Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Натали БЭЙ: «Против времени бороться невозможно, но важно — не останавливаться!»

22 декабря, 21:06
НАТАЛИ БЭЙ: МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ АНГЛОСАКСОНСКИЙ МЕТОД, КОГДА АКТЕР ИГРАЕТ И В ТЕАТРЕ, И В КИНО, И НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. АРТИСТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯ ИЗ ОДНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДРУГОЕ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Компания «Артхаус Трафик» подготовила замечательный подарок украинским киноманам — букет фильмов Каннского фестиваля и встречу со звездами французского кино. Яркое свечение этому «млечному кинопути» обеспечила неподражаемая Натали Бэй.

Эффектно возникнув на большом экране в 1972 году второстепенной, но не второсортной ролью в комедии «Фостин и прекрасное лето», актриса обратила на себя внимание самого Трюффо. Бэй сыграла роль второго плана и в его «Американской ночи», а затем заглавную роль Сесиль в «Зеленой комнате». Неоднократная обладательница самых престижных премий и фестивалей, Натали неустанно пополняла свой творческий опыт сотрудничеством с такими режиссерами, как Жан-Люк Годар, Бертран Блие, Тони Маршалл и Стивен Спилберг. Работа с мэтрами никогда не мешала актрисе экспериментировать с дебютантами, которых она всегда готова поддерживать.

«Я СВОБОДНА В СВОЕЙ ПРОФЕССИИ»

— Натали, вы прожили долгую жизнь в кино, пройдя разные этапы у разных режиссеров. При профессии, когда тебя постоянно выбирают, вы считаете себя состоявшейся и преуспевающей актрисой?

— Было бы очень несправедливо с моей стороны, если бы я сказала, что как-то не удовлетворена или неудачлива в своей профессиональной жизни. Мне очень повезло работать с такими режиссерами высочайшего класса, как Трюффо, Годар, именно с них и началась моя карьера в кино, они создали для меня определенный фундамент, базу. Труднее тем, кому поначалу приходится работать с более посредственными режиссерами, потом с теми, у которых более высокий уровень, — тяжелее, а мне как раз выпало такое счастье. С другой стороны, я свободна в своей профессии, но эта свобода — не столько продукт какого-то везения или удачи, сколько то, что я заработала для себя определенной строгостью. Танец, из которого я пришла в кинематограф, приучил меня к дисциплине и строгости, поэтому в своей работе я никогда не стремилась хвататься за разные проекты, чтобы заработать денег побольше. Иногда, когда подолгу не было интересных предложений, могла ждать месяц, а то и дольше, чтобы дождаться такого проекта, который действительно был стоящим и способствовал моему росту. Только благодаря известной строгости можно иметь роскошь выбирать то, что тебя интересует больше всего. Я никогда не шла на компромиссы, уступки. И общим знаменателем режиссеров, с которыми мне довелось работать, оказывался их талант. Для меня это — самый главный критерий.

— Судя по телефильму «Пять портретов Натали Бэй», который был представлен украинскому зрителю в программе «Уик-енд в Каннах», вы с удовольствием пробуете себя в разных амплуа — вы не утратили ощущение радости от работы, желания играть. Выбирая роли, определяете планку таланта или же, если внутри сюжета что-то неинтересно, вы можете от этого отказаться?

— Первая небольшая ремарка — действительно, это телевизионный фильм, но он показывался и в Каннах, с тем чтобы пяти режиссерам-дебютантам дать дорогу в жизнь... Я родилась в семье артистов, и мне привили определенные основы понимания того, что такое искусство: родители с детства говорили, что в искусстве очень важно сохранять желание заниматься творчеством, а также сохранять свободу выбора. Для меня принципиально важно поддерживать в себе желание играть, исполнять роли, встречаться с чем-либо новым, новыми людьми. Этот проект — пять разных режиссеров — с одной стороны, дал возможность помочь молодым режиссерам проявиться и реализоваться, а с другой — раскрыть в них то, чем когда-нибудь потом даже я смогу гордиться: ведь я стояла у истоков их творчества. Я всегда готова погружаться в совершенно новые пространства, миры — и при этом находить новые грани своей личности. Всегда работаю с режиссером до начала съемок: прорабатываю сценарий очень подробно, задаю разные вопросы, предлагаю что-нибудь, чтобы не терять потом времени на съемках. Так происходит и с более известными, и с начинающими режиссерами. Это мой основной принцип максимальной подготовленности к каким-то переменам до начала съемок.

«НЕ ТАК СТРАШНО НАЧИНАТЬ С МАЛОГО»

— Вам самой никогда не хотелось выйти за пределы вашей профессии и попробовать себя, к примеру, в качестве режиссера, сценариста?

— Да, мне долгое время хотелось попробовать себя в качестве режиссера — может быть, сначала снять короткометражный фильм, а потом уже полнометражный, чтобы меньше рисковать. Не так страшно начинать с малого. Но мне внушала страх такая перспектива — я боялась, что потом меня попросят больше не играть, то есть меня уже будут воспринимать как режиссера. А ведь мне настолько важно играть, для меня актерская работа жизненно необходима, боюсь с ней расстаться...

— Вы пришли в кино из театра, пусть из балета, но все равно это театр. Другая система взаимоотношений с миром, со зрителем. Сегодня для вас важно выходить из-за камеры на сцену?

— Я регулярно возвращаюсь в театр, это очень важно, не менее важно, чем раньше, когда я думала, что буду заниматься только театром, — и иногда, раз в три или пять лет, играю в театральной постановке, смотря по тому, насколько я занята и каким временем располагаю. Получаю от этого огромное удовольствие. Мне очень нравится англосаксонский метод, когда актер играет и в театре, и в кино, и на телевидении. Артист должен быть способен переключаться из одного пространства в другое. Когда играю в театре, для меня крайне важно, чтобы пьеса, в которой я играю, увлекала настолько, чтобы я каждый вечер могла выходить ее играть.

— Вы говорите, что в жизни вас меньше интересуют музеи, потому что это прошлое, как бы неживое для вас, то, чего уже нет, а вам интересен сегодняшний ритм жизни — улица, маркет, еще какие-нибудь реалии современной жизни. Какова тематика ваших театральных, литературных предпочтений?

— Играю очень разное, люблю и то, и другое. Играла и Чехова «Три сестры», и Мальро, а последняя пьеса, в которой я играла, — норвежского современного автора Юна Фоссе. Так что могу переходить из одного поля в другое, не могу сказать, что предпочитаю что-либо именно по признаку времени. Скорее, люблю качественную литературу. И старые произведения бывают плохими, и новые. Вопрос в качестве. Шатобриана читаю и современную литературу — зарубежную и французскую, главное, чтобы она была хорошей.

«ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ, НЕ ДЕЛАТЬ ПАУЗ»

— В кино вашими «крестными отцами» были такие мэтры, как Трюффо, Годар, а кто из театральных режиссеров, в чьих проектах вы участвовали, запомнился вам больше всего?

— Должна признать, что в кино, наверное, больше избалована встречами с сильными режиссерами, чем в театре. Хотя встречались в жизни такие личности, о которых невозможно не вспоминать. Это румынский театральный режиссер Лучан Пентилье, и еще молодой режиссер Жиль Коэн. А вообще часто бывало, что пьесу больше поднимала труппа, актерский состав, нежели режиссер. Например, в постановке Мальро «Лживые признания» режиссер был недостаточно силен, и именно сама труппа обеспечила качество. На высоте оказались актеры.

— Вы работали с очень разными партнерами — кто из них повлиял на вас больше остальных, кто оставил настолько яркое впечатление, что вы можете сказать: после этого я стала иначе играть или стала другой?

— Есть актер, с которым я начинала вместе в театре. Он был неизвестен тогда, я — тоже. Это Жерар Депардье. Мы работали в четырех или пяти фильмах, сейчас будет сниматься шестой. Он очень мощный, прекрасный актер и очень умный. Не в интеллектуальном плане, а в плане какого-то ума, который исходит изнутри. Не знаю, что это — интуиция, внутреннее чутье. У нас с ним какая-то очень сходная манера восприятия, когда можно ничего не объяснять друг другу, мы на одной волне. Мы очень близки духовно и за работой как будто забываем о ней, о технических деталях, абсолютно сосредоточены на настоящем моменте, и между нами какая-то очень непосредственная, интуитивная связь, необъяснимая, очень внутренняя, телесная.

— Можно попросить вас рассказать подробнее о вашей новой совместной работе?

— Это будет комедия. Еще не все детали решены, но очень надеемся, что съемки состоятся в Африке, в Габоне. Сюжет заключается в том, что две семьи едут в Африку искать потерявшегося там ребенка — от моего мужа и чужой жены. У них была любовная связь, получился ребенок. И вот эти две семьи едут на поиски этого ребенка, который где-то там потерялся, а моя героиня, Натали, и знать об этом не желает — в общем, это будет что-то очень забавное и искрометное.

— Вы по характеру — человек открытый, светлый, но актерская, тем более женская, жизнь состоит из неких этапов. Иногда даже мы сами не видим этого в зеркале — нам напоминают, что пора-де переходить в другую категорию, сейчас пора играть другие роли. Как вы проходили эти этапы — мне кажется, что у вас их просто не было?

— Очень важно для актрисы, когда она переходит из одного возраста в другой, из одной категории в другую, продолжать работать, не делать пауз, остановок, потому что если ты останавливаешься и происходит какое-то провисание, именно тогда тебя начинает тяготить вопрос возраста. Наверное, самый трудный период — чуть после сорока, кода действительно может произойти перелом, и очень важно не теряться в этот момент. Еще должна сказать, что Франция очень верна своим актерам и актрисам и очень верна своему кино. Франция и Индия — это, пожалуй, две страны, которые по-настоящему любят свое национальное кино. Когда-то Мерил Стрип вручала мне «Сезар», а несколько лет спустя я вручала эту почетную награду Мерил Стрип — это было лет десять назад. Мы с ней говорили на тему возраста, потому что тогда она переживала из-за того, что стала намного меньше работать в связи с возрастом, она интересовалась, как у меня с этим дела. Мы славно побеседовали по душам. Затем у нее карьера снова круто пошла вверх, ведь она прекрасная актриса, и начала сниматься уже в новых амплуа. Мы пришли тогда к такому выводу, что, конечно, против времени бороться невозможно, но очень важно не останавливаться. Меня, в общем-то, не смущает, что вначале я играла молодых девушек, потом постарше, постарше и постарше... На своем творческом пути я встречала актрис, которые играли в очень почтенном возрасте: Жизель Казацю, ей было 96 лет, а она продолжала играть, и еще — Даниель Дарье, которая играла в полную силу в 88...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать