Теперь каждый украинец должен, ложась, в головы класть мешок мыслей об Украине, должен покрываться мыслями об Украине и вставать вместе с солнцем с хлопотами об Украине.
Николай Кулиш, украинский драматург, режиссер, педагог, представитель Расстрелянного Возрождения

И снова праздник...

Чем запомнился театральный год и кто стал лауреатами «Киевской пекторали» и «Бронека»
25 марта, 2014 - 09:45
ДЛЯ МНОГИХ ЗРИТЕЛЕЙ И КРИТИКОВ ОДНИМ ИЗ ПОТРЯСЕНИЙ В ПРОШЛОМ ГОДУ СТАЛ СПЕКТАКЛЬ КАМЕРНОЙ СЦЕНЫ ТЕАТРА ИМ. И.ФРАНКО MORITURI TE SALUTAT ПО НОВЕЛЛАМ ВАСИЛЯ СТЕФАНИКА В ПОСТАНОВКЕ ДМИТРИЯ БОГОМАЗОВА (ЛАУРЕАТ ПРЕМИЙ «КИЕВСКАЯ ПЕКТОРАЛЬ» И «БРОНЕК») / ФОТО АНАТОЛИЯ БОЙКО

Не часто встречаются художественные впечатления, которые не отпускают память и душу долгое время. Для многих зрителей и критиков одним из таких потрясений в прошлом году стал спектакль Камерной сцены театра им. И. Франко «Morituri te salutant» («У нас все праздник») по новеллам Василя Стефаника в постановке режиссера Дмитрия Богомазова.

Спектакль задевает все струны украинской национальной ментальности! Парадоксально совмещает трагизм, комизм и драматизм в гармоническое единство. Актеры виртуозно создают миниатюры человеческих типов, а кроме того складывается украинский народный характер, и мы начинаем что-то понимать и чувствовать в самих себе.

«Morituri te salutant» получила награды как лучший драматический спектакль на нынешней «Киевский пекторали» и на «Бронеке» (официальная и семейная премии продемонстрировали единогласие)!

Напомним, премия «Киевская пектораль» была основана в 1992 году Киевским отделением Союза театральных деятелей Украины (в настоящее время Национальный союз театральных деятелей Украины). Впоследствии, как соучредитель, приобщилось Главное управление культуры и искусств КГГА (в настоящее время — Департамент культуры КГГА). Впервые «Киевскую пектораль» вручали 27 марта 1993 года в Международный день театра по итогам сезона 1991—1992 годов. За все годы своего существования премия ежегодно присуждается самым ярким театральным деятелям столицы Украины.

Сценический праздник случается иногда в разных театрах Украины! Например, монументальный «Слепой» по Шевченко/Кропивницкому в Донецке, «Гроза» А. Островского в Макеевке, «Тартюф» Мольера в Днепродзержинске, «Gogol. Поиск» в Киевском Новом театре на Печерске, «Прекрасний звір у серці» в «Сузір’ї». Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра показал зрителям лабораторию молодой режиссуры — студенты Эдуарда Митницкого поставили здесь свои первые спектакли. Появились режиссерские дебюты и в других киевских театрах. Шаг до праздника — это лозунг Киевской оперетты, и она его успешно делает, выпустив две феерические премьеры. И этот список можно еще продолжать.

Хотя в целом минувший театральный год не поразил яркостью творческого процесса! Возможно, так сложилось на фоне Майдана, на сцене которого лился не театральный «клюквенный сок», а настоящая горячая человеческая кровь. Когда и театры в Киеве закрывались, и пройти к ним было сложно, и метро три дня не работало. А некоторые из актеров и режиссеров все равно  работали и репетировали.

Итак, порадуемся этому талантливому, что все же случилось вопреки жесткостям жизни. Собственно, театр и призван дарить людям радость творчества, красоту искусства.

Эксперты премии «Киевская пектораль» просматривали все новые спектакли (всего 75-ть) столичных театров. К празднику Международного дня театра награды получат  немало художников в 14-ти номинациях).

А семейная премия «Бронек» (в честь выдающегося актера Амвросия Бучмы) справилась с наградами раньше — 14 марта в Доме Актера. Здесь обошлись без номинаций — видели что-то выдающееся и награждали, обосновывая за что именно. Так, лауреатом  «Бронека-2013» стал Дмитрий Богомазов за спектакль «Morituri te salutat», о чем шла речь раньше.

В «Коло Бучменків» были посвящены еще десять актеров. Молодой актер ТЮЗа на Липках Алексей Петрожицкий — за талантливое начало творческого пути. Его дебютом в театре был Ромео (введение из трех репетиций), потом Пек («Сон літньої ночі»), Яша («Вишневий сад»), Холден Колфилд («Над прірвою...» по Селинджеру) и другие. Как видим, диапазон у актера широкий. Когда-то, первоклассником Киевской детской академии искусств этот мальчик сформулировал понятие искусства — «это красота, созданная человеком»...

За талантливое сочетание стихотворения и драмы в моноспектакле «Прекрасний звір у серці» по стихотворениям Николая Винграновского («Сузір’я»)  в «Коло  Бучменків» приобщен актер Евгений Нищук, которого называют «Голосом Майдана», а  ныне он стал министром культуры. Как признался Евгений, еще в студенческие годы его дразнили «Бучмой» за любовь к паузам...

Актриса Молодого театра Виктория Авдеенко вошла в «Коло Бучменків» за ряд ролей последних лет. Виктория когда-то успешно преодолевала парадоксы театра абсурда в экспериментальных спектаклях Валерия Бильченко, виртуозно освоила ходули в спектаклях под открытым небом. Будучи красавицей, оказалась остро характерной актрисой.

Актерский дуэт Надежды Кондратовской и Нины Нижерадзе  отмечен за партнерство в спектакле Театра русской драмы  им. Леси Украинки «Д-р». Их пани Протич и пани Спасоевич — «изюминка» спектакля.

Лев Сомов ныне второй раз вошел в хорошую компанию за постановку пластики в спектакле Театра на левом берегу «Чего хотят женщины?». Фарсовая комедия на основе осовремененных режиссером Андреем Билоусом древнегреческих текстов существуют на грани фола. Но это красота и счастье человеческого тела, истина человеческой природы.

Спектакль Нового театра на Печерске «Gogol. Поиск» введена в «Коло Бучменків» всем составом исполнителей как целостное явление сценического искусства. Постановщик пластики из Англии М. Гурина вместе с актерами и украинским продюсером Валерием Чигляевым создала фантасмагорический вариант гоголевской «Диканьки», творила природу из человека. Они и были награждены за творческое опровержение культурных мифов.

А художественный руководитель Киевской оперетты Богдан Струтинский отмечен за истинное обновление творческого лица театра. Уже несколько лет Богдан Дмитриевич руководит опереттой, в которой засияла талантливая молодежь, сохранены старшие звезды, почти исчезли опереточные штампы и оправдалась парадоксальная логика жанра.

В формате «Off  Kyiv» лауреатом «Бронека-2013» стал спектакль Днепродзержинского театра им. Леси Украинки «Тартюф» Мольера в постановке режиссера Сергея Чулкова, который на днях отмечает юбилей. С чем его и поздравляем. Спектакль очень смешной и в то же время страшный, виртуозно сыгранный талантливым актерским составом. В «Коло Бучменків» также вошла актриса Черниговского театра им. Т.Шевченко Любовь Колесникова за роль Матери в спектакле «Каліка з острова Інішмаа». Актриса награждена не только за талантливое исполнение. Но и за женскую смелость — она не пожалела свою милую внешность ради образа чудовища.

Нине театр отмечает свой праздник. Он сам праздник! Несмотря ни на что, он творит праздник для себя и для всех нас. Празднуем! Потому что мы этого стоим.


КОММЕНТАРИЙ

Утешение думами

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, председатель киевского центра Национального союза театральных деятелей Украины:

— Главным признаком сезона (еще далеко до начала тех событий, которые всех объединили в борьбе против несправедливости, против унижения человека, против человеческого достоинства, произошедших на Майдане) — это была мощная нота гражданского сознания, которую услышали зрители в спектаклях многих киевских театров. Хотя не все постановки были открыто социально-патриотическими, но эти «ноты» можно услышать в «Квітці Будяк» франковцев, «Прекрасний звір у серці» — «Сузір’я», в «Потворі» — Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра, и еще во многих постановках на камерных и больших сценах. Следует отметить, что в резонансных спектаклях принимали участие как известные артисты, так и совсем молодые, а также студенчество. Напомню, именно во время Майдана, когда центр нашей столицы был в дыму от пылающих шин, под «аккомпанемент» канонады шумовых гранат прошел прогон «Антигоны» студентов Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. Карпенко-Карого (курс Николая Рушковского в постановке Игоря Славинского). Эта Софокловская трагедия о кровавой борьбе за власть выглядела очень актуально и убедительно... Напомню, одна из функций театра — это предчувствие, анализ и диагностирование проблем общества, осуществленные средствами искусства. Я рад, что даже в самые сложные времена политического противостояния на Майдане люди все же приходили на спектакли, потому что чувствовали потребность прикоснуться к высокому искусству... Хорошо, что сегодня опять появляется заинтересованность к спектаклям и потребность зрителей в театре.

Афиша киевских театров была разнообразной, и это при том, что на протяжении многих лет коллективам не выделяются деньги на постановки, однако, несмотря ни на какое финансовое затруднение, премьеры все же проходят. Всего состоялось 75 новых постановок, которые продемонстрировали 42 театра. Они не равнозначные, но я уверен, что в историю украинского театра нашей столицы войдет немало спектаклей. Лучшие из лучших получили награды «Киевской пекторали» (см. таблицу).

Прошло время, когда у нас были исключительно развлекательные постановки, и на комедии зрители ходили только потому, что искали утешения в театре, скрываясь от негатива и проблем. Сегодня это уже утешение размышлениями. И потребностям интеллектуальной насыщенности диалога — театра и зрителя. Это огромная радость для каждого, кто работает в театре, потому что он ради этого и пришел. Это его призвание. Это его жизненный выбор — говорить со сцены о великом и вечном, и вести диалог на высоком уровне. И дай Бог, чтобы диалог сегодня проводился во всех сферах нашей жизни, и тогда мы преодолеем разные трудности. Я убеждаюсь в достоверности наблюдательности артистов. Считаю, что победитель должен быть сильным, а также уметь прощать и быть великодушным... Я очень радуюсь, когда нота Майдана звучит не только в спектаклях, но и в сердце каждого человека, когда душевной работой мы объединяемся, и, поверьте мне, это очень серьезно влияет на все, что происходит в мире!

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»


 

Победители театральной премии «Киевская пектораль»

 

♦ Номинация «За лучший драматический спектакль»

«Morituri te salutant» (Театр им. И.Франко)

♦ Номинация «За лучший музыкальный спектакль»

«Лебединое озеро. Современная версия» (Киев-модерн-балет)

♦ Номинация «За лучший детский спектакль»

«Принцеса Лебідь» (Молодой театр)

♦ Номинация «За лучший камерный спектакль (спектакль малой сцены)»

«Прекрасний звір у серці» (Театр «Сузір’я»)

♦ Номинация «За лучшую режиссерскую работу»

Д.Богомазов «Morituri te salutant» (театр им. И.Франко)

♦ Номинация «За лучшую сценографию»

А.Друганов «Morituri te salutant» (театр им. И.Франко)

♦ Номинация «За лучшую мужскую роль»

А.Вертинский, Эрик Ларсен «Загадкові варіації» (Молодой театр)

Е.Нищук, Николай Винграновский «Прекрасний звір у серці» (Театр «Сузір’я»)

♦ Номинация «За лучшую женскую роль»

Н.Кондратовская, Мать «Обещание на рассвете» (продюсерская компания «Домино-Арт»)

♦ Номинация «За лучшую мужскую роль второго плана»

В.Баша «Morituri te salutant» (Театр им. И.Франко)

♦ Номинация «За лучшую женскую роль второго плана»

В.Чайковская, жена профессора «Шиндай» (ТЮЗ)

♦ Номинация «За лучшее музыкальное оформление»

С.Карпенко «Morituri te salutant» (Театр им. И.Франко)

♦ Номинация «За лучшее пластическое решение спектакль»

О.Семешкина «Morituri te salutant» (Театр им. И.Франко)

♦ Номинация «За лучший актерский дебют»

В.Писаренко «Потвора» (Театр драмы и комедии)

♦ Номинация «За лучший режиссерский дебют»

В.Сотниченко «Потвора» (Театр драмы и комедии)

Валентина ЗАБОЛОТНАЯ, театровед
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments