Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кино в Сичеславе

Исполнилось 100 лет с тех пор как Даниил Сахненко провел съемки в Екатеринославе
22 июля, 18:54
НА ЗНАМЕНИТОЙ КАРТИНЕ «ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ» ИЛЬЯ РЕПИН НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ НАРИСОВАЛ ЗАТЫЛОК ГЕОРГИЯ АЛЕКСЕЕВА (БЫВШЕГО ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОГО ГУБЕРНАТОРА, КОЛЛЕКЦИОНЕРА КАЗАЦКИХ ДРЕВНОСТЕЙ), КОТОРОГО ВПОСЛЕДСТВИИ СНИМАЛ И ДАНИИЛ САХНЕНКО / ФОТО ИЗ АРХИВА

Размышления о первых шагах украинского кинобизнеса. Нынче не все знают, что сделал их Д. Сахненко (1875 —1930 гг.). Сегодня фильмы художника сохранились в одном из архивов под Москвой. К сожалению, речь идет не о художественных его произведениях (они утеряны), а о документальных работах.

«ЖИВЫЕ ФОТОГРАФИИ»

...В начале XX века в жизни украинского города Екатеринослава (нынче Днепропетровск) произошло малопримечательное событие — в 1906 году немногочисленную семью киномехаников города на Днепре пополнил скромный 31-летний мужчина Даниил Сахненко... Как-то в город прибыл тогдашний кинобизнесмен Э. Зайлер. Он сразу же начал строить здесь «электробиоскоп» (что-то вроде современного кинотеатра). Среди рабочих- строителей, вспоминал ветеран украинского кино Арнольд Кордюм, его внимание привлек физически сильный юноша, которого все звали Даньком.

Как только начались киносеансы, Зайлер сперва сам крутил ручку парижского «чудо-аппарата». Но поскольку работа эта была трудновата, он научил это делать сообразительного чернорабочего Данька Сахненко. Вскоре тот стал уже киномехаником, научился перезаряжать киноаппарат вдвое быстрее, чем хозяин. Однажды парижский киноаппарат поломался. Самоучка из Мандрикивки — пригородa Екатеринослава — починил его. Говорят, это вызвало изумление и уважение всего города — люди издалека приходили посмотреть на парня, который разгадал тайну «живой фотографии». О юноше написала местная газета, и Зайлер перевел Сахненко в ранг старшего механика. Теперь ему не было нужды сеанс за сеансом «крутить кино» — его долгом было ухаживать за аппаратом и чинить его. Стали к нему обращаться и владельцы других «иллюзионов» и «синематографов», как тогда называли кинотеатры. Сахненко стал мастером на все руки.

Однажды в Екатеринославе появился представитель славной фирмы «Братья Пате и К». Она выпускала регулярный киножурнал «Пате»-журнал все видит, все знает!» Чтобы журнал действительно знал о всех событиях, он нуждался в целой армии корреспондентов по всему миру. Одним из них и стал Даниил Сахненко. Он получил от фирмы, по воспоминаниям А. Кордюма, съемочный аппарат и несколько коробок кинопленки. А потом заявил о себе и как способный корреспондент. Как-то на Днепре случилось большое наводнение, которое затопило много сел. Сахненко старательно фильмировал разгул стихии — именно это и требовалось фирме, которая впоследствии прислала ему письмо такого содержания:

«Стоимость присланного за прошлый год материала покрывает стоимость киноаппарата, следовательно, отныне аппарат переходит в собственность корреспондента».

В 1963 году в Москве вышло глубокое исследование Семена Гинзбурга «Кинематография дореволюционной России». На страницах этого уважаемого издания читаем: «В Екатеринославе в 1908 году приступил к съемкам Д. Сахненко, которого мы должны считать пионером украинской кинематографии».

Даниил Сахненко начал с местной екатеринославской хроники, потом сделал массу видовых картин, посвященных преимущественно красоте украинской природы. Судя по отзывам тогдашней прессы, эти не сохраненные пейзажи выделялись поэтичностью. В 1911 г. на свой страх и риск Сахненко решил заняться художественной кинематографией. Организовал собственное производство картин «Южнорусское ателье «Семья» и взял на себя функции оператора. А режиссером пригласил выдающегося украинского актера, одного из корифеев украинской сцены Николая Садовского. Экранизировал такие популярные произведения украинской драматургии, как «Мати-наймичка» и «Наталка Полтавка». Произошло это так. Театр Николая Садовского гастролировал в Екатеринославе, и Даниил Сахненко снял на пленку представление «Наталка Полтавка», которое шло в городском саду (парке). Чем увековечил прекрасную игру корифеев сцены. С утонченным мастерством Наталку играла знаменитая Мария Заньковецкая. Свою героиню актриса наделила решительным и нежным нравом. Анна Борисоглибская в образе Терпилихи создала обобщенный тип бедной украинской женщины, вынужденной жертвовать чувствами дочери во имя материального достатка. Как указывала критика, настоящими творческими открытиями была обозначена игра Садовского в роли Выборного. Он же одновременно был режиссером фильма-спектакля. Возного играл Федор Левицкий, Николая — Иван Марьяненко, а Петра — Семен Бутовский.

Фильм Сахненко и Садовского «Наталка Полтавка» продержался на экране вплоть до 1930 года! Снятая в Екатеринославе лента стала своеобразным мостиком на пути от дореволюционных скромных попыток экранной интерпретации литературного произведения до образцов позднейших экранизаций. Новое прочтение «Наталки Полтавки» осуществил в 1936 году известный мастер украинского кино Иван Кавалеридзе.

Между тем специалисты называют фильмы Даниила Сахненко «Мати-наймичка» и «Наталку- Полтавку» наиболее ценным достижением украинской дореволюционной кинематографии! Работа Сахненко как оператора характеризовалась высокой для своего времени культурой, тонким вкусом и поэтичностью в отображении природы. Кроме «Запорожской Сечи», о которой расскажем немного ниже, также в 1912 году Сахненко снял еще фильм «Любовь Андрея» по мотивам «Тараса Бульбы» Николая Гоголя.

А теперь обратимся к тогдашней периодике. Вот что писал в сентябре 1911 года киевский еженедельник «Засів»:

«Известная кинематографическая фирма братьев Пате хочет выпустить картину «Нападение татар на Запорожскую Сечь». Чтобы эта картина имела настоящий вид, фирма хочет устроить показательный бой на берегу Днепра, на месте бывшей Сечи. С сей целью агенты фирмы делали пробы Днепра на всем протяжении между Александровским (нынче — г. Запорожье. — А. Ч. ) и Екатеринославом и остановились на Лоцманской Каменке, как больше всего подходящем месте. На берегу Днепра наскоро строятся курень, хаты и так далее. Чуть ли не половину крестьян села приглашено для участия «в бою». Для всех, кто примет участие «в бою», фирма пошила соответствующие наряды. Бой сей должен быть 14 сентября».

Упомянутое село Лоцманская Каменка ныне слилось с Днепропетровском, а тогда это было первое село перед грозными Днепровыми порогами. Там нанимали лоцманов, которые проводили суда и плоты через пороги. Отсюда и название села — Лоцманская Каменка.

СЕЧЬ И СИНЕМА

Именно тогда в Екатеринославе благодаря Даниилу Сахненко возникло первое кинопредприятие в Украине. Называлось оно «Южнорусское синематографическое общество Сахненко, Щетинин и К». В итоге оно сняло картину, которая называлась «Запорожская Сечь». Один из акционеров внес в общество десять тысяч рублей, второй — свою усадьбу, оцененную в такую же сумму, а Д. Сахненко внес в общество... свой съемочный аппарат. Да еще дар работать на нем.

Тема привлекала экзотичностю и внешними эффектами — в фильме запорожцы мужественно защищают землю Украины от татар и турков. Сечевики скакали на конях, догоняли хищных татар, рубили их, спасали пленников, которых вели в Кафу продавать в неволю. Интересно, что выдумывать ничего не нужно было: как раз напротив Лоцманской Камeнки, на левом берегу Днепра, на полуострове Огринь непобедимый кошевой атаман Иван Сирко со своими хлопцами отбил у татар богатый ясырь, который они гнали в Крым. Интересно, что как к консультанту кинокартины обратились к большому знатоку запорожской древности Дмитрию Яворницкому. Он в то время возглавлял Екатеринославский краевой исторический музей им. О. Поля.

1 января 1912 года в местной газете «Южная заря» можно было прочитать объявление такого содержания:

«На углу Мостовой, в бывшем помещении коммерческого собрания открыт кинематограф «Художественный театр». С 1 января он показывает ленту «Запорожская Сечь» (исключительное право показа)».

Между тем акционеры и главные участники съемок разделили между собой тиражные копии новой ленты и двинулись в далекое путешествие по просторам Российской империи предлагать в прокат «Запорожскую Сечь». Однако усилия Сахненко (как это часто случается с украинцами) не увенчались материальным успехом. В условиях рыночного кинопредпринимательства оказалось: намного легче поставить фильм, чем его продать. По воспоминаниям его младшего коллеги А. Кордюма, Даниил Сахненко не разбогател — он производил впечатление полуголодного человека, комната его поражала убожеством. Он был вынужден жить в слесарной мастерской, загроможденной слесарными принадлежности и инструментом. Для акционеров этот неутомимый труженик был основным источником быстрого обогащения. А сам «источник» всегда жил впроголодь...

«Потерпев финансовые неудачи, — читаем в монографии 1963 г., — Сахненко отказался от кинопропаганды классического украинского репертуара». После этого в компании с екатеринославским кинопрокатчиком Ф. Щетининым, а потом и как его служащий стал снимать второсортные комедии наподобие «Грицька Голопупенко» и шовинистические агитки времен Первой мировой войны. В годы гражданской войны Сахненко успешно работал кинооператором в Первой конной армии.

«Дальнейшая его судьба нам неизвестна», — завершал рассказ Семен Гинзбург. Действительно, последние годы своей жизни Данил Сахненко работал в Харькове в лаборатории Всеукраинского фотокиноуправления, где его ценили как прекрасного специалиста. В 1925 году он снял фильм в духе советского времени — «Убивство сількора». Продолжая поиски, я несколько лет назад обратился в Госфильмофонд России с просьбой сообщить, какие художественные ленты пионера украинского кино там сохранились. Дело в том, что когда-то, во времена СССР, в подмосковном архиве хранились и украинские ленты как собственность единого государства. Нынче же наши родные ленты оказались за границами Украины. И чтобы их добыть, нужно надеяться на милость России. Платить за копии. А копии, как и газ, по-видимому, с каждым годом дорожают... Поэтому нас делают голопупенками и в духовном смысле.

Из Госфильмофонда России ответили, что, к сожалению, там фильмы Даниила Сахненко отсутствуют. Но заместитель начальника научного отдела В. Антропов подал целый перечень лент, созданных Сахненко в 1910— 1916 годах. Речь идет именно о тех второсортных комедиях и агитках времен Первой мировой войны, о которых только вскользь вспомнил исследователь С. Гинзбург. Можно по-разному относиться к ним, но названия этих произведений, бесспорно, интересны нам сегодня. Сохранились сведения о таких фильмах Сахненко:

1. «Оце так ускочив». Комедия в двух частях. Товарищество И. Спектора «Художество» (Екатеринослав). Экранизация популярной украинской комедии. Даниил Сахненко — режиссер.

2. «Грицько Голопупенко». Комедия на две части. Товарищество «Сахненко, Щетинин и К0». Данил Сахненко — режиссер.

3. «Во славу русского оружия». Драма на пять частей с эпилогом. Товарищество «Щетинин и К0». Выпуск 26 декабря 1915 г. Военно-патриотический фильм. Даниил Сахненко — оператор.

4. «Геройский подвиг сестры милосердия Риммы Ивановой». Драматический этюд на две части. Товарищество «Щетинин и К0». Выпуск 11 октября 1915 г. Военно-патриотический фильм. Д. Сахненко — оператор.

5. «На поле брани». Драма на четыре части. Товарищество «Щетинин и К0». Даниил Сахненко — оператор.

6. «Умер бедняга в больнице военной». Драма на четыре части. Товарищество «Щетинин и К0». Выпуск 1 октября 1916 г. Вторая экранизация народной песни. Демонстрировалась как кинодекламация. Д. Сахненко — оператор.

Следовательно, перечисленные ленты Сахненко нам сегодня известны только из названий. Но следом получил еще одно письмо, из другого архива — Русского государственного архива кинофотокументов в городе Красногорск Московской области. Это письмо оказалось более утешительным — сохранились документальные ленты Даниила Сахненко! И, возможно, эти ленты имеют большую ценность, нежели его второсортная продукция в отрасли художественного кино. Что же это за сюжеты, которые мы бы охотно просмотрели и сегодня?

Кто из нас не знает классической картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»? Но не все знают, чей затылок на переднем плане картины. Как вспоминал Д. Яворницкий, Репину удалось написать затылок Георгия Алексеева, бывшего екатеринославского губернского шляхетского маршала, нумизмата и владельца огромной коллекции казацких древностей. Летом Алексеев жил в своем имении в Котивце на речке Орели, а зимой — в Петербурге, где он имел чин обер-гофмейстера двора.

Георгий Алексеев умер зимой 1914 г. Сохранился документальный фильм «Похороны обер-гофмейстера двора его величества Г. П. Алексеева в Екатеринославе». Фильм тогда же выпустил кинотеатр «Модерн». В нем увековечен день 18 февраля 1914 года в Екатеринославе. От церкви отъезжает катафалк, за ним движется похоронная процессия, ученики гимназий несут подушечки с орденами покойника, венки и ленты. В фильме можно увидеть среди участников траурной процессии зятя покойника князя Николая Урусова, губернатора Владимира Колобова, преосвященного Агапита; показан дом, в котором жил и умер в Екатеринославе Алексеев, вид Кресто-Воздвиженской церкви и склепа в ней, где похоронили обер-гофмейстера...

Еще более интересна «Хроника г. Екатеринослава», снятая Сахненко в следующем, 1915 году. Благодаря ему можем осмотреть прибытие в Екатеринослав последнего русского царя Николая II и посещение им 31 января 1915 года госпиталя. В объективе Сахненко — военный эшелон на путях, военные лагеря под городом. Карнавальная поступь и демонстрация горожан по случаю победы русской армии около Перемышля. Молебен по случаю победы. Похороны убитых...

Благодаря Сахненковой камере мы можем перенестись и в Екатеринослав в революционный 1917 год. Он оставил нам съемки демонстраций с транспарантами гражданского населения и солдат на улицах города в февральские дни 1917 года. Стрельба, взрывы, солдаты в траншеях, выстрелы пушек... и снова похороны солдат. Портреты министров Временного правительства с Керенским во главе завершают этот сюжет.

И последний из документальных сюжетов посвящен Днепру... Камера снимает красавца-Славутича, Днепровские пороги, прибрежные села, лодки у берега, лодки с людьми на речке, группу морских офицеров на берегу, перевозку конями земли и камней, собрание казаков. Съемки начинаются титрами: «Победа на Днепре — победа генеральной линии Ленинской партии»... Что ж, документальное кино просто отражало свою эпоху, и съемки Сахненко лишний раз напоминают об этом.

Как получить из Подмосковья копии украинских лент, которые до 1991 года были общесоветской собственностью, а нынче стали собственностью России? На этот последний вопрос я ответа еще не получил.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать