Мы привыкли традиционно прятать от себя ту правду, над которой надо было бы больше подумать.
Евгений Сверстюк, украинский общественный деятель, философ, литературный критик, эссеист, поэт

«Многоуважаемый Дом»!

Самому ценному экспонату Музея Михаила Булгакова в этом году исполняется 125 лет
4 декабря, 2013 - 11:06
ЕЩЕ ВО ВРЕМЕНА БУЛГАКОВА ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПРОХОДИЛИ ПО АНДРЕЕВСКОМУ СПУСКУ, ВНАЧАЛЕ ЭТОТ ДОМ СЛЫШАЛИ, А УЖЕ ПОТОМ — ВИДЕЛИ, И ВСПОМИНАЛИ О НЕМ, КАК О «ДОМЕ ЗВУЧАЩЕМ»... В СЕМЬЕ БЫЛО ДЕСЯТЬ ДЕТЕЙ, ВСЕ ИГРАЛИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, И ИЗ ОТКРЫТЫХ ОКОН ДОНОСИЛИСЬ МУЗЫКА И СМЕХ
ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ ПОСТРОЕНА НА СОЕДИНЕНИИ ДВУХ МИРОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ОДНОЙ КВАРТИРЫ: МИРА РЕАЛЬНОГО, БИОГРАФИЧЕСКОГО, СВЯЗАННОГО С СЕМЬЕЙ БУЛГАКОВЫХ, И МИРА ВЫМЫШЛЕННОГО, ЛИТЕРАТУРНОГО, СВЯЗАННОГО С РОМАНОМ БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»

Этому событию посвящена новая выставка под названием «Многоуважаемый Дом», на которой юбиляр (Дом №13 на Андреевском спуске) предстает как личность живая и привлекательная. Строительство здания началось летом 1888 г., завершилось в 1889-м, причем усадьба, частью которой являлся дом, тогда носила №20, и только в конце ХIХ века, после перенумерования, в документах появился адрес: Андреевский спуск №13. Дом жил типичной жизнью доходной усадьбы, до переезда сюда, в 1906 г., семьи Булгаковых, у него сменилось два владельца. Булгаковы арендовали семь комнат второго этажа и прожили здесь 13 лет. В любимом доме поселил Михаил Булгаков героев своего первого романа — Турбиных, и они живут здесь до сих пор...

КРАСАВЕЦ ПОДОЛА — «ПРЯНИЧНЫЙ ДОМИК»

— Благодаря киевоведу Михаилу Кальницкому мы узнали, что наш дом был киевским дебютом архитектора Николая Горденина, — рассказала директор музея Людмила ГУБИАНУРИ. — В Киеве немного зданий такого уважаемого возраста, а учитывая его особенную биографию, он является гордостью не только почитателей Булгакова, но и всех, кто любит Андреевский спуск и город Киев. Известно, что наш второй знаменитый киевлянин Виктор Некрасов (после публикации в 1967 г. его очерка «Дом Турбиных» началось паломничество к этому дому), назвал Андреевский спуск «самой киевской улицей». Булгаковы, конечно, понимали, на какую улицу переезжают, знали всю ее летописную историю, и поэтому для нас важно прожить жизнь дома во всех ее моментах — и начального периода, и эпохи коммунальных квартир, и жизнь музея. И люди, которые сегодня приходят к нам, всегда ощущают особенную ситуацию происходящего. Сохранилась запись сестры Михаила Булгакова, Надежды: «Над двором №13 по Андреевскому спуску возвышается гора с видом на Подол и Днепровские дали, а на горке (так мы ее называли) было что-то вроде садика при доме... Тишина вечерняя или, скорее предвечерняя, гармоника звучит. Теплота весеннего вечера. Дети шумят во дворе, а напротив — на горе, в саду цветут вишни, и воробьи чирикают на акации»... И на этом участке Булгаковы устраивали вечерние чаепития, вот почему возник наш проект «Чаепития на Булгаковской веранде» — прошло сто лет, а у нас, в центре мегаполиса, та же ситуация. А еще сестра Надежда, когда кто-то уезжал из дома, писала: «Киевский наш домик разбежался», а когда собирались: «Киевский наш домик опять сбежался».

— Среди оригиналов чертежей дома особую ценность имеет чертеж обкладки фасада кирпичом 1888 года. По нему видно, что дом был задуман как красавец, «пряничный домик», и мы надеемся, что нам удастся вернуть все украшения, — подчеркнула ведущий научный сотрудник музея, автор выставки Кира ПИТОЕВА. — В первой витрине — материалы из коллекции Василия Павловича Листовничего, очень уважаемого в городе человека, значимого и для этого дома, и для семьи Булгаковых. Он купил дом в 1909-м, достроил его, оборудовал двор, отдельные комнаты. И позволил Булгаковым остаться на втором — светлом этаже, а сам заселился в первый — темный и сырой. У Листовничего была большая библиотека, книги из которой читал Михаил Булгаков. Представлен автопортрет Василия Павловича, сделанный в 1919 году в Лукьяновской тюрьме, накануне его трагической гибели. Фотографии, письма, самоделки и раритетная вещь — те самые часы-глобус, которые Булгаков описал в «Белой гвардии». И сделанный дочерью хозяина, Инной Васильевной Листовничей, рисунок расположения комнат — как они были обставлены у Булгаковых.

Далее — наши «раскопки» во время реставрации, фотографии того ужаса, в который был превращен дом во время полного его разбора. Оставалась, по сути, оболочка, но некоторые входы-выходы можно узнать. И фотография с вечной надписью «Здесь жил М.А. Булгаков», которая постоянно возникала на стене дома, написанная рукой неутомимого киевлянина. Некоторые из найденных предметов, например, совершенно удивительная подкова. Здесь же — письма из обнаруженной на чердаке переписки княгини Мещерской (расшифровка и публикация научного сотрудника музея Светланы Пугач).

И, наконец, витрина «Дом как литературный герой», ведь наш Дом — главный герой «Белой гвардии». Здесь программка владикавказского периода под названием «Братья Турбины» — первая попытка сложить пьесу о Турбиных, сохранившаяся премьерная программка МХАТа «Дней Турбиных», даже с билетом, прижизненные издания «Белой гвардии». Венчает выставку фотография-оригинал — Михаил Булгаков среди участников спектакля «Дни Турбиных» 22 сентября 1926 года за несколько дней до премьеры во МХАТе. Именно эта фотография висела в кабинете Булгакова в Москве.

После принятия решения о создании музея в 1989-м, во время реставрации (архитектор Ирина Малакова, при участии Дмитрия Малакова и Анатолия Кончаковского) были выполнены сложнейшие архитектурные и инженерно-строительные работы. По планам 1909 года восстановили печи, лестницу на второй этаж, боковую часть второго этажа, которая больше всего пострадала в период советских коммуналок, вернули на места анфиладные двери, перила лестницы, старинный паркет. Все находки — ручки, шпингалеты, мелкие детали — возвращались на свое место в экспозиции. К 100-летию Михаила Булгакова (1991) дом был полностью отреставрирован, впустил первых посетителей, здесь состоялись І Международные Булгаковские научные чтения. А в 1993 г. была закончена главная экспозиция (автор концепции Кира Питоева, художник — Альберт Крыжопольский).

«ВЫ ХОТИТЕ ПОМОЧЬ БУЛГАКОВУ»

Воспоминаниями о том, как происходило возрождение дома, поделилась Ирина МАЛАКОВА, которая вела все обмерные, исследовательские, проектно-реставрационные работы и авторский надзор:

— Однажды мне досталась на ночь повесть «Собачье сердце», и, читая ее, равно, как и роман «Белая гвардия», я окунулась в мир моих предков. Мой прадед был генерал, мой дед-полковник был представлен в генералы, но стать им не успел — случилась революция. И, насколько я могу проследить, в течение 400 лет все мои предки были военными. Поэтому, когда читала «Белую гвардию», обнаруживала все, что помнила с детства: сентенции, манеры, образ мышления и стиль жизни. В нашей семье сохранилось большое количество альбомов с фотографиями «беспечального поколения»: молодые офицеры и — не девушки и женщины, а — барышни и дамы. Потом начались проблемы 1914 года, потом — проблемы переворота 1917 года... Когда однажды я спросила свою бабушку, как она жила после революции, она ответила: «А я уже не жила — жизнью это назвать нельзя!». Но при этом она прожила до 1965 года и продержала семью с 1917 года: пришлось научиться всему — сажать огород, выкармливать поросенка, делать заготовки на зиму. Кто не мог этого делать, тот пропадал! И когда, после моей «встречи» с Булгаковым, мне предложили присоединиться к проектированию, я с радостью согласилась.

Дом был в состоянии очень печальном, угрожающем. Его деревянные стены были нежизнеспособны, на них нельзя было опереть перекрытия. Пришлось вставлять дополнительные несущие конструкции, и сейчас стены подвешены к каркасу, который их держит. На втором этаже паркетные щиты пола были сняты, пронумерованы, песок, на котором они лежат, был собран в мешки, а когда сделали перекрытия, песок высыпали обратно, и щиты уложили на родные места. Семья, жившая в этом доме, практически ничего не выбрасывала, отправляли — на всякий случай — на чердак, в погреб, и даже на чердак соседнего дома. Там, например, нашли поручень с родной лестницы, а узнали его по размерам и фасону второго поручня. А лестничная площадка служила антресолью в одной из коммунальных квартир!

Во время реставрации произошел такой случай. На лестнице лежала часть остова боженковского платяного шкафа, который мешал мне выполнить промеры места, его нужно было стащить. Я выскочила на улицу посмотреть, кто может помочь это сделать. И первый человек, кого я увидела, был доктор Борменталь — актер Борис Плотников, сыгравший эту роль в фильме «Собачье сердце». Настоящий Булгаковский номер! Я обратилась к нему: «Вы хотите помочь Булгакову?». Он ответил: «А что нужно делать?» — «Нужна грубая мужская сила!». И Плотников присоединился, мы вместе стащили шкаф, а потом он походил по дому.

Следующим этапом стало мое хождение по разломанным коммуналкам с «Белой гвардией» в руках. Булгаков писал роман, прекрасно помня абсолютно все интерьеры квартиры, в которой они жили. И это позволило мне почувствовать, где искать заколоченные двери, уничтоженные перегородки, и полностью восстановить планировку и назначение помещений. Спасибо Булгакову — все подтвердилось!

Открытие выставки «Многоуважаемый Дом» состоялось в день Архистратига Михаила — в этот день в семье Булгаковых поздравляли с именинами старшего сына. На празднике побывали коллеги из Музея истории Киева, Одной улицы, музеев Михаила Грушевского, Шолом-Алейхема и Александра Пушкина, друзья из издательств «ВАРТО», «АДЕФ», а также экс-мэр Иван Салий, который, будучи первым секретарем Подольского райкома партии, не только продвигал создание музея, но и сделал важнейшую работу по решению «квартирного вопроса»: расселению жильцов. Вспомним, что для Булгакова не было лучшего подарка в день именин, чем что-либо связанное с музыкой: ноты, оперная партитура, билеты в театральную ложу. Чудесный концерт старинных романсов подарили Дому и всем гостям народная артистка Украины, солистка Национальной оперы Украины, певица Светлана Добронравова и пианист Николай Чекаренко. А в конце торжества гостей ожидал именинный пирог со 125-ю свечами!

Ольга САВИЦКАЯ, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments