Мы все еще спасаем дистрофию тел, а за прогрессирующей дистрофией душ - нам все равно.
Василий Стус, украинский поэт, переводчик, прозаик, мыслитель, правозащитник,

Двадцать приключений «Драмовичка»

В Центре Курбаса представили уникальную антологию пьес для детей и подростков
15 февраля, 2018 - 11:24

Сборник называется «Драмовичок» — это 20 пьес авторов разных поколений — от «патриарха» детской литературы Всеволода Нестайко до самой молодой «сказочницы» Анны Багряной, чьи произведения уже переведены на 17 языков мира. Все эти драматурги имеют опыт постановок и наград на конкурсах.

Условно антология разделена на три части: для малышей, младших школьников и для подростков, что дает широкий выбор для постановщиков и читателей. Среди произведений есть исторические драмы и современные, вне времени и фантастические. Большинство пьес «Драмовичка» ставились на сцене — преимущественно в Украине, иногда и за ее пределами, как, например, «Шелковая заря» А. Багряной в Македонии. Некоторые произведения экранизировались — «Цирк Ивана силы» А. Гавроша, анимационная серия о Пете Пяточкине Н. Гузеевой. Поэтому на презентации можно было не только услышать о новинках от самих драматургов, но и увидеть фото и видео из постановок. Однако есть те, которые только ждут света рампы, и среди них, например, нынешний обладатель Гран-при конкурса «Коронация слова» — «Не очень сладкая сказка» А. Витра. Персонажи сценических сказок тоже очень разные. Есть архетипные украинские, например казак Мамай у Б. Жолдака и А. Вишевского, или Котигорошко и Змей у Н. Симчич, святой Миколай у Я. Верещака. В то же время есть традиционные европейские мифологические Гномы, Мумитролли, Феи, Колдуны у Н. Нежданы или же театральные герои Коломбина, Арлекин, Пьеро у С. Лелюх. Конечно, очеловечиваются звери — дикие у А. Витра, домашние у Б. Мельничука, а иногда и растения, например Эдельвейска у А.Багряной, или вещи — Ботинки у О. Гончарова. Есть и новосозданные — странная Чакалка у И. Андрусяка.

Следуя традиции музыкально-драматического театра, во многих пьесах есть песни, включен в книгу и мюзикл о Принце Чупринке известного автора песен А. Вратарева. В антологии есть парадоксальный взгляд на историю — ироническая драма «Амазономахия» О. Миколайчука, и фантастическое «Звездное путешествие» по разным планетам у Н. Нежданы. Сборник содержит драматургию для малой и большой сцены, пьесы для кукольного театра. Поэтому спектр «Драмовичка» очень разнообразен.

В целом, в последнее время чаще стали выходить новые книги и другие проекты современной драмы, в частности, целая серия антологий и авторских сборников в драматургическом отделе НЦТМ имени Леся Курбаса. Но до недавнего времени все они касались взрослой аудитории. А вот пьесы для детской публики напечатаны у нас впервые! Это выглядит парадоксально, ведь спрос у такой книги наибольший — и взрослые театры, и ТЮЗы, и кукольные, и музыкальные, а еще любительские и детские студии.

Сейчас существенно не хватает драмы и в школьной программе, ведь дети отдают предпочтение приключениям, а не описаниям природы. Но особенно абсурдно это выглядит для иностранцев, ведь именно детская драматургия и театр обычно поддерживаются государством более всего — дотациями, конкурсами, грантами. Только не в Украине. История создания этой книги напоминает детективный роман с многочисленными перипетиями. Составители антологии — сотрудники драматургического отдела Надежда Мирошниченко, Олег Миколайчук и Ярослав Верещак — признались, что ни один проект не давался им так долго и сложно. Были конкурсы, мастер-классы, круглые столы, но сама печать книги срывалась. Особенно поразил тот факт, что даже после того, как нашлись средства на издание, их два года блокировали на счету Центра Курбаса по чисто бюрократическим причинам. То есть государство не только не способствовало финансированию этого проекта, а еще и препятствовало ее выходу...

В предисловии авторы концепции объяснили, что хотели вложить в название «Драмовичка» понимание, которое является настоящим оберегом украинской сцены. Ведь очень важно, каким будет первый образ театра для ребенка — вторичным и музейным или оригинальным и современным. И значение этой книги для маленьких, наверное, немаленькое, потому что его вектор направлен в наше будущее.

Андрей КАРПЕНКО
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ