Мы все еще спасаем дистрофию тел, а прогрессирующая дистрофия душ - нам безразлична
Василий Стус, украинский поэт, переводчик, прозаик, литературовед, правозащитник, представитель культурного движения шестидесятников, Герой Украины

«Навигатор» направит?

Театр на Подоле исследует проблему детских страхов, которые перерастают во взрослые комплексы
24 сентября, 2020 - 10:10
МАКСИМ МАКСИМЮК ( АКРБА) И АРТЕМ МЯУС (РОСТОМ) В СПЕКТАКЛЕ «НАВИГАТОР» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ НА ПОДОЛЕ

На осенних премьерах, которые осторожненько начали выпускать столичные театры, царит особая аура.  Соскучившиеся по живым спектаклям театралы возвышенно ступают в театральный холл — до карантина немало зрителей вбегали едва ли не в последний момент, на ходу снимая верхнюю одежду, — автоматически протягивают руку для измерения температуры, улыбаются друг другу под масками и с готовностью ныряют в приятные «передпремьерные»  интерьерные волнения, настраиваясь на интересный, позитивный, а главное — реальный, а не онлайн, театральный вечер.  А уже через несколько минут этот подъем сменится размышлениями, переживаниями, а для особо впечатлительных — даже предательской слезой, которая тихо покатится под маску...

Во время премьеры спектакля «Навигатор» поводов для таких слез было несколько.  Исследовать, почему и как человек не может найти себя, попытаться понять, почему кто-то становится режиссером своей судьбы, а для кого-то и амплуа статиста за счастье — Тамара Трунова для этого спектакля задекларировала несколько сверхважных задач.  Хотя, по большому счету, пьеса грузинского драматурга Лаши Бугадзе относится к категории историй о маленьких людях, и ответы на поставленные в этом спектакле вопросы вроде бы давно известны: герою критически не хватало мотивации, решимости, здорового авантюризма, душевного ресурса....  Но здесь задача возведена в квадрат, ведь фиаско Ростома (Артем Мяус) нужно было проанализировать в контексте как психологическом, так и политическом.  Когда-то в детстве этот ныне сорокалетний мужчина держался, как он сам признается, за мамину юбку, а затем, оставив эту самую юбку, мама ушла из семьи.  Сейчас же в стране Ростома война, и на его детские страхи накладывается вполне осознанное волнение за свое завтра.  Дома его ждет немощный отец-пессимист, от которого вряд ли стоит надеяться на поддержку.  Что остается?  Любовь... Но и здесь Ростома обречен на поражение: ему просто показалось, что Клара (Елена Свирская) с волосами цвета лаванды однажды как-то по-особенному на него посмотрела.  Ему просто показалось, на самом деле она предлагает остаться друзьями... Буквы ее имени застыли, разбросанные на дальних недоступных холмах, устланных лавандовым цветом (художник — Мария Погребняк).  Единственный, кто остается рядом, навигатор... Слева, справа, прямо — монотонные советы, к которым привыкло большинство современных водителей, привыкнув путешествовать вместе с этим гаджетом.  Одинокий и отчаявшийся Ростом услышал в голосе навигатора именно те слова и интонации, которых ему не хватало всю жизнь.

Центральным элементом декорации в спектакле является прозрачный лифт, правда, горизонтальный и движется не вверх, а вдоль сцены.  Порой кажется, что эта коробка напоминает саму жизнь героя: тесно, душно, неуютно, у всех на виду, направление — не изменить... Но он решается развесить в этом параллелепипеде-акваруиме флажки разных стран.  Трогательная сцена спектакля, во время которой звучит известная песня группы «Скрябин» «Мовчати» на грузинский лад...

Тамара Трунова называет свой спектакль постковидным.  К сожалению, пока приставка «пост» в этом определении выглядит довольно условно.  Но жизнь продолжается, и, как учил героя навигатор голосом Риммы Зюбиной, не стоит копать глубоко.  По крайней мере, уметь себя вовремя сдерживать.

Следующие показы спектакля состоятся 9 и 16 октября.

Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ