Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Инкарнации Богдана

26 августа, 10:47
АКТЕРЫ: БОГДАН И ОСТАП СТУПКИ, АНАТОЛИЙ ГНАТЮК НА РЕПЕТИЦИИ «САДУ БОЖЕСТВЕННИХ ПІСЕНЬ» ВОЗЛЕ ЗЕРКАЛА НАД КАМИНОМ — ПЕРВОГО СПЕКТАКЛЯ ТЕАТРА «СУЗІР’Я» / ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА «СУЗІР’Я»

Ежегодно в день прихода в этот мир и в день перехода в другой Богдана Сильвестровича Ступки всех, кто пришел «Сузір’я» мы подводим к зеркалу над камином, глядя в которое, в первом нашем спектакле «Сад божественних пісень» по пьесе В. Шевчука, актер в образе Григория Сковороды говорил «Знаете ли вы в чем разница между житием и жизнью»? Вопрос не потерял актуальности. В день премьеры он подарил мне бронзовую ступку, а Остап Ступка пестик к ней с благодарностью за Сковороду. «Все проходит, но любовь после всего остается»...

С того момента прошло всего тридцать лет и целых четыре, как Мастера нет с нами. «Тогда только познается ценность времени, когда оно потеряно». Но «Добрый ум делает легким любой образ жизни». Поэтому диалог с божественным Богданом продолжается. Не знаю, правильно ли я понимаю его ответы на вопрос, которым я мучил его во время наших последних встреч. Я был режиссером постановки Сергея Данченко «Казалось бы одно лишь слово» по А. Малышко, в котором он играл Т. Шевченко. Пробовали парики, гримы, клеили носы — все было бесполезно, если не сказать смешно. В какой-то момент все проделанные смыслы текста впились, слово ожило, и, о чудо, возникло ощущение убедительного портретного сходства.

Представьте себе знак бесконечности с точкой перехода посередине из одного мира в другой, из одной телесности в другую, с бесконечности к близости, с горечи познания в сладость понимания. Ощущение вербального «я» актера и персонажа сошлись в ту же точку перехода в знаке бесконечности. Сковорода, Керенский, Брежнев, Фрейд, Хмельницкий Ступкой обращались к зрителю.

Сто раз я спрашивал у него в чем секрет? Каждый раз он переводил взгляд на кого-то рядом, выхватывал его жест, капельку пластики, запятую или еще какой-то знак в мимике и на мгновение застывал в них, а потом лукаво подмигивал.

И это не было совершенной имитацией. Он умел проникать во внутреннюю территорию другого человека, осмысливать ее, доносить важное, получать не только разрешение, но и поддержку прототипа на воплощение в материи образа. Героев из другого мира он инкарнировал в мир земной. «С видимого познавай невидимое» В одной точке сходились общее ощущение коренного «я» актера и персонажа, совпадали их субъективные и вербальные «я». Это к тому же нанизывалось какую-то удивительную способность Мастера символизировать слово, поступок — «Сыновья века мудрее сыновей дня».

Задумываясь над природой необычайной популярности «Сильвестра Сталоновича», как он любил себя в шутку называть — прихожу к выводу, что суть ее заключается в выявлении естественной для любого художника воли к признанию не через себя, как такового, а через образы, которые он создавал. Именно в этом секрет Мастера. Признания не себя, а героев в которых он инкарнировал, стремился Великий Актер. Именно это означает любить театр в себе, а не себя в театре.

И в этой любви было его счастье. Этим счастьем он окутывал всех присущих к искусству театра, кино, живописи, музыки. «Ищем счастье по странам, векам, а оно везде и всегда с нами, как рыба в воде, так и мы в нем, и оно в нас самих. Нет его нигде от того, что оно везде. Оно подобно солнечному сиянию — отклони только вход в душу свою!»

Солнце Богдана улыбается нам из зазеркалья, со Сковородой вместе говоря: «Собери внутри себя свои мысли и в себе самом ищи настоящие блага. Копай внутри себя колодец для той воды, которая оросит и твой дом, и соседский!»

P.S.

С 25 по 28 августа в столичном Культурном центре «Кинотеатр «Киев» будет проходить ретроспектива фильмов с участием Богдана Ступки «СТУПКА 75: Stranger», посвященная 75-й годовщине со дня рождения актера. По этому случаю Национальный центр Александра Довженко подготовил программу, цель которой — отойти от эмблематического амплуа актера и ознакомить зрителя с нетипичными, но не менее талантливыми работами Богдана Ступки. Откроется ретроспектива украинской премьерой художественного исторического фильма польского режиссера Ежи Гофмана «Древняя легенда. Когда солнце было богом» (2003), в котором Богдан Ступка сыграл одну из главных ролей. Также в рамках программы впервые на большом экране будет показан один из последних фильмов Отара Иоселиани «Шантрапа» (2010) и Кшиштофа Занусси «Сердце на ладони» (2008).

26 августа на могиле величайшего актера (на Байковом кладбище в Киеве) установят бронзовый памятник, выполненный как перевернутый дуб (корнями вверх) — так символично изобразил земной путь артиста одесский скульптор Михаил Рева.

В новом сезоне в МТМ «Сузір’я» зрители увидят выставку-коллаж портретов Мастера и фото-фильм спектакля «Сад божественних пісень» по пьесе В. Шевчука, в которой Богдан Ступка играл роль Григория Сковороды.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать