Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собой.
Жан де Лафонтен, французский поэт и писатель

Культурная дипломатия: американский вектор

В центре Вашингтона открылась выставка известного украинского художника Виктора Сидоренко «Пам’ять безсвідомого». Она будете длиться четыре месяца — до октября 2016 года
17 июня, 2016 - 11:19
ФОТО С САЙТА DC-EMBASSY-EVENTS.ORG

Массивное здание им. Рональда Рейгана занимает целый квартал в центре американской столицы — между Белым домом и Капитолием, рядом с Национальным молом, где сконцентрированы самые известные американские музеи, которые бесплатны для широкой публики.  В Соединенных Штатах Америки  внутренний туризм пользуется огромной популярностью: туристы-индивидуалы и одетые в одинаковые футболки экскурсионные группы  постоянно наполняют музейные пространства Вашингтона.  В том числе,  мемориальную галерею Вудро Вилсона, которая расположена на первом этаже здания, а известный международный аналитический академический центр имени этого американского президента  находится на этажах выше и принимает ученых со всего мира.

В течение четырех месяцев в галерее Вилсона будет выставляться современное украинское искусство — проект художника Виктора Сидоренко «Пам’ять безсвідомого». 8 июня 2016 года выставку торжественно открыл Посол Украины в США Валерий Чалый и президент Центра Вилсона Джейн Харман. Именно по ее личному приглашению художник привез свои работы в Вашингтон.  Джейн Харман несколько раз избиралась в Сенат США, где занималась, в частности, безопасностными и оборонными вопросами. Сегодня, когда она возглавляет всемирно известный аналитический центр, ее обращение к культурной дипломатии как к мягкой силе весьма показательно. США являются одним из пионеров в этой отрасли, которая динамически развивается и обретает все больше популярности.  Институт Кеннана, который является составляющей частью Центра Вилсона, позиционирует культурную дипломатию как одно из своих стратегических направлений, что подчеркивает его директор Мэтт Рожанский.  Именно Институт Кеннана в Украине под руководством Екатерины Смаглий инициировал и провел вместе с Министерством иностранных дел Украины два Форума культурной дипломатии в Национальной дипломатической академии в апреле 2016 года и июне  2015 года. А также посвятил теоретическим и практическим вопросам культурной дипломатии два номера своего журнала «Агора».

Проект Виктора Сидоренко «Пам’ять безсвідомого» (кураторы: Наталья Мусиенко и Наталья Шпитковская) состоит из фото-, видео- и скульптурных работ трех авторских циклов: «Жорна часу», «Аутентифікація», «Деперсоналізація», которые известны в Украине, а также США, Италии, Франции, Нидерландах. Художник обращается к важным темам памяти и времени, попыток избавиться от тоталитарного мировосприятия, выйти на новый уровень общественной коммуникации. Проект созвучен с темами, которые поднимались в других исследованиях Института Кеннана, а именно — в серии лекций ведущих украинских писателей, сравнительных исследованиях Нового Орлеана и Одессы, исследовании художественного пространства Киева. Это важно с точки зрения общих научных исследований с американскими коллегами, ведь Виктор Сидоренко является также директором и основателем Института проблем современного искусства НАИУ и вице-президентом Национальной академии искусств Украины.

Открытию выставки предшествовала подиумная дискуссия в Вилсон Центре о необходимости привлечения современного искусства к промоции Украины, которую модерировал заместитель директора Института Кеннана Вил Померанц. В своем выступлении Виктор Сидоренко, в частности, подчеркнул, что его центральной темой является фигура переходного человека, который находится в движении изменения собственного сознания. Презентованный в Вашингтоне проект ориентируется на метафорическое освещение истории и сопротивления человека тоталитаризму, его развития в новых общественных и политических условиях. Художник пытается с помощью художественной формы переосмыслить свое и коллективное прошлое, преодолеть его через искусство. Это является концепцией выхода из колониального мировоззрения, что происходит с природным изменением поколений, со временем, и — прежде всего — с попыткой предпринять такой шаг. Главное здесь, как и в любом деле, — начало. Как отмечал Вудро Вильсон, значимость человека измеряется не мерой его уверенности в себе, а числом людей, которые в него поверили.

В подиумной дискуссии также приняли участие  Анна Гопко, Екатерина Смаглий и Ольга Иванова. Смаглий презентовала видеоотчет о работе Института Кеннана, проинформировала о сотрудничестве с Министерством иностранных дел Украины в сфере культурной дипломатии, а также об анализе экспертами Института эффективности украинской культурной дипломатии в шести столицах мира и отметила необходимость расширять при ее помощи круг сторонников Украины.  Она подчеркнула, что Анна Гопко как председатель комитета успешно лоббирует культурную дипломатию в украинской власти, и к экспертным советам начали прислушиваться в украинских дипломатических миссиях.

Ольга Иванова, атташе по вопросам культуры Посольства Украины в США, поблагодарила украинскую громаду за ее вклад в украинскую культурную дипломатию США и подтвердила стремление расширения аудитории, выход за рамки традиционной аудитории, донесение нового имиджа Украины до молодого поколения США, молодых профессионалов и студентов, к разным экспертным группам. Она рассказала о работе Посольства в это направлении: о многолюдном показе в Центре Вилсона Оскаровского номинанта, фильма «Зима у вогні» (режиссер Евгений Афинеевский), а также об успехе долговременного проекта «Мистецтво Майдану» (автор идеи и куратор Наталья Мусиенко), первая заграничная презентация которого также состоялась в Центре Вилсона в феврале  2015 года. (Газета «День» писала об этом проекте ).

Анна Гопко, глава Комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам, подчеркнула важность промоции модерного облика Украины и поблагодарила художника, а также всех организаторов за выставку украинского современного искусства. Одновременно отметила  важность сохранения и правдивого донесения нашей истории, ведь культура является нашей идентичностью, — подчеркнула народный депутат. Она представила книгу «Дня» «Україна Incognita. ТОП-25», которая ставит открытые вопросы: что это за страна — Украина? Весь мир понял, что такое украинская нация во время Майдана, и потом во времени оккупации Крыма и войны на востоке, и когда Джамала рассказала о боли своего народа и семьи и выиграла Евровидение.  Народный депутат уверена, что Украина может быть образцом реформирования для других стран региона.

Выставка Виктора Сидоренко в Центре Вилсона свидетельствует, что самыми успешными в культурной дипломатии являются проекты, которые сделаны в копродукции, где вместе сотрудничают институции культуры с зарубежными представительствами, аналитическими центрами, местной украинской громаждой. Только совместные усилия могут доносить имидж модерной Украины и одновременно создавать его.

Наталья МУСИЕНКО, Вашингтон — Киев
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ