Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Маленькие гиганты

О резонансных постановках на камерных сценах нашей столицы
25 мая, 09:38
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ВЕТЕР ШУМИТ В ТОПОЛЯХ» НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА РУССКОЙ ДРАМЫ ИМ. ЛЕСИ УКРАИНКИ / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

На 25 камерных сценах 18 киевских академических театров посезонно ставится по три-четыре премьеры. Они успешно конкурируют с постановками еще почти 60 театральных единиц разной формы собственности. Кроме квалификации по средствам финансирования, эти театры очень сложно объединить по какому-то другому признаку. Есть новосозданные — как «Творча котельна», «Гайдамаки ХХI століття», «Театр між трьох колон» — и уже хорошо известные в Киеве «Срібний острів», «КХАТ», «Браво», «Чорний квадрат». Назвать кого-то поисковым, экспериментальным или независимым кажется странным потому, что, по моему мнению, все театры являются именно такими. Какие-то коллективы странствуют от сцены к сцене, какие-то обживают постоянные площадки. Все чаще такими становятся до сих пор не привычные места. Так, юный «Літературний театр» первую собственную премьеру по произведениям О.Вишни поставил в Библиотеке искусств. Уверен, будут спектакли в кафе, автобусах, фитнес-центрах, на кораблях.

К величайшему сожалению, КМТВ НСТД Украины уже год не получается все киевские театральные наработки объединить в какую-то информационную единицу. Но это не уменьшает интереса к уникальному театральному буму, который совершенно очевиден в столице Украины.

Собственно, интерес именно к театральному искусству в последних 3—4 года растет по всей Европе. И в этом смысле театральный безвиз мы получили давно. Но если считаться с нынешними политическими и экономическими обстоятельствами, то действительно стоит задуматься над особенностями нашего театрального процесса.

В целом мире рост популярности сценического искусства объясняется приходом нового поколения зрителя. Его особенность заключается в восприятии информации по большей части с экранов разного рода гаджетов, что делает видеоряд самым мощным транслятором смыслов. Ученые исследовали, что при чтении электронной книжки доминирует усвоение фактажа, печатная книга акцентирует восприятие эмоциональное. То же происходит и в театре — живое видео дарует радость эмоциональной причастности.

ИРОНИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ «МЕНЯ ЗОВУТ ПИТЕР» (КИЕВСКИЙ ТЮЗ НА ЛИПКАХ) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИТЧАСТЬЮ ТЮЗА НА ЛИПКАХ

Убедитесь сами, спросив о впечатлении от спектакля тех, кому доверяете. Обычно сюжет не помнят, а вот качество волнения остается незабываемым.

Популярность камерных театров в нашей стране, по моим наблюдениям, имеет еще одну особенность. Речь идет о таком важном сегодня ощущении безопасности. Именно состояние защищенности человека, в довольно широком понимании, стало центральной проблемой спектаклей, представленных в номинации «Лучший спектакль камерной сцены» театральной премии «Киевская Пектораль 2016».

Конечно, эта тема есть и в спектаклях на большой сцене. Хотя в прошлом сезоне, кажется, она не зазвучала как центральная и самая болезненная. В мире сегодняшнем именно проблема безопасности существования привлекает гигантские усилия человечества. И в комнатном, домашнем, иногда даже в семейном пространстве общения, в уюте для эмоций, интонаций, мимики и жеста без надрывного посыла — от партера к галерке — общее становится безоговорочно личностным, далекое — опасно близким, что-то не вполне осознанное обретает статус жизненно важного, гигантское в бытово-масштабном открывает особенную глубину осознаний.

Пугающее сужение личной безопасности человека от военных конфликтов со всеми их бытовыми последствиями, от нарушения прав человека, состояния экологии, терроризма, в конечном итоге, демонстрирует ужасающую угрозу общечеловеческим ценностям.

СУСАННА ЧАХОЯН И АНДРЕЙ МАСЛАКОВ В ОДНОАКТНОЙ ОПЕРЕ «СЛУЖАНКА-ГОСПОЖА» (НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА УКРАИНЫ) / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Эти волнения сознательно или подсознательно разными способами воплотились во все спектакли наработки 2016 года. Их нерв с особенной доверчивостью и остротой обращается к зрителю в теплоте камерных театров. Родителям вместе с детьми, именно семейным пересмотром стоит оценить, обсудить опасность подражания героям сказок, мультфильмов, компьютерных игр, о чем идет речь в спектакле ТЮЗа «Меня звать Питер».

Итог жизни кажется самым весомым свидетельством опасности испытания человека самой жизнью. Об этом идет речь в спектакле Национального театра русской драмы им. Леси Украинки «Ветер шумит в тополях», театра «Золоті Ворота» — «Слава Героям!», театра «Актор» — «Іграшка для мами» и КАМТМ — «Сузір’я» «Постіль брати будете?!?!»

Может ли стать предостережением от ошибок жизни служение Богу или обожание любви, допытываются с глубинным жизненным проникновением в спектаклях Нового театра на Печерске «Отрада и утешение» и «Любить». Опасность игры чувствами комедийно-жестоко представляется Киевским академическим театром драмы и комедии на левом берегу Днепра «Верная жена».

Опасность мести, даже полностью справедливой, в представлении «Бій з тінню» (микросцена «Сузір’я») доказывает ее как разрушающую гуманную сущность, а значит — разумно-человеческое.

Важным достижением сезона стали камерные оперные спектакли Лады Шиленко, постановка «РИТА», Дмитрия Тодорюка, спектакль «Бастьен и Бастьенна» (Киевский муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества), Тамары Труновой, спектакль «Служниця-пани» (Национальная опера Украины), которые демонстрируют понимание необходимости экспериментальной смелости в этом, с одной стороны, наиболее условном смысле сценической правды жанра, и в то же время наименее подвижном в поиске новых форм выразительности. Эта тенденция обнажает проблему «Малой оперы», история которой уже второе десятилетие не радует ни настоящим, ни будущим.

Большие и маленькие театры как точки координации течения жизни в действительности всегда говорят о вечном. Сегодня открытие новых и старых символов идентичности, актуализированное столкновением мировых цивилизаций, — единственное, что дает надежду на преодоление антагонизмов доказательствами общего и умностью отличий культурного корня.

«Прийти к смыслу всего того, что мы видим, можно только через культуру, цивилизацию и свой труд», — пророчил Антуан де Сент-Экзюпери в «Планете людей».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать