Выгодная империи политика полного "единообразия" не может иметь ничего общего с языковой политикой унитарного национального государства
Игорь Калинец украинский поэт, прозаик, диссидент, политзаключенный

Магия дирижерской палочки

Показанный вчера в Национальной опере балет «Щелкунчик» коллектив театра посвятил Аллину Власенко
1 июля, 2008 - 20:34

Именинник сам стоял за дирижерским пультом, на работе отмечая две юбилейных даты: 70 лет со дня рождения и 50 летие творческой деятельности. Несколько дней назад с большим успехом и вдохновением Аллин Григорьевич дирижировал спектаклем «Мастер и Маргарита», одним из наиболее сложных хореографических произведений, которое сегодня идет на киевской сцене. Как дирижер- постановщик он приложил много усилий, чтобы воплотить в жизнь это модерное хореографическое полотно, показав ширину глубинных знаний музыкального наследства и, в то же время, тонкое ощущение современных веяний в музыке и хореографическом искусстве. А 1 июля Власенко опять стал за пульт, чтобы продирижировать кардинально противоположным по жанровой определенности спектаклем — одним из вершин классического репертуара. В зал полетела музыка Петра Ильича Чайковского, а на сцене развернулось сказочное действие романтического «Щелкунчика»...

Аллин Григорьевич — заметная личность в современном академическом украинском музыкальном искусстве. И не только потому, что он работает в Национальной опере, которая априори демонстрирует самый высокий уровень профессиональности. Безусловное влияние дирижера на формирование национального культурного пространства в последние десятилетия, на интеграцию украинского оперно-балетного и симфонического искусства в европейское культурное пространство, потому что показанные в его дирижерских интерпретациях представления, симфонические произведения, концертные программы ведущих певцов во время зарубежных гастролей дают основания говорить не только о мастерстве маэстро, а и о музыкальной культуре Украины, как ярком явлении в мировом динамичном развитии... Власенко известен и как блестящий педагог, который воспитал целую плеяду прекрасных музыкантов.

Для Аллина Григорьевича музыка была органической стихией с раннего детства. В семье искренне любили украинскую народную песню. Отца, который был военным офицером, забрасывало в разные уголки когда-то необозримого СССР, но, где бы они не жили, — в доме всегда звучала украинская народная песня. Мать и отец от природы имели прекрасные голоса, как и бабушка, к которой в село почти каждое лето Аллин приезжал на каникулы. Поэтому, когда отца перевели на службу в Харьков, был сделан однозначный выбор: мальчика отвели в первый класс музыкальной школы, где он занимался по классу фортепьяно, в то же время пел в детском хоре, даже был его солистом. Почти случайное знакомство с прекрасным музыкантом, бывшим ректором Харьковской консерватории Владимиром Комаренко, навсегда объединило Аллина Власенко с музыкальной профессией.

Талантливого юношу принимают в специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории. Он учится на оркестровом отделе в классе кларнета у педагога Г. Рыкова. По-видимому, из него бы вырос прекрасный инструменталист. Собственно, об этом он и мечтал. Но, вступив в Харьковскую консерваторию в 1958 году на оркестровый факультет, и на третьем курсе заняв место руководителя группы кларнетов симфонического оркестра оперного театра, он все большую и большую тягу ощущает к наиболее сложной музыкальной профессии — дирижерской. Он параллельно овладевает ею у доцента Алисы Видулиной, в прошлом ученицы выдающегося дирижера народного артиста Украины В. Климова.

Еще в консерватории Аллин Власенко замечательно осознал, что нет какой-то общей русской, украинской, немецкой или французской музыки, а есть духовное музыкальное проявление каждого отдельного музыканта, сформированного на национальной музыкальной культуре, которая, как мозаика, состоит из таких произведений. Впоследствии все это так замечательно вылилось в его симфонических программах со многими оркестрами, которыми он дирижировал и которые принесли ему славу одного из лучших симфонических дирижеров Украины.

Много дало для его творческого становления и творческого формирования обучение в аспирантуре оперно-симфонического дирижирования Киевской консерватории. Его руководителем стал Михаил Канерштейн, который не только раскрыл тайны дирижерской профессии, но и дал для мастерства Власенко значительно больше — приобщил к классической традиции глубинного раскрытия музыкальной партитуры, умение очерчивать в музыке стилистические особенности того или того автора, видеть каждый музыкальный опус как исключительное явление в творчестве каждого композитора, которое обуславливало абсолютно индивидуальный подход к такому произведению. Аллин Власенко оказался в наиболее активной музыкальной среде, атмосфере постоянного творческого познания, получил возможность перенимать опыт таких выдающихся украинских дирижеров, как Вениамин Тольба, Натан Рахлин, Константин Симеонов, Борис Чистяков, совершенствовал мастерство у одного из наиболее известных дирижеров современности Евгения Мравинского, сотрудничал с наиболее выдающимся дирижером ХХ века — Степаном Турчаком. Впоследствии они уже вместе будут работать почти два десятилетия в Национальной опере Украины. Вместе с ним Аллин Григорьевич участвовал в таких этапных для театра постановках, как «Иван Сусанин» М. Глинки, «Ярослав Мудрый» Г. Майбороды, «Абесалом и Этери» З. Палиашвили, «Екатерина Измайлова» Д. Шостаковича, «Пиковая дама», «Спящая красавица» П. Чайковского, «Ольга», «Прометей» Е. Станковича...

Талантливого молодого дирижера приглашают в один из наилучших и наиболее престижных коллективов — в Государственный симфонический оркестр Украины, где он работал в 1965— 1971 годах; сформировался как яркий и самобытный дирижер.

Аллин Власенко создал ряд прекрасных программ, с которыми с успехом выступал не только в Киевской филармонии, а и во многих городах вне Украины, в частности, именно тогда впервые продемонстрировал свое мастерство на сцене славного зала имени Дмитрия Шостаковича в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург), где вот уже свыше сорока лет систематически происходят его гастрольные выступления как дирижера с различными оркестрами и наиболее выдающимися солистами-инструменталистами и вокалистами. В частности, с блестящей виртуозностью он продирижировал в различных концертных залах программы при участии всемирно известных инструменталистов Р. Керера, Д. Башкирова, Б. Которовича, О. Крысы, Р. Жианоли (Франция), выдающихся певцов А. Соловьяненко, Д. Гнатюка, Е. Мирошниченко, Г. Циполи, М. Стефьюк, О. Басистюк. Сейчас приобщает к концертной деятельности и младшее поколение талантливых оперных певцов, инструменталистов.

О мастерстве А. Власенко свидетельствует, в частности, и тот факт, что он единственный из современных украинских дирижеров, который удостоился чести дирижировать такими знаменитыми симфоническими оркестрами, как Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии (художественный руководитель Юрий Темирканов), Национальным академическим симфоническим оркестром Москвы, Государственным филармоническим оркестром Кубы; дирижировал оркестрами Токийской, Будапештской, Хорватской, Словенской опер. Значительный вклад сделал маэстро, работая в ведущем симфоническом оркестре Украины, и в развитие современной украинской музыки, осуществив первопрочтения ряда симфонических и камерных инструментальных произведений Б. Лятошинского, В. Кирейко, М. Дремлюги, К. Доминчена, Г. Майбороды, Е. Станковича и др. В 1994 году, имея достаточно большой репертуар в Киевской опере, Аллин Власенко опять сочетал оперно- балетное и симфоническое дирижирование, взяв под свою творческую опеку еще и Харьковский симфонический оркестр. По сути он возродил этот, когда-то знаменитый, но по субъективным и объективным причинам запущенный в творческом плане коллектив, вернул ему реноме первоклассного оркестра и ввел его в орбиту активной исполнительской деятельности, которая существенно обогатила творческую палитру большого города с прекрасными музыкальными традициями.

В оперном и балетном репертуаре Аллина Власенко более 50 спектаклей: произведения отечественной и зарубежной классики, современных композиторов. Большинство из них — это классическое балетное наследие, на котором он последние десятилетия сосредоточил свою творческую заинтересованность, осуществив как дирижер-постановщик ряд прекрасных музыкальных интерпретаций, среди которых «Лісова пісня» М. Скорульского, «Щелкунчик» и «Спящая красавица», «Третья сюита» П. Чайковского, «Баядерка», «Пахита» Л. Минкуса, «Сильфида» Х. Левенсхольда, «Напрасное предостережение» Л. Герольда, «Коппелия» Л. Делиба, хореографические миниатюры «Приглашение к танцу» К. Вебера, «Шарка» Б. Сметаны.

В его творческих достижениях «Запорожець за Дунаєм» С. Гулака-Артемовского, «Наталка Полтавка» Н. Лысенко, «Аскольдова могила» О. Верстовского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Фауст» Ш. Гуно, «Травиата» Дж. Верди,«Абесалом и Этери» З. Палиашвили, «Ярослав Мудрый» Г. Майбороды и др.

Дирижерское мастерство Аллина Власенко выделяется не только глубинным проникновением в творческий замысел автора, но и каким-то особым благородством раскрытия тончайших нюансов партитуры, особенно в драматургических ее моментах, хотя не менее ярко звучит в его интерпретации романтическая возвышенность музыки Доницетти, Россини, Верди. Он умеет зажечь оркестр энергичным дирижерским импульсом, всегда четко и точно ведет вокалистов, которые чудесно понимают, ощущают и воспринимают его дирижерскую руку.

В творческом досье Аллина Григорьевича, которое хранится в архиве Национальной оперы Украины, немало афиш и программок на иностранных языках. Он дирижировал балетными спектаклями и концертными программами в Англии, Японии, Швейцарии, Хорватии, на Кубе, в Дании, Италии, Испании, Германии, Чехии, Болгарии, Словении и других странах, донося до зрителей один из наиболее прекрасных сценических жанров — балет в его классическом проявлении. И в каждой рецензии на зарубежные выступления киевского балета, который сегодня является фактором мирового хореографического пространства, критика непременно отмечает дирижерское мастерство «балетного романтика» Аллина Власенко.

Свыше сорока лет он работает на кафедре дирижирования НМАУ, пройдя путь от преподавателя до профессора. Среди его воспитанников известные в Украине и за рубежом дирижеры, получившие в классе маэстро не только технические основы дирижирования, но и глубинные основы художественного раскрытия и прочтения партитуры, умение находить суггестивное единство с музыкантами, что является главным в работе то ли с симфоническим, то ли камерным, то ли оперным оркестром. Это Владимир Сиренко, Виктория Жадько, Андрей Иваниш, Наталия Пономарчук, Сергей Власов (Россия), Игорь Андриевский и другие.

Талант Аллина Власенко как педагога ярко подтверждают победы его воспитанников на последних Международных конкурсах имени Стефана Турчака. Практически на каждом из них студенты из его класса становятся лауреатами первых премий. Можно уверенно говорить, что маэстро сформировал собственную дирижерскую школу, разработал прекрасную методологию приобщения к этой уникальной профессии талантливой молодежи, которая, приобретя надлежащие знания и умение руководить оркестром, активно вливается в разнообразную в это время музыкальную жизнь Украины.

Василий ТУРКЕВИЧ, специально для «Дня»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ