Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

История с географией

Выставка «Львов:СОЮЗники» ломает стереотипы
19 мая, 14:12

Кураторами выставки «Львов:СОЮЗники», которая проходит в Национальном художественном музее Украины, являются Станислав Силантьев и Галина Хорунжая — основатели творческого объединения «Первый пролетарский заповедник имени Жана Жореса». Необычная экспозиция может стать этапной для отечественной культуры. Ведь ее авторы попрощались с традициями советского искусствоведения — и отказались «обслуживать» любую идеологию.

НАША «ЗАГРАНИЦА», НАША ЕВРОПА И НАШЕ ВСЕ!

Львов, с его Ратушей и «кнайпами», с умытой дождем мостовой. С его костелами, Мадоннами, львами, с синагогой «Золотая Роза», с Шептицким и с УПА, с ангелами Лычаковского кладбища... А еще с легендами, пришедшими со времен Средневековья, со щемящей, сладкой, словно запах старинных шелковых прабабушкиных перчаток, памятью об Австро-Венгрии, которая исчезла, словно Атлантида.

Львов — это город-видение, средоточие украинской мечты. Наша «заграница», наша Европа и наше все! Когда мне это все надоест — я вернусь в свой родной город Львов, — тайком раздумывает, наверное, каждый украинец, где бы он не родился и не жил на самом деле. Между тем реальный украинский Пьемонт живет своими реальными проблемами. О которых большинство за пределами Галичины даже не догадывается. Пока однажды они обязательно не войдут и в их экзистенции. Или уже вошли?

КАРТИНА РОСТИСЛАВА СИЛЬВЕСТРОВА «НЕ ПОЙДУ», 1950-е гг.

Приблизительно о таком — о мифологии и о реалиях (исторических) «культурной столицы» Украины, да и страны в целом — рассказывает новая выставка Национального художественного музея Украины «Львов:СОЮЗники». Этот проект настолько сенсационный в хорошем смысле слова, такой необычный для наших музеев, что... рассказывать о нем чрезвычайно сложно.

Начнем с того, что выставка ассоциативная. Вместо привычного для Киева последовательного, структурированного логично, тематически и прочее, изложения своей концепции, своего виденья послевоенного Львова (а именно этому периоду в истории города посвящена экспозиция, ведь частью тогда еще советской Украины Западная Украина окончательно стала в 1944 г.), молодые кураторы Станислав Силантьев и Галина Хорунжая вынесли на суд публики запутанный, словно лабиринт, насыщенный «цитатами» интертекст. Он состоит из, на первый взгляд, несовместимых компонентов. А в действительности все они связаны между собой символично, ассоциативно. Так же и в реальной жизни разрозненные явления и предметы соединяет между собой общий «контекст». Львов — в данном случае.

ЛЬВОВСКИЙ «МИКС»

«Львов:СОЮЗники» — это невероятный «микс» из макетов послевоенных грузовиков и электровелосипедов — их начали производить «Made in lviv» уже после войны. Из концертных «местных» афиш (а также написанных маслом их точных «муляжей»-обманок). Рядом увидишь и чучело кабана, и фарфоровую статуэтку гепарда — по словам куратора, свидетельство реальных вкусов «послевоенных» львовян. Статую «католической» Девы Марии — и «антирелигиозную» картину Ростислава Сильвестрова «Не пойду» (1950 г.) из Львовского музея истории религии. Здесь, как напоминание об открытии на Западной Украине палеонтологов, найдется бюстик синантропа (рядом с фото львовянина-художника, нонконформиста Андрея Сагайдаковского) — и афиша провокационной выставки современного арта «Дефлорация». Из ее авторов «того уже нет (в искусстве), а те — далеко (от Львова»).

Советский космический спутник соседствует с фото «Львовский Ленин»  Валерия Милосердова с бюстом Ленина. Выставка также включает деревянные «муляжи» топоров вокруг заимствованного из Тернопольского областного краеведческого музея портрета советского публициста Ярослава Галана (автор — Семен Грузберг) — и, рядом с ним, обычный набор кофейных ложечек львовского производства. Деревянные «симулякры» писанок с нанесенными логотипами самых известных львовских предприятий, которые сейчас, в основном, не работают, дополняют монументальное полотно «Ночь» львовского «неприкаянного гения» Мирослава Ягоды. А где-то рядом присутствует офорт общепризнанного гения-львовянина Александра Аксинина, целую стену заняли работы его знаменитой последовательницы Галины Жегульской, «плюс» здесь и там развешены картины других «знаковых» львовских художников послевоенного времени и фотографа Михаила Французова, этого львовского «Миколи Троха».

В трех залах временной экспозиции НХМУ есть даже цикл изображенных с фото ироничных картин маслом, посвященный уже недавним выборам Тараса Возняка на должность генерального директора Львовской национальной галереи им. Б. Возницкого. А еще в музее есть деревянные барельефы Ленина. Документальные фотоработы львовских заводов-«передовиков» советской эпохи. Идеологические картины «Вчера и сегодня» (1959) Антона Монастырского и «Народное собрание во Львове 1939 г.» (1960-е) Михаила Добронравова и т. д.

Выставка ошеломляет. Напоминает такую себе «блошку», которая, вдруг возникла в центре Киева. Учитывая реакцию во время открытия на подсознательные львовские «контексты» со стороны зрителей-киевлян, многие из которых были явно дезориентированы, музейщики решили все же обеспечить экспозицию указателями.

Тем временем знатоки Львова — в полном восторге. Ведь на самом деле своей больше похожей на гигантскую инсталляцию выставкой куратор вернисажа (ему всего 30 лет) художник Станислав Силантьев, вместе с соорганизатором Галиной Хорунжей, не побоялись коснуться, как минимум, двух острых актуальных современных проблем. Более личной проблемы объективного исследования истории и культуры Львова. То есть — без конструирования новых идеологических мифов вместо советских. Второе направление исследования можно назвать одним из самых актуальных для всего постсоветского общества.

ИСТОРИЮ «ПЕРЕПИСЫВАТЬ» НЕЛЬЗЯ

Без эпатажа и скандала, а вместо этого с присущей солидным исследователям сдержанностью музейщики солидаризировались с той точкой зрения, что в полном смысле слова «украинским» городом современный Львов стал после 1944 г.  Кстати, очень интересные данные на эту тему приводят и современные историки, в частности, монография Романа Лозинского «Этнический состав населения Львова (в контексте общественного развития Галичины)».

И  что самое существенное, задали тон идеологическим «историческим» дискуссиям — в приличном обществе,  на долгие годы. Когда констатировали: историю «переписывать» нельзя — ее нужно объективно исследовать, регистрируя достижения и поражения. Даже если речь идет о советской истории.

«ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ»

...Национальный художественный музей Украины уже давно идет «против течения», ломая стереотипы ради объективного исследования реальной истории искусства и культуры Украины ХХ века. Но проект «Львов:СОЮЗники» стал, вероятно, самым радикальным шагом от идеологизированного «искусствоведения» — к мировой, европейской теории и практике непредвзятого исследования и построения истории искусства. Это — великий прорыв!  Говорить о нем подробнее сегодня еще просто сложно. Подождем развития событий?

Выставка «Львов:СОЮЗники» продлится до 18 июня.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать