Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мюнхенские премьеры

Или Украинские мастера в европейском оперном пространстве
03 августа, 16:43
«LA FORZA DEL DESTINO» («СИЛА СУДЬБЫ») ДЖ. ВЕРДИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО БАВАРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОПЕРОЙ (BAYERISCHE STAATSOPER). ФОТОГРАФ WILFRIED HÜSL

Завершилась одна из самых масштабных акций европейского оперного лета — фестиваль в баварском городе Мюнхене, который длится больше месяца. Он проводится на базе репертуарного театра и является кульминационным событием всего сезона Баварской государственной оперы. На этот раз в программу вошло шестнадцать оперных спектаклей, в том числе новейшие премьеры. Репертуарная политика мюнхенского фестиваля связана с демонстрацией разных стилей и жанровых тенденций в широком историческом диапазоне и одновременно с обязательным открытием забытых, в свое время недооцененных произведений. К последним принадлежит громкая премьера оперы Франца Шрекера «Меченые», произведения со сложным, наполненным символикой сюжетом, интерпретация которого была поручена известному польскому режиссеру Кшиштофу Варликовскому. Если творчество Ф. Шрекера ярко характеризует модерные тенденции оперного искусства начала ХХ века, то опера современного английского композитора Марка-Энтони Терниджа «Грек», дополнившая основную фестивальную афишу, интересна полемичной осовремененной версией древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип». Написанная в 1988 году, она достаточно интенсивно ставилась на разных сценах. В этот раз в Мюнхене ее воплотили известный английский режиссер Ричард Джонс совместно с украинским дирижером Оксаной Лынив, которая не первый раз озвучивает в Мюнхене и проверяет на художественное качество новейшие оперные партитуры. Оксана дирижировала также «Лючией ди Ламмермур» и останется в Мюнхене правой рукой главного музыкального руководителя Кирилла Петренко при том, что со следующего сезона будет также возглавлять оперный театр в австрийском Граце, а сейчас готовится провести масштабный музыкальный фестиваль во Львове, инициатором создания которого она является.

Фестивальная премьера в помещении Принцрегент театра последней оперы К.-М. Вебера «Оберон» интересна тем, что, несмотря на свою известность, эта опера крайне редко появляется в афишах. В жанровом отношении это произведение объединяет черты немецкого зингшпиля и английской маски и имеет определенные общие черты с комедией У.Шекспира «Сон в летнюю ночь». Наряду с музыкальными  номерами здесь много разговорных диалогов, а вместе с фантастическими персонажами и условными восточными  фигурами действуют две пары влюбленных, которым придется в сложных испытаниях  бороться за свое счастье. Спектакль оказался интересным мюнхенским дебютом молодого австрийского режиссера и кукловода Николауса Хабьяна, который успешно руководит кукольным театром в Граце и уже стал популярным благодаря своим открытиям в этой сфере. Спектакль строится на объединении кукольных персонажей и живых актеров. Главный герой, король эльфов Оберон (Юлиан Прегардьен) выступает и как реальное лицо, ответственное за развитие сюжетных коллизий, и предстает в определенные моменты в гипертрофированном виде фигуры в длинном белом балахоне с кукольной головой. В спектакле много юмора. Отстраненно ироничное восприятие романтической истории создается благодаря основному режиссерскому ходу. Фантастические приключения происходят с героями как следствие медицинского эксперимента по искусственной трансформации сознания. Сотрудниками научной лаборатории выступает хор, одетый в одинаковые защитные халаты. Это придает новые комедийные черты ряду ситуаций, а также традиционной влюбленной паре. Особенно живым и остроумным получился образ темпераментной багдадской принцессы Реции в блестящем актерском и вокальном исполнении немецкой певицы Аннетты Даш. Однако определенные просчеты предложенного решения становятся ощутимыми во втором действии, где преобладание юмора уже не кажется столь уместным. Ведь в музыке К. М.Вебера, талантливо интерпретированной известным дирижером Айвором Болтоном, наиболее впечатляют изысканные тонкие краски фантастического колорита и вдохновенная лирика.

Присутствующие в фестивальной программе популярные произведения белькантового и романтического репертуара привлекают участием в каждой из них звездного исполнительского состава. Это несравненное колоратурное меццо-сопрано Даниэлы Барчеллона в «Семирамиде» Дж. Россини, наша Людмила Монастырская в вердивском «Набукко», болгарка Соня Йончева и Пласидо Доминго, который в этот раз выступил в баритоновой партии Жоржа Жермона, в «Травиате», а в «Русалке» А. Дворжака партнером латвийской певицы Кристины Ополайс стал украинский тенор Дмитрий Попов. Однако наибольший резонанс безусловно вызывали фестивальные спектакли, в которых наряду с широко известными певцами ведущее слово принадлежало выдающимся постановщикам, режиссерам и дирижерам, которые смогли продемонстрировать новые подходы к известным произведениям и воплотить концепции, созвучные с острыми проблемами дня сегодняшнего.

Стоит назвать имена режиссеров, которые заявили о себе в мировом оперном пространстве не только эпатажем и скандальной репутацией, но и пониманием оперы как синтетического действа, способного впитать достижения современного авангардного театра. Известным представителем последнего является итальянский режиссер Ромео Кастеллуччи, который нашел новый ключ к прочтению вагнеровского «Тангейзера». На оперном кону утвердил свой собственный стиль кинорежиссер Филипп Штельцль. В опере «Андре Шенье» В. Джордано его интересную режиссерскую концепцию воплотили известные звезды немецкой и мировой оперной сцены Йонас Кауфман и Аня Хартерос. Они же выступили партнерами и в «Силе судьбы» Дж.Верди, поставленной Мартином Кушеем.

Последний спектакль интересно перекликается с коллизиями глобализированного современного мира. Смысловую арку составляют здесь начало и финал. На музыке увертюры мы видим картину ритуальной семейной трапезы в богатом доме. Семейный стол  впоследствии остается единственным предметом, который является во всех картинах символом разрушенных традиций, потери идентичности и родового корня. Страстный мститель Дон Карлос ди Варгас (Симон Пьяццола) хочет посредством акта мести за смерть отца утвердить семейные ценности как жизненную основу. Их разрушение делает окружающий мир нестабильным, шатким и хаотичным, бросает каждого человека в водоворот трагических случайностей. Военный лагерь напоминает библейский содом. Герои существуют под чужими именами, внешняя среда лишена всех стабильных признаков, нейтральными, без опознавательных социальных и национальных признаков являются и костюмы персонажей (сценограф Мартин Цеетгрубер, костюмы Хейди Хуки). Кульминацией и одновременно катарсисом становится финальная сцена. Среди свалки больших белых крестов прячется Леонора (Аня Хартерос). Здесь ее через многие годы находит любимый Дон Альваро (Йонас Кауфман), который в поединке смертельно ранил ее брата, впоследствии своего побратима Карлоса. Повторяется начальная мизансцена. Около семейного стола сидит Карлос и в последнюю минуту жизни хватает свою жертву и убивает на том же столе сестру-отшельницу. Смерть является для обоих освобождением, искуплением греха. А приговором для Альваро становится обреченность оставаться в живых.

Самое сильное впечатление от единства всех составляющих и одновременно приоритета музыки как смыслового источника произведения произвел премьерный спектакль оперного сезона 2016/17 года «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича. Важным вкладом в успех стало исполнение партии Бориса Тимофеевича выдающимся украинским певцом Анатолием Кочергой. Украсили исполнительский состав и два других украинских певца — Михаил Дидык (Сергей) и Александр Цимбалюк (Полицмейстр, Старый Каторжник). Удивительно человечный образ Екатерины создала Аня Кампе — немецкое сопрано. Она смогла вызвать сочувствие к своей героине, подчеркнуть присущее ей чувство достоинства, охаянное и искаженное жизненными обстоятельствами. Классическим можно назвать решение спектакля известным немецким мастером,  представителем режиссерской школы Вальтера Фельзенштейна Гарри Купфером. Однако на первое место следует поставить в этом спектакле идеальную игру оркестра Баварской оперы под управлением Кирилла Петренко, обозначенную тонким ощущением стиля композитора. Дирижер раскрыл философскую глубину произведения Дмитрия Шостаковича через контраст шумно-нарочитого, агрессивного внешнего начала и плана внутреннего действия, отпечатком которого становятся моменты мистической тишины, сольные реплики отдельных инструментов, которые будто бы фиксируют трагическое одиночество человека в мире, его обреченность быть игрушкой фатальных сил и обстоятельств.

Фестиваль такого высокого уровня, как мюнхенский оперный праздник, демонстрирует ведущие тенденции развития мирового оперного искусства. Они воплотились в разнообразии афиши, участии известных вокальных звезд, новых явлениях в сфере режиссуры и постановочной практики, влиянии на качество спектаклей мощного дирижерского корпуса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать