Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Музыкальный тайфун

Ответ Львовского оркестра «INSO-Львов» на вызов COVID-19
02 июня, 09:38

В начале прошлой недели по сетям прокатилась огромная волна перепостов премьеры ролика симфонического оркестра «INSO-Львов» Львовской национальной филармонии с онлайн-записи увертюры к опере Дж. Верди «La Forza del Destino» / «Сила судьбы».

На момент публикации этого текста в Facebook его посмотрели уже 54 348, на YouTube 3145. Музыкальная волна позитива докатилась и до Великобритании, откуда всемирноизветный дирижер Пол Манн, который работал с London Symphony Orchestra, BBC Orchestra, Королевским филармоническим оркестром в Ливерпуле, Национальным королевским оркестром Шотландии и другими почетными институтами в области музыки, записал диск и был главным дирижером во всемирном туре с рок-группой Deep Purple, написал: «Я должен сказать, как невероятно поразило меня видео Верди. Это, безусловно, лучшая вещь в своем роде, которую я видел в это необычное время, в котором мы все живем. Это прекрасный пример того, что происходит, когда люди не выбирают простой вариант, а на самом деле пытаются сделать что-то особенное. Я горжусь тем, что ассоциировался с оркестром, и не могу дождаться, когда всех увижу».

Постепенно, выходя из вынужденной изоляции, в Украине вводят т.н. адаптивный карантин. Тем не менее, ни государство, ни простые люди не задумываются над тем, что для культуры и искусства ничего не закончилось. Постепенный — в очень ограниченном составе — выход на репетиции означает лишь, что коллективы — оркестры, солисты, балетные, оперные и драматические труппы — выйдут из карантина последними из всех областей человеческой деятельности, а восстановление докарантинного творческого ритма жизни может затянуться на неопределенные сроки. В частности, в нашей стране, где культура, даже несмотря на принятие определенных и необходимых законопроектов, по-прежнему находится где-то на периферии общего сознания. Многие из этого процесса выйдут с большими потерями: невозможность новых премьер, сокращение, переформатирование, нерентабельность залов, заполненных всего на треть, невозможность заключения контрактов с международными звездами. Более миллиона людей, которые дают 4% ВВП страны, не смогут полноценно осуществлять свою профессиональную деятельность, пока не появится вакцина, а с ней массовые прививки.

Захваченный всеми этими мыслями и переживаниями, INSO-Lviv осознал, что даже в таких обстоятельствах нельзя останавливаться. Овладев новыми технологиями, проведя несколько онлайн-концертов, мастер-классов и ряд репетиций, начали работать над уникальным проектом-дебютом, аналогов которому, похоже, нет. По крайней мере, в нашей стране.

Идея родилась после первой совместной встречи оркестра в ZOOM. Проанализировав все возможности интернета совместно с дирижером Ярославом Шеметом, решили сделать запись увертюры к опере Дж. Верди «Сила Судьбы». Возможно, лучшей из вердиевских увертюр — насквозь драматичной, с мощным философским подтекстом о господстве неких нечеловеческих сил, о вине и ответственности за трагический ход событий, обусловленный строением мира в целом. Очень символично, не правда ли ?! Слушая произведение, чувствуешь сохраненную и ювелирно воссозданную оркестром драматургию произведения, даже несмотря на все ограничения и трудности изоляции.

Проект удалось реализовать благодаря главе попечительского совета оркестра Лидии Билас. Сначала записали видео по схеме дирижера Ярослава Шемета (Украина — Польша) в сопровождении пианиста-аккомпаниатора Шимона Хоробинського (Познань).

— Когда человек на самом деле оказывается в безвыходной ситуации — рождаются лучшие идеи, — рассказывает Ярослав Шемет. — Я считаю, что собственно такая идея родилась у нас совместно с оркестром INSO-Львов. Мы создали уникальный продукт. Во-первых, мы провели дистанционные репетиции через онлайн-конференции, во-вторых, мы записали дистанционно произведение. Уникальность этого проекта в том, что мы это сделали не так, как все, — мы это сделали совсем по-новому, без применения метронома. Результат превзошел все наши ожидания...

Итак, записанные видео выслали артистам оркестра, провели несколько онлайн-репутацией с дирижером, в частности в формате tutti. Следующим стал этап индивидуальных записей каждым артистом оркестра своей партии дома — без метронома. Для осуществления записи необходимо было иметь три гаджета (как минимум два): один транслировал схему дирижера с фортепианным сопровождением, второй — снимал видео со звуком, на третьем были открыты ноты произведения на случай отсутствия распечатанных нот. Получили три отдельные части произведения от 57 музыкантов — в общем 171 файл. Каждый из них прослушал дирижер, после чего некоторые инструменты пришлось переписать для достижения идеального результата.

Затем состоялась передача всего отснятого материала постоянному звукорежиссеру оркестра — Николаю Басюку. Он разделил файлы на звуковую и видеодорожку и свел единый аудиотрек: «Я работаю со звуковым оформлением более 15 лет, но именно этот проект с оркестром INSO-Lviv сначала нам казался нереальным. 57 музыкантов — каждый записывается у себя дома не на профессиональный микрофон, а на обычный мобильный. И из всего этого надо сделать хорошую звуковую «картинку». Также добавляет сложности то, что каждый музыкант играл без метронома, а под видео с дирижером, который дирижирует. Задача кажется, на первый взгляд, нереальной. Но мы делаем нереальные вещи, создаем замечательный микс, и результат, надеюсь, должен войти в историю».

Далее начались траблы с видеомонтажом, в результате которых дважды произошла ротация режиссеров и трижды была перенесена дата онлайн-премьеры. Ожидаемого результата достигли только с третьей попытки, благодаря давнему другу оркестра — Михаилу Крупиевскому, креативному продюсеру «Фильм Плюс»: «В жизни всегда бывают моменты, когда сублимированная энергия находит свой выход. Именно такой оказалась судьба сотрудничества с оркестром «INSO-Львов» и его прекрасным руководителем Иолантой Пришляк. Когда мы начали прорабатывать материал и просматривать отдельно каждую партию, снятую музыкантами, стало понятно, что каждый музыкант невольно снял о себе микрофильм и заложил в него несколько больше, чем просто музыкальную партию. Стало понятно, что каждый из них зафиксировал свой образ, а все вместе они превратились в персонажей. Поэтому решение следовало искать на грани театра и кино. И именно поэтому композиции телевизионных планов больше напоминают виртуальные театральные мизансцены, а музыканты — персонажей в декорациях дома. Спасибо каждому члену команды «Фильм Плюс», кто принял участие в работе над проектом: Юрию Беденко, Ирине Сабанадзе, Анастасии Савицкой».

На протяжении веков музыка поднимала дух, чтобы объединять людей, особенно во времена неопределенности. Сегодня нигде это не проявляется так ярко, как в случае с сетевыми, виртуальными концертами. Они делают каждого артиста симфонического оркестра солистом — в своей «доме» — кадра. Это особый способ визуализации оркестровой музыки и ее коллективного рождения почти изнутри — «кухня», которую многие из публики, никогда не видели. Ведь обычно в концерте «вживую» мы не всегда видим выделенными этих «проводников» музыки.

Глава правления оркестра INSO-Lviv Иоланта ПРИШЛЯК, подытоживая эту работу, выразила своего рода ее манифест: «Отправной точкой для нас оказался карантин, социальное дистанцирование, приспособление мира к обстоятельствам. Этот продукт — наш ответ глобальному вызову. Оркестр — это единый механизм. Оркестр — это мир в миниатюре. Все в его звучании взаимосвязано: каждый имеет и исполняет свою партию, не противореча друг другу в видении целостной картины произведения и его воспроизведении. Сила, которая объединяет нас и движет нашим миром, — Музыка. Пока звучит музыка — есть жизнь. Так и каждый человек на Земле имеет свою партию и является неотъемлемой частью чего-то большего, целого, и стоит объединить усилия, чтобы направить нашу энергию на позитивное созидание здорового мира».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать