Как несвоевременны решения власть имущих. Когда они за что-нибудь, наконец, решаются взяться, жизнь уже ушла вперед, и они снова остаются перед разбитым корытом.
Павел Скоропадский, выдающийся украинский государственный и политический деятель, военачальник, последний гетман Украины

Наполнить пространство искусством

Как фестиваль Bouquet Kyiv Stage изменяет звучание города и создает новые смыслы
30 августа, 2019 - 11:44
«ДЫШУ СВОБОДНО»: КОНЦЕРТ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ИСПОЛНЕНИИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ

В саду тысячелетней «Софии Киевской» на еще зеленую траву падают яблоки. Мощные стены собора не впускают сюда гул города, лишь отдельные звуки — самые громкие, самые резкие — пересекают это пространство: звук полицейской сирены, завывание дрели, автомобильные клаксоны. Звуки большого города. Они удивительно органично вплетаются в музыку, звучащую со сцены в саду. А это — классическая, современная камерная и симфоническая, джазовая, электронная, экспериментальная музыка, концерты украинских и зарубежных групп, оркестров, выступления всемирно известных солистов и дирижеров.

Слушатели заполняют пространство: кто-то садится на стул, кто-то стелет покрывало прямо на траву. У каждого свой путь к высокому искусству: кто-то ехал из другого города, чтобы попасть сюда, а кто-то просто проходил мимо и решил заглянуть.

Действительно удивительный опыт — слушать оперу или симфонический концерт в саду знакового для каждого киевлянина — и не только — места. Места силы, которое требует уважения и защиты. Если уже наполнять его искусством — то только так: деликатно, с уважением, с любовью. Превращая его в пространство искусства и сотворчества.

Одиннадцать дней, с 16 по 26 августа, здесь проходил фестиваль высокого искусства Bouquet Kyiv Stage. Гости мероприятия услышали более 30 концертов украинских и зарубежных групп и оркестров, всемирно известных музыкантов и солистов. Среди них — норвежский музыкант и композитор Эйстен Севог, пианист Алексей Гринюк и скрипач Андрей Белов, американо-израильский джазовый пианист Гай Минтус, оперные певцы Тэмми Генсрад и Николас Ишервуд из США и многие другие. Сразу пять оркестров — New Era Orchestra, Национальный президентский оркестр, Kyiv Fantastic Orchestra, «Виртуозы Киева» и «Киевские солисты» — приняли участие в фестивале.

Программа Bouquet Kyiv Stage охватила не только мощную музыкальную программу, но и визуальное искусство, показы украинского кино, театрализующие экскурсии и интерактивные активности для детей (в частности, для детей с аутизмом), людей преклонного возраста. Темой нынешнего фестиваля стали «Звуки города». А сквозной философией — сотворчество и взаимодействие.

 «Bouquet Kyiv Stage возник из любви к Киеву и желания устроить ему подарок. Отсюда и символ фестиваля — букет. Со сложной и продуманной композицией, где каждая деталь — на своем месте, — рассказывает идейный вдохновитель и соорганизатор фестиваля Ирина Буданская — любовь, в частности к городу, —  это лейтмотив фестиваля».

Организаторы фестиваля — Дом «Мастер Класс» — позиционируют его как подарок городу, а следовательно, вход на все события был свободным.

ВСТРЕЧА С СОБОЙ

Фестиваль открывал концерт музыки Виктории Полевой «Маргиналии». Украинский композитор искусно совмещает многовековой сакральный опыт человечества с крайне личными переживаниями. В пространстве «Софии Киевской» ее музыка звучала по-особому. Концерт сыграл оркестр «Виртуозы Киева» с дирижером Владимиром Сиренко. Пела Назгуль Шукаева, исполнительница с редким диапазоном голоса: от горлового пения до сопрано.

«Само пространство каким-то образом руководит всем, даже звуком. Он живой и постоянно коммуникабельный. Мне кажется, что здесь даже не столько имело значение наше выступление, как место. Люди приходили сюда, в «Софию Киевскую», и чувствовали внутреннее спокойствие и радость, счастье. Это местность подпитывает, дает импульс дара через звук», — рассказывает Назгуль Шукаева.

Куратор музыкальной программы Bouquet Kyiv Stage, музыковед и музыкальный критик Любовь Морозова говорит, что музыка — это кратчайший путь к сердцу. А еще музыка меняет людей. Гости фестиваля могли в этом убедиться лично.

«Я думаю, что весь фестиваль работал как определенный такой экзистенционный опыт. Когда человек проходит через большее количество дней фестиваля, то он психологически трансформируется на каком-то своем уровне», — рассказывает Любовь Морозова.

В первый день выступил и норвежский музыкант Эйстен Севог в тандеме с солисткой Бенедикте Торгет. Музыку Севога называют пространством для медитации. Ему приписывают изобретение нового направления, которое критика назвала визуальной музыкой. Сам музыкант говорит, что стремится помочь слушателям генерировать вокруг себя собственное музыкальное пространство.

«Музыка может сконтактировать нас с нашим внутренним сознанием, где хранится знание, что мы все являемся частью большего целого. Музыка может подтолкнуть нас к путешествию сквозь иллюзии, интеллект и эмоции к мистическому опыту, где мы наконец видим чистоту, присущую каждому из нас. Я верю, что музыка должна возвышать. Должна обогащать нашу жизнь. Она должна служить средством достижения свободы и соединять нас с тем, что есть хорошего в каждом из нас», — говорит Эйстен Севог.

Музыкальная программа была разделена на два направления. «Площади и холмы» — это программа более традиционная, основанная на шедеврах классики. И «Птицы и цветы» — это ночная программа экспериментов и коллабораций.

Среди самих желанных концертов фестиваля было выступление этно-группы «ДахаБраха». Во время концерта состоялась и мировая премьера новой песни группы — «Рембетико». На концерт люди начали приходить заранее. «ДахаБраха» много выступает за рубежом, поэтому не так часто можно услышать их в Киеве. Еще и в таком атмосферном месте, как вечерний сад «Софии Киевской».

Не менее желанными были и концерт «ТЕЛЬНЮК: Сестры» в сопровождении Национального президентского оркестра Украины, и выступление пианиста Евгения Громова, и выступление Nota Bene Chamber Group и других. Среди электронных групп в этом году на фестивале сыграли Ptakh_Jung, Dz’ob и «Сон Совы». Среди джазовых — американо-израильский джазовый пианист Гай Минтус, украинская джазовая певица Лаура Марти и американский джазовый пианист Миша Циганов, Назгуль Шукаева и LMaluma group.

«БАРОККО НА ПЛЕНЭРЕ»: КОНЦЕРТ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОЕКТА ОPEN ОPERA UKRAINE

 

Закрывал фестиваль концерт New Era Orchestrа. Cолистами концерта были Константин Тимохин (валторна, Украина-Швейцария), Кирилл Шарапов (скрипка, Украина), Сусанна Карпенко (этно-вокал, Украина). Исполняли Монтеверди, Вивальди, Моцарта и премьеру цикла Ukrainian Seasons («Украинские сезоны»).

 «Мы объединены одной идеей, одной целью. И обычно именно такое единство порождает желаемый результат — ту магию концертов, которую ждут наши слушатели, — говорит арт-директор New Era Orchestrа и дирижер Татьяна Калиниченко. — Мы уверены, что классика может быть в тренде, а прогрессивная и мыслящая аудитория наших концертов является подтверждением того, что у нас есть единомышленники».

КИНО, ТЕАТР И ГОЛОС БЕСЕДЫ ПОД ЯСЕНЕМ

Отдельным направлением фестиваля стал «Кинобукет». В течение девяти дней в «Золотых воротах» можно было посмотреть лучшие украинские короткометражные фильмы последних нескольких лет. Ежедневно это был букет фильмов, сформированный с непосредственным участием оргкомитетов фестивалей, премий и кинопроектов: Киевский Кинобукет; букет от Одесского международного кинофестиваля, букет от «Современного украинского кино»; букет от проекта «Смотри украинское»; букет от Docudays UA и других.

Среди фильмов, которые увидели посетители, — «Голос» Михаила Ильенко, «Против солнца» Валентина Васяновича, «Уроки украинского» Руслана Батицкого, «Красивая женщина» Алены Алимовой, «Остановка» Павла Острикова, «Фактор Феллини» Марины Хорошун, «Штангист» Дмитрия Сухолиткого-Собчука, «Цвет фасада синий» Алексея Радинского, «Сирень» Екатерины Горностай, «Причинная» Андрея Щербака и многие другие. В целом — более 70 фильмов.

Визуальное искусство на фестивале представляли сразу несколько проектов. Это — выставка украинского живописца, графика и монументалиста Александра Дубовика «Белый Букет», художественная выставка «Автопортрет с букетом», в которой приняли участие более 30 художников, фотовыставка Киры Кузнецовой «За пять минут до начала...» и выставка Виктории Зубенко «Остановись. Смотри. Искусство».

Шведский художественный коллектив MELO представил на фестивале сразу три события. Это  интерактивные программы для детей и для детей с аутизмом на основе спектакля SPARA и хореографический воркшоп для людей пожилого возраста.

Среди интерактивных программ была и театрализующая экскурсия по «Софии Киевской» от Нового драматического театра на Печерске, и «Фортепианный концерт в две руки» для родителей с малышами от инициативы Baby Mozart, и интерактивная сказка-фантазия «Фантеркок — маленький кукольник, сын прачки» от Киевской детской творческой студии «АртБагаж».

Одним из знаковых проектов в рамках фестиваля стал цикл бесед под ясенем. Его инициировал соорганизатор Bouquet Kyiv Stage Евгений Уткин. К публичным беседам в саду «Софии Киевской» под двухсотлетним ясенем были приглашены известные культурные деятели и интересные люди из разных областей жизни. Евгений Уткин, рассказывая об идее таких бесед, сказал: «Мы употребляем сегодня много специй, не чувствуя при этом вкуса самого блюда».

Гостями бесед стали исполняющая обязанности министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун, норвежский композитор и музыкант Эйстен Севог и норвежская солистка Бенедикте Торгет, композитор, продюсер и режиссер Сергей Круценко, социолог и доктор философских наук Евгений Головаха; прозаик, поэт, журналист, правозащитник Игорь Померанцев, композитор Алексей Войтенко и другие.

МЕСТО ЖИВОЙ ИСТОРИИ

Сад «Софии Киевской» и особая музыкальная программа создавали ощущение камерности и спокойствия. На крупных мероприятиях это невозможно, но здесь ты все время становился свидетелями очень теплых историй, происходивших рядом. Именно они делают это пространство живым, придают ему смысл.

В день открытия фестиваля, сразу после концерта музыки Виктории Полевой, музыкант оркестра «Виртуозы Киева» Олег Пахомов просто на сцене сделал предложение руки и сердца Оксане Круцко, которая играет на флейте в этом же оркестре. Она сказала «Да», а все собравшиеся встретили это аплодисментами. В тот день было холодно, капал дождь, но все собравшиеся улыбались.

Таких человечных историй за 11 дней фестиваля собралось немало. Киевляне, которые посещают главные культурные события города, хорошо знают Марка Бирбраера и Мэри Либину. Это легендарная пара, которую узнают и любят другие посетители. Уже несколько десятков лет их можно встретить на театральных премьерах и концертах авангардной музыки, открытиях художественных выставок и кинопоказах. Посещали они и фестиваль. А 22 августа Марку исполнилось 85 лет. Перед концертом пианиста Алексея Гринюка его ожидал сюрприз. Просто со сцены Любовь Морозова вместе с Алексеем Гринюком поздравили Марка с днем рождения.

«Вы все, очевидно, знаете, что у нас есть почетные гости фестиваля — это Марк и Мэри Бирбраери. Они — визитная карточка любого серьезного культурного события. Сегодня у Марка Бирбраера день рождения. Я знаю, что для Марка концерт Алексея Гринюка — это настоящий подарок», — сказала Любовь Морозова. А Алексей Гринюк лично поздравил Марка. «Очень приветствую, желаю много лет приходить на концерты. Благодарю!», — сказал пианист.

У Дома митрополита встречаю пару, которая вижу на концертах несколько дней подряд. Они держатся за руки. Это — Ирина и ее 90-летний отец Владимир Иванович. В прошлом году Ирина уже была на этом фестивале, а этого решила пригласить на него и своего отца.

«Я почувствовала, что здесь учтены и ценятся интересы абсолютно всех поколений, начиная с малышего и до людей преклонного возраста. Я почувствовала, что здесь безопасно и спокойно, и теперь прихожу сюда с отцом. С благодарности нашим родителям, дедушкам и бабушкам начинается наша сила и мудрость. Но, прежде всего, любовь к этому миру. Как только мы начинаем быть благодарными им, мир становится иным»,  — говорит Ирина.

Недалеко на поляне босиком бегают дети, распихивая по карманам яблоки, которые находят здесь же, в траве. Немного в стороне от сцены готовится к выступлению Назгуль Шукаева. Ее туфли лежат в траве, она босиком танцует какой-то удивительный танец, полы ее длинного белого платья постоянно легко взлетают в воздух, и тогда Назгуль похожа на какую-то сказочную птицу.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ФЕСТИВАЛЬ

«Абсолютно удивительная публика была на этих концертах. Все музыканты отмечают, что это очень искренняя и резонирующая публика. Очень часто на фестивалях присутствуют профессиональные зрители, которая читают партитуры, готовятся, но не всегда возникает такой резонанс. А у нас публика, возможно, не такая профессиональная, но искренняя. Здесь постоянно происходила живая история», — говорит соорганизатор Bouquet Kyiv Stage Евгений Уткин.

Организаторы рассказывают, что Bouquet Kyiv Stage уже перерос рамки фестиваля. С осени его логическим и живым продолжениям станут события в Доме «Мастер Класс». Это должен быть единственный непрерывный процесс, отмечают они.

«В крупных городах между людьми всегда есть дистанция, мы же пытаемся заполнить это пространство искусством», —  говорит Ирина Буданская.

В целом, за 11 дней фестиваля состоялось более 70 событий, из которых — 30 концертов самой качественной разножанровой музыки. Более 70 украинских кинокартин показали в рамках «Кинобукета». Более 350 участников из разных стран: Австрии, Норвегии,  Израиля, Франции, Германии, США. Сразу пять украинских оркестров выступили на открытой сцене.

«Киев возвращается на культурную карту мира», — подытоживает Евгений Уткин.

МОЕ МЕСТО СИЛЫ

В последний день фестиваля ты понимаешь, что уже знаком со многими его посетителями. С кем-то ты рядом сидел на концерте, с другими — пил кофе, еще с кем-то принимал участие в мастер-классах или дискутировал на темы, озвученные в беседах под ясенем. Тебя уже узнают охранники «Софии Киевской», а ты знаешь их по именами.

После концерта-закрытия задерживаюсь под одной из огромных лип. Ловлю себя на том, что постоянно киваю кому-то или машу рукой. Ночная августовская София завораживает. Смотришь на нее и перехватывает дух. Когда уже еду домой, замечаю на рюкзаке желтый липовый листок. Идеальной формы. Прячу его в книгу. Когда-то я так же, в книге, везла из Индии лист дерева Бодги. Именно под таким деревом принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Я подняла тогда с земли листок, потому что мне было хорошо и спокойно во дворе того монастыря. Но вот я наконец почувствовала, что мое место силы значительно ближе, оно — рядом. И оно — живое.

Мария СЕМЕНЧЕНКО. Фото — Виталия Мариаша
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ