Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как делаются фестивали

Александр Шпилюк: «Мы привлекаем внимание зрителя, прокатчиков и медиа к отечественному кино»
25 июня, 17:29

Команда Одесского МКФ, чтобы сверстать программы своего четвертого форума, просмотрела около 1000 фильмов. Многие из них — на международных фестивалях, а точнее — на 27, и география фестивалей, которые посетила команда во главе с президентом ОМКФ Викторией Тигипко, генеральным директором Денисом Ивановым и арт-директором Александром Шпилюком, простиралась от Канн до Роттердама, Берлина и Москвы, Варшавы, Локарно и многих других признанных киностолиц.

Пока Одесса завершает последние приготовления к четвертому фестивалю, который пройдет с 12 по 20 июля, раскатывая красную дорожку к Оперному театру, выставляя уже ставшие традиционными экраны на Потемкинской лестнице и Ланжероновском спуске, готовится к проведению мастер-классов Летней киношколы, нам удалось пообщаться с директором программ ОМКФ, членом Европейской киноакадемии, кинокритиком Александром ШПИЛЮКОМ.

КИНО И ДЕНЬГИ

— Как работает команда, отборщики, и что происходит, чтобы в итоге этой работы выкристаллизовались те программы, которые попадают на многочисленные экраны в июле?

— Во-первых, работа по подготовке очередного издания фестиваля начинается практически через месяц, максимум — через два после окончания предыдущего. И, естественно, начинается она с принятия решения, какие вообще будут программы, если они меняются, какие могут быть у них перспективы, какие специальные показы, чему посвященные. Отбор фильмов, которые передают современное состояние кино, начинается где-то приблизительно за полгода. Технологически получается, что если фильм выходит на мировой экран, в том числе и фестивальный, скажем, до января, то до июля он уже успевает так или иначе попасть на украинские экраны и в украинский Интернет, и показывать его на фестивале уже просто бессмысленно. Поэтому реально отбор фильмов, которые могут попасть в программу, начинается с февраля, и, соответственно, начинается скрупулезная работа по согласованию наличия прав, оплате наличия копий, согласованию графиков актеров и режиссеров, которые могут представить фильм и так далее.

Сколько стоит, например, фестивальная программа? Какая часть общего бюджета уходит именно на кино?

— Я бы сказал, львиная доля. Конечно, если мы говорим о показе, то не можем отделить покупку прав на показ, стоимость кинокопии, приезд съемочной группы, то есть билеты на самолет, проживание в гостинице, сюда же входят расходы на проведение пресс-конференции, таможенные сборы. То есть практически львиная доля бюджета тратится именно на это.

Фестиваль начинался и был заявлен как фестиваль юмора «во всех его проявлениях», конкурсная программа таким образом и сверстывалась. Было непросто, потому что комедии всегда сложно найти. Это одна из причин, по которой вы ушли от подобного концепта? Возможно ли сегодня — на четвертый год — четко сформулировать идею концепции конкурсной программы фестиваля?

— Уход от концепции фильмов с чувством юмора, как это у нас называлось на первом фестивале, был связан с разными обстоятельствами. Во-первых, это была собственная неудовлетворенность тем, что эта концепция ограничивала возможность нашего выбора, то есть какое-то количество фильмов, которые, с нашей точки зрения, были интересны художественно, не укладывались в прокрустово ложе концепции. Второе — были настоятельные рекомендации наших гостей по поводу того, что не совсем правильно ограничивать фестиваль. И третье, самое существенное, — реакция одесситов, которые просто в один голос благодарят нас за то, что мы наконец-то перестали мозолить им глаза тем, что Одесса — столица юмора. Их уже достала эта ситуация, что никак иначе Одессу не воспринимают. Так что это было решение, подсказанное отовсюду, в том числе — изнутри. Мне кажется, то, что мы коротко называем «арт-мейнстрим», — это именно то, к чему стремятся многие очень солидные кинофестивали мира. Это фильмы очень высокого художественного уровня, которые не стыдно показывать. В то же время это фильмы, апеллирующие к широкой зрительской аудитории. Даже на кастинге фестиваля в этом году было несколько фильмов, явно выпадающих из общей картины, поскольку были направлены на достаточно подготовленного, скажем, киноклубного, киноинтеллектуального зрителя, которые у широкой массы вызывали протест. Мы стараемся такого рода фильмы не вводить и не показывать, поскольку считаем, что наша миссия — поднимать планку художественного уровня широких масс. Простите мне некий пафос.

Серьезным шагом Одесского фестиваля является формирование национального конкурса, ведь национального фестиваля у нас нет. Равно как и проката для него, и это действительно проблема очень серьезная. Каким образом фестиваль работает с тем, чтобы не только во время Одесского форума зритель посмотрел это кино, но и потом мог оценить национальные кинодостижения?

— Дело в том, что фестиваль сам по себе может сделать только одну вещь: продвинуть какое-то кинопроизведение на первом этапе, он может показать зрителям, будущим прокатчикам, директорам кинотеатров и каким-то образом их заинтересовать. У фестиваля, во всяком случае — в настоящий момент, нет своей прокатной конторы. Более того, национальный киноконкурс, кроме очень солидного международного жюри, традиционно уже, в этом году второй раз, оценивает жюри Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI), таким образом, информация об украинском кино выходит на международный уровень, потому что обязывает членов жюри FIP

RESCI в своих кинографических изданиях, которые постоянно работают, написать отчет, собственно, это и будет отчет о состоянии украинского кино. Кроме того, эту информацию они выкладывают на официальном сайте федерации. Таким образом, она становится известной кинокритическим кругам во всем мире. Кроме того, показы украинского национального конкурса совпадают по времени с профессиональной секцией, когда собираются представители зарубежных кинофестивалей, отборщики, представители кинофондов, которые могут посмотреть и, соответственно, принять участие, может быть, в продвижении этих фильмов. Также по времени это совпадает с проведением кинорынка на Одесском фестивале, дистрибьюторы и директора кинотеатров также могут ознакомиться со всем свежим украинским продуктом.

КИНО И ПОЛИТИКА

— Любой фестиваль, хотим мы того или нет, в той или иной мере политизирован. Это касается и Берлинале, и Канн. Достаточно сложно противостоять этому, особенно арт-директору фестиваля и отборщикам. Как решается этот вопрос на Одесском фестивале?

— Мне кажется, нам удается каким-то образом, может быть, не всегда стопроцентно, но избежать откровенно политизированных решений в отборах. Иногда эти самые «политизированные» решения идут на пользу фестивалю. Скажем, в этом году в одной из программ фестиваля мы показываем документальный фильм о Pussy Riot. Это, безусловно, некий политический жест, поскольку, скажем, в соседней России этот фильм не может быть показан. Таким образом, мы, естественно, так или иначе принимаем политические решения. Но, считаю, решение оправдано в том числе и художественно, потому что этот фильм действительно получил специальный приз на одном из самых солидных фестивалей независимого кино — «Сандэнс». С другой стороны, это реальное отражение нынешней, в том числе и политической, ситуации. Только что мне сообщили очень любопытную новость из Москвы, что среди иностранных туристов, приезжающих в Москву, храм Христа Спасителя не называется иначе, как храм Pussy Riot. Это вещь, которая стала достаточно громкой в мире, и мы не можем, естественно, не среагировать на нее в нашей программе. А вот победителей каких-то фестивалей, которые нам не очень нравятся эстетически, мы не будем принципиально показывать. Так что нам удается каким-то образом все-таки сохранить лицо.

КИНО И ПРОКАТ

— Насколько это сложно для Одесского фестиваля — получить картину, которую вы отобрали?

— К сожалению, в этом смысле все не так хорошо, как хотелось бы и как мы, может быть, рассчитывали с самого начала. Дело в том, что любое представление фильма на международном фестивале связано для его продюсера с перспективой проката. Учитывая, что Украина, так уж сложилось, — не самое большое в смысле кинематографического проката «поле», это, естественно, вызывает определенные сложности. Если фильм имеет определенный коммерческий потенциал, мы можем получить его только в случае, если уже известен дистрибьютор на территории всего бывшего Советского Союза, как правило, российский. Если речь идет о фильмах «маленьких», которые не претендуют на широкий коммерческий прокат, с ними практически никаких проблем. Тогда возникают технические сложности — физического наличия копий на этот срок или физического присутствия актеров и режиссеров, свободны ли в дни фестиваля, и так далее.

Еще одна сложность, с которой сталкиваемся, но она как бы совершенно объективная, — это сроки проведения фестиваля. Дело в том, что другого срока проведения не можем выбрать, потому что практически календарь занят. И середина июля — единственное относительно свободное время, когда можно что-то показать, потому что попадать параллельно с каким-то другим достаточно крупным фестивалем сложно. Это сразу же исключает фильмы, гостей и так далее. Но середина июля — это, к сожалению, с одной стороны, достаточно свободное время, с другой — это время, когда остальные творческие единицы либо заняты в производстве следующих фильмов (просто потому, что это главное время съемок), либо, если у них был интенсивный год, то июль — начало августа — время отпуска. Для любого профессионала приезд на фестиваль — это работа, не развлечение, представление своих фильмов, участие в пресс-конференциях, общение с критиками, с журналистами. И получается, что многие не могут приехать именно в это время. Но такова судьба очень многих фестивалей.

Поведай о наиболее знаковых, на твой взгляд, наиболее интересных моментах в программе фестиваля этого года?

— Во-первых, международный конкурс.

В котором, кстати, очень много дебютов.

— Да, действительно, много дебютов. Мы стараемся не показывать фильмы уже полностью состоявшихся режиссеров. Это не обязательно должны быть дебютанты, но режиссеры в начале или середине своего творческого пути. Считаю, в международном конкурсе достаточно фильмов, которые достойны этого. Прежде всего российский — «Географ глобус пропил», который только что получил несколько призов «Кинотавра», включая гран-при и приз прокатчиков, что очень важно. И я очень рад, что мы приняли решение о включении его в конкурс еще до того, как он «прогремел» на «Кинотавре».

Очень любопытный немецкий фильм «Простые сложности Нико Фишера», режиссера называют современным немецким Вуди Алленом. Нельзя не упомянуть «Параджанова». Мы действительно проследили этот проект от момента его возникновения, потом он показывался в ньюз-шотах послесъемочного периода, еще не смонтированный. И вот теперь — украинская премьера.

Очень мне нравятся польский и израильский фильмы, каждый по-своему, — очень необычное кино, с одной стороны, а с другой — по-моему, очень близкое нам, украинскому зрителю. Грузинский фильм, который вызывает у меня просто нежнейшие чувства. Получается, мне нравится вся конкурсная программа, что, в общем, и не удивительно. (Смеется).

Должен сказать, что отборочная комиссия украинского конкурса была очень жесткой, что хорошо, и отобрала очень приличную программу, которая порадует всех. Во внеконкурсной программе — прекрасный новый фильм Франсуа Озона, новая лента Джузеппе Торнаторе, просто не могу не порекомендовать; отличный триллер — американский дебют Пак Чхан Ука Stoker, новая картина Софи Копполы и фильм Мишеля Гондри, которым открывается, кстати, Карловарский фестиваль. Гала-премьеры — просто как на подбор. «Великая красота» — с моей точки зрения, один из лучших фильмов конкурсной программы Каннского фестиваля, и Паоло Соррентино уже второй раз подряд за лучший, с моей точки зрения, фильм не получает приза... Но работа, по-моему, просто выдающаяся. Майкл Уинтерботтом со своей ретроспективой и свежим фильмом «Король Сохо», Майкл Уинтерботтом — просто уникальное явление в британском кино, снимает по одному или по два фильма в год и испробовал все возможные жанры, которые существуют в кино. Фестиваль фестивалей — «Финальный монтаж» Дьордя Палфи, который мы «тянем» в Одессу еще с прошлого года, — это для любителей кино просто неимоверное удовольствие: наблюдать за развитием романа между мужчинами и женщинами, склеенного из крошечных кусочков всей общемировой классики. Ну и так далее. Много, много всего. Главное — приехать в Одессу и все смотреть.

Каких гостей ждете в этом году?

— Немаловажной составляющей фестиваля являются гости, которые, собственно, представят и свои работы, и прочитают лекции Летней киношколы, которая, кстати, по мнению фестивальной команды, является самым успешным проектом, потому что получить лекции от Роджера Кормана, Иржи Менцеля, Тимура Бекмамбетова, Александра Роднянского в течение недели и при этом еще посмотреть фильмы, которые я упомянул. Что может быть, собственно, лучше? Прекрасные актеры к нам приезжают. И Сильвия Хукс, уже звезда, и не только голландского, европейского кино. Она представляет два фильма: «Девушка и смерть» Йоса Стеллинга и «Лучшее предложение» Джузеппе Торнаторе, в котором снималась вместе с Джеффри Рашем, оскаровским лауреатом. Тимур Бекмамбетов привезет новый фильм Виктора Шамирова «Игра в правду», и представят этот фильм звезды, снявшиеся в главных ролях, — Гоша Куценко и Ирина Апексимова. То есть звезд тоже на Одесском фестивале будет хватать. Впрочем, лучше увидеть все это самому.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать