Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Киевская пектораль»: шесть призов из 14-ти — у Театра на Подоле

20-летний юбилей единственной в Украине профессиональной театральной премии, к сожалению, знаковым событием не стал
28 марта, 12:20
ЗА СПЕКТАКЛЬ «ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ» АКТРИСА ТЕАТРА НА ПОДОЛЕ ВИКТОРИЯ БУЛИТКО ПОЛУЧИЛА ДВЕ «КИЕВСКИЕ ПЕКТОРАЛИ»: «ЗА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕНСКОЙ РОЛИ» И «ЗА ЛУЧШУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ КОНЦЕПЦИЮ» / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Славный 20-летний юбилей единственной в Украине профессиональной театральной премии «Киевская пектораль», ежегодно вручаемой в Международный день театра со сцены Национального театра имени И. Франко, как и предполагалось, чрезвычайным событием не только для города, но и для театральной общественности не стал. Но ни злорадствовать, ни огорчаться, ни удивляться этому не стоит. Ведь «Киевская пектораль» — лишь барометр, на шкале которого бесстрастно отражаются настроения общества, власти, зрителей и даже отчасти самих театральных деятелей по отношению к театру как искусству, еще не так давно считавшемуся «стратегическим» для развития государства и для формирования сознания его граждан.

То, что сегодня театр в Украине пребывает вне зоны политических, экономических, идеологических «раскладов», красноречиво свидетельствуют и уровень зарплат, и обветшалые фасады зданий, и подретушированные скоротечными ремонтами интерьеры, и грустные, иногда затравленные взгляды худруков и директоров, и какое-то одно на всех затянувшееся ожидание кардинальных перемен. Потому как дальше, уж и впрямь по Шекспиру, только тишина... Разумеется, по случаю Международного дня театра настроение слегка приподнятое, и верить, конечно, хочется только в лучшее, и проблемы воспринимать лишь как закаляющий холодный душ по утрам, а кризис, давно ставший нормой «жизни в искусстве», принимать как залог будущего благополучия. Ведь и не такое театр переживал за две с половиной тысячи лет. И этот бесславный период непременно закончится. Но, разумеется, не без действенного и решительного вмешательства, в первую очередь, все-таки государства.

Скажем, та же «Киевская пектораль», придуманная на заре независимости веселыми и прозорливыми людьми (среди отцов-основателей — Николай Губенков, Семен Грин, Николай Рушковский, Михаил Чембержи), сыграла важную роль в становлении нынешнего украинского театра, более того, послужила прототипом российской «Золотой маски».

Последняя, кстати сказать, тоже начиналась довольно скромно, а потом год за годом разрослась до масштабов всероссийской театральной премии, проводящей итоговый фестиваль спектаклей-лауреатов, а пару лет назад под ее патронатом возник еще и фестиваль театров стран СНГ (между прочим, Украину в этом году на нем представляют спектакли «Король Лир. Пролог» Центра современного искусства «ДАХ» и «Войцек» Харьковского академического театра им. Т. Шевченко).

Стоит ли говорить, что и 20 лет спустя о фестивале спектаклей-лауреатов «Киевской пекторали» за пределами Киева или об основании масштабной всеукраинской театральной премии можно лишь мечтать. При этом сетуя на вечное безденежье и на отсутствие закона о льготном налогообложении «культурных» инвесторов и меценатов (кстати сказать, именно такой закон существенно повлиял на театральную ситуацию в России). Более того, уже не первый год все силы Управления культуры и СТД (двух соучредителей «Киевской пекторали») расходуются не на развитие, расширение, усовершенствование, а на банальную сохранность премии, на обеспечение ее пусть скромного, но все же существования.

Много было говорено и о том, что «Пекторали» неплохо бы «выйти из тени» и открыто обсуждать своих номинантов, привлекая внимание зрителей к тем или иным примечательным и просто любопытным событиям, явлениям, фактам театральной жизни столицы. Ведь и впрямь не только лауреаты заслуживают внимания и поощрения, но и номинанты, которых ежегодно среди (в среднем) девяти десятков столичных премьер путем закрытого голосования отбирает солидная экспертная группа театроведов и театральных критиков, формируя сначала пятерки, а потом тройки в каждой из четырнадцати номинаций. При отсутствии сайта «Пекторали» (казалось бы, сайт по нынешним временам уж совсем недорогое удовольствие) разузнать названия/имена номинантов из СМИ бывает крайне затруднительно, подчас попросту невозможно. А в это время экспертная группа чуть ли не ежегодно расходует нервы и полемический задор, доказывая соучредителям премии необходимость сохранения всех номинаций, рассматривая изъятие последних не как правило, а как болезненное, требующие дополнительного анализа и внимания, исключение.

Церемонии же вручения премии год от года становятся все более скучными и унылыми, со все более жалкими попытками замаскировать под «праздничный концерт» конвейер по раздаче заветных статуэток-пекторалей и конвертов с вечнозеленой тысячью долларов, для чего награждение лауреатов перемежается парой-тройкой хореографических и музыкальных номеров и жидким юмором. Пожалуй, единственные, кому все это не портит праздничное настроение, так это, собственно, те лучшие из лучших, которым суждено войти победителями в историю премии.

В этом году «Киевская пектораль» сразу в шести номинациях досталась Театру на Подоле за два удивительно сильных и сложных спектакля —«Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова и «На дне» М. Горького. Оба сделаны в тандеме: худрук театра, режиссер Виталий Малахов и художник Мария Погребняк. Артисты Виктория Булитко (за «Чулимск») и Василий Кухарский (за «На дне») были названы лучшими исполнителями главных ролей, Мария Погребняк была награждена за сценографию к спектаклю «На дне», а Виктория Булитко уже вместе с композитором Иваном Небесным успела получить сразу и вторую награду — за музыкальную концепцию все того же «Чулимска».

«Первым» музыкальным спектаклем стала «Травиата» Муниципального театра оперы и балета для детей и юношества, театра, уж который год «утирающего нос» вальяжной, малоподвижной, но высокооплачиваемой Национальной опере. Кстати сказать, еще два «музыкальных» претендента — «In pivo veritas» Киев-модерн-балета и «За двумя зайцами» Национальной оперетты — без сомнения, стоят того, чтобы быть не только назваными, но и обязательно «рекомендованными к просмотру». Та же картина и с детскими спектаклями — победу одержал «Пассажир в чемодане» Театра драмы и комедии (к слову, отлично задуманный и безупречно выполненный спектакль), но и «Бармалей и Айболит» того же Муниципального театра оперы и балета, и «Сказки для добрых сердец» Академического театра кукол хороши каждый в своем жанре. Лучший спектакль камерной сцены по ставшей уже хорошей традиции имеет, пожалуй, самую высокую конкуренцию в своей номинации, а, следовательно, и непредвиденные, в смысле тяжело прогнозируемые, результаты: «Push up» Нового драматического театра на Печерске забрал заветный приз, обойдя ТЮЗовский очень симпатичный спектакль «Человек и вечность» и, пожалуй, одно из самых приятных открытий прошлого театрального года — «Наташину мечту» молодого, но амбициозного театра «Открытый взгляд». «Месяц в деревне» Театра драмы и комедии, поставленный Андреем Билоусом в жесткой манере психологического триллера, принес победу лишь замечательному актеру Андрею Саминину, хотя и прозвучал в большинстве номинаций.

Словом, наша «жизнь в искусстве» продолжается, хотя и требует отменных навыков выживания, недюжинного терпения, неиссякаемого оптимизма и сверхсильных оптических приборов, чтобы хоть изредка заглядывать в такое счастливое, но такое далекое будущее...

Виталий Малахов, художественный руководитель Киевского академического театра на Подоле:

— Хочется надеяться, что 25 мая мы сможем всех пригласить в новое помещение Театра на Подоле, построенное специально для нашего коллектива. Хотя мы прекрасно понимаем, что хотя будет сдано помещение, наверняка, с технологической точки зрения не все будет оборудовано, поэтому спектакли начнутся уже с началом следующего театрального сезона, то есть нынешней осенью, предположительно в сентябре. Пока договорились с малой сценой дворца «Украина», что будем временно играть спектакли.

Я считаю, что профессиональная премия «Киевская пектораль» непременно нужна — это, в первую очередь, скажем так, официальные ориентиры для творческих людей, и важно, что спектакль заметили критики. Когда видят твою работу — это приятно и режиссерам, и актерам, и художникам, да и в целом, боевой дух театра заметно поднимается. И, конечно же, театральных премий должно быть много — разного формата, с различными критериями отбора, ориентированными на отличные друг от друга эстетические вариации театра. И неплохо бы, чтобы к созданию таких премий было причастно государство.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать