Власть опирается на всех, кто живет во лжи.
Вацлав Гавел, чешский политик и общественный деятель, диссидент, критик коммунистического режима, драматург и эссеист, девятый и последний президент Чехословакии и первый президент Чехии

Конфликт вне сцены

Решение Департамента культуры КГГА о слиянии двух киевских театров вызвало «резонанс» в столице. Какие уроки пора усвоить?
19 декабря, 2014 - 10:34

Инициатором публичного разговора о накаленной ситуации стал недавно назначенный художественный руководитель театра «Золотые Ворота» Стас Жирков (см. «День» №172). Причина конфликта — в решении Департамента культуры объединить в один два театра — «Золотые ворота» и Театр пластической драмы на Печерске (коллектив последнего выступает категорически против этой идеи).

Напомню, в середине лета оба театра остались без художественных руководителей. Валерий Пацунов с должности худрука «Золотых ворот» перешел на ставку режиссера-постановщика, а Вера Мишнева, создатель авторского Театра пластической драмы, написала заявление с просьбой об увольнении. Труппа, и то немногочисленная, была лишь в Пластдраме (16 человек, из них три актера и четыре стажера, остальные — админчасть), «Золотые ворота» приглашали актеров на конкретные проекты.

Назначая молодого режиссера С. Жиркова, руководство Департамента уже наметило план по реорганизации. Ведь оба театра были убыточными, у обоих были проблемы с репертуаром! К тому же у «Золотых ворот» за 35 лет существования так и не появилось своего помещения для спектаклей, а вне есть  лишь репетиционная база в бывшем детском саду одного из спальных районов. Театр пластической драмы, к счастью, имеет помещение в центре (ул. Шелковичная, 7-А). 

Энергичный Стас Жирков не стал дожидаться, пока провернется бюрократическое колесо, и уже начал свою реорганизацию с элементами реконструкции. В первую очередь, это коснулось репертуара «Золотых ворот», где рядом со спектаклями Валерия Пацунова теперь играют «Наташину мечту» Я. Пулинович и «Бракованные люди» («Гуппи») В. Сигарева. К тому же был начат проект OPEN_MIND_СТУДЕНТ, дающий возможность и выпускникам, и учащимся творческих вузов репрезентовать свои работы на профессиональной сцене.

На следующий год в «Золотых воротах» запланированы пять спектаклей молодых режиссеров — первый из которых готовит Влада Белозеренко по рассказу И. Бунина «Митина любовь». Примечательно, что жанр будущей премьеры определен как «пластическая драма» и нацелен именно на сотрудничество. В чем же размолвка?

Конфликт в том, что коллектив Театра пластической драмы  (вплоть до демаршей и отчаянных жестов в виде объявлений о рейдерском захвате) выступает против объединения! Их легко понять, т.к. верить гарантиям и обещанием властей, к сожалению, у нас разучились. Обидно другое. Все спектакли «Золотых ворот» на сцене Театра пластической драмы, которые четвертый месяц проводятся на основе разовых договоров аренды (за деньги!), как уверяет Жирков, проходят в крайне напряженной атмосфере и каждый раз оказываются чуть ли не на грани срыва из-за нежелания служб их проводить...

Но в КГГА уже подготовлен проект по реорганизации коллективов. Этот документ уже прошел все необходимые комитеты и в скором времени должен быть вынесен на голосование. В Департаменте культуры состоялась встреча с представителями обоих театров. В резолюции среди прочих были прописаны два основных пункта: сохранение коллектива Театра пластической драмы и сохранение самого жанра в репертуаре! Но остается несколько вопросов. Окончится ли этот «брак по расчету» примирением или все-таки распри будут продолжаться, только уже внутри одного коллектива? Не назрела ли потребность сегодня подробно, на экспертном уровне, говорить о проблеме ротации кадров в сфере культуры? Ведь, например,  конфликты в Национальном центре театрального искусства им. Леся Курбаса, и бунт в Муниципальном театре оперы и балета для детей и юношества, и масса других региональных скандалов «борьбы за власть» дают поводы к такому разговору.

Тем более, что такие малоприятные «сюжеты» могут повторяться в будущем. Ведь проблема не только в отсутствии механизма ротации руководящих кадров, но и в потребности создавать возможности для самореализации молодого поколения. А поколение это уже активно и весьма недвусмысленно требует к себе внимания. Поэтому стоит всерьез задуматься и над тем, дорастем ли мы до контрактной системы западного образца, по которой каждые пять лет проводится открытый конкурс программ для любой культурной институции? Заведем ли механизм не бюджетного, а проектного финансирования? Или по-прежнему будем ссориться за «место под солнцем», забывая, что его хватит на всех.

Ирина ЧУЖИНОВА, театровед
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments