Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Где твое жало, смерть?

Одесса, «Молоко» и «Оскар» пять лет спустя
15 августа, 16:40
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ОСКАР — БОГУ» / ФОТО АНДРЕЯ НАУМЕНКО

В это сложно поверить даже моей невесте, но я расплакался. На театральной постановке. Последний раз нечто подобное случилось со мной далеким октябрьским вечером 1999 года, во время футбольного матча Украина—Россия. Тот матч был таким важным, что на московский стадион «Лужники» приехали премьеры двух стран — Пустовойтенко и Путин. И вот на 75-й минуте россияне забили нам гол и повели в счете. Большего горя невозможно было и представить. Я мог принять поражение от любой страны, только не от России. На глаза накатились слезы. Мне, маленькому школьнику, вдруг стало невыносимо больно из-за того, что Россия веками убивала и уничтожала Украину, а теперь вот и в футбольном матче выиграет. Какая мировая несправедливость! Ну как тут не обронить скупую мужскую слезу? Поэтому я и плакал, шмыгая носом, до гола Андрея Шевченко, который сравнял счет за сто секунд до конца матча.

С тех пор прошло 18 лет, и вот в минувшую субботу мои глаза снова оказались на мокром месте. Случилось это в Одессе во время юбилейного фестиваля театров «Молоко», который уже в десятый раз организует Одесский культурный центр во главе с Михаилом Журавлем. На закрытие многодневного фестиваля организаторы пригласили спектакль, который получил Гран-при «Молока» пять лет назад. Речь идет о спектакле Киевской академической мастерской театрального искусства «Сузір’я» по произведению французского писателя Эрика-Эммануэля Шмита о больном раком мальчике Оскаре, который пишет письма Богу. Аншлаг в зале подтвердил, что одесская театральная публика эту постановку помнит, любит и ценит.

Сюжет спектакля до невероятности прост: маленький мальчик Оскар умирает от лейкемии, но последние свои дни благодаря Розовой Даме из больницы проживает насыщенно, переосмысливая свое отношение к родителям, к тайне жизни, к Богу, ко времени и, в конце концов, смерти. За день проживает десятилетия. Спешит открывать для себя мир любви, учится прощать и прощаться. Мальчик поражает нас мудростью, одновременно оставаясь маленьким и наивным ребенком. Все это — настолько «скользкие» для автора темы, что на каждом шагу есть опасность сорваться в примитивность сентиментализма и выдавливание слез; уже само внимание к розовому цвету — этому синониму масскультовой попсовости — тщеславные снобы могли бы подвергнуть это произведение анафеме. Но Эрику-Эммануэлю Шмиту удалось, как канатоходцу, виртуозно пройти все мелкие места, избежать банальностей и простыми, детскими словами и образами говорить о сложных, глубоких, вечных проблемах.

Как удалось это и режиссеру спектакля «Оскар — Богу» народному артисту Алексею Кужельному. Пожалуй, лучшим комплиментом для режиссера является ситуация, когда его работа вообще незаметна — настолько естественно и непринужденно все выглядит на сцене. Когда зритель вообще забывает, что перед ним — сцена, ведь он и правда словно находится за большим окном больничной палаты, где Оскара медленно убивает болезнь. Аскетизм декораций, мастерство актеров, уместность музыкального сопровождения, отточенность и непринужденность диалогов — все в этом спектакле на своем месте, гармонично соединено, творит единую целостность, которая и держит зрителя в напряжении. Этот спектакль получил Гран-при «Молока» пять лет назад, но в минувшую субботу реакция публики в зале была такой, что сомнений не осталось — перед нами спектакль, который будет собирать награды и восторженные отзывы зрителей еще много лет. Потому что настоящее — не стареет и не обесценивается.

Без пафоса и надрыва, простой и глубокий, этот спектакль учит нас не отчаиваться, даже если битва проиграна. Ведь лучшее в «Оскаре» — отсутствие хеппи-энда. Ни одна фея никого не спасла. Но научила, как последние свои дни прожить в радости и благодарности за само чудо жизни. Выигрывать, терпя поражение. Браво!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать