслаждаемся нео-барокковой изысканностью. Но больше всего любит автор «украинские терции» и рисует ими удивительные переплетения, напоминая дух романтики Стеценко.

Для меня было большим удивлением, когда Валентин Васильевич написал цикл рождественских песен («Спи, Исус, спи», «Святая ночь»), в которых ему удалось воплотить украинский дух, но на этот раз широкого масштаба. Подобно «Щедрику» Леонтовича, который стал приобретением всего мира, коляда В. Сильвестрова «Наступила тихая ночь» удивительным образом ассоциируется с американским «White Christmas», немецкой «Stille Nacht» и украинской «Нова радість». Земля, которая дала жизнь композитору, и в дальнейшем питает и вдохновляет его на протяжении всего времени, и недаром Днепр (который можно увидеть из окна его квартиры) настолько важен для Валентина Васильевича.

Также хотелось бы поговорить о «церковности» духовной музыки В.В. Сильвестрова. Принято считать (если буквально), что церковная музыка — это та, которая может звучать в церкви во время богослужения. Думаю, что это вопрос актуальный не только для музыки Сильвестрова, но и для всей современной духовной музыки Украины, и даже больше — всего мира. Относительно музыки Валентина Сильвестрова скажу так: эта музыка, без сомнения, будет звучать в церкви, но для этого нужно создать три предпосылки. Во-первых: необходим достаточно высокий профессиональный уровень церковного хора и регента, чтобы исполнить эту партитуру; во-вторых: согласие настоятеля церкви проводить богослужение с этой музыкой; и, наконец, желание прихожан молиться в ореоле этой музыки. Исходя из этого, можно утверждать, что никаких преград для вхождения духовной музыки В. Сильвестрова из концертных залов в лоно церкви нет, другой вопрос — сколько времени потребуется на смену нашего мировоззрения. Учитывая предыдущий опыт, например, «Всенощной» С. Рахманинова (написанной в начале прошлого века и воспринятой в качестве слишком светской и слишком оторванной от потребностей церкви того времени), должен был пройти почти век адаптации (правда, в частности и времен безбожия), пока она начала фрагментарно применяться в службах.

У меня нет ни малейшего сомнения в том, что современная украинская духовная музыка в скором будущем будет сотрясать мир (подобно золотой эпохе — украинскому классицизму) и обязательно вернется в место своего основного назначения — Церквь. Потому что написана она талантливыми сыновьями и дочерьми своего народа и, подхватывая тысячелетнюю историю украинской духовной музыки, прославляет Творца Вселенной и воспитывает морально-этические ценности христианства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать