Не знать истории - значит всегда быть ребёнком.
Цицерон, древнеримский политический деятель, выдающийся оратор, философ и литератор

«Нельзя идти путем варваров»

Виктор Коновал, глава Киевской организации Национального союза художников Украины о традициях и новых временах
8 ноября, 2019 - 11:23
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Напомним, что Киевская организация национального союза художников Украины (КОНСХУ) — общественная организация, была основана в 1969 году. В настоящее время ее членами являются около 1500 профессиональных художников и искусствоведов.

КОНСХУ имеет 9 секций: живописную, графическую, скульптурную, декоративно-прикладного искусства, монументально-декоративного искусства, критики и искусствоведения, плаката и графического дизайна, театра, кино и телевидения, художественного проектирования и оформления. О сегодняшней жизни этой творческой организации    — наш разговор с главой Киевской организации Национального союза художников Украины  Виктором Ивановичем КОНОВАЛОМ:

— На протяжении многих десятилетий наш Союз считался организацией, которая объединяла выдающихся художников нашей страны. Знаете, в советское время хотя приветствовалась и идеологическая составляющая, но нужно отметить, что уровень финансовой поддержки государства был достаточно мощным, а для художника это было важно, потому что художник, получив заказ, мог вдохновенно работать над своим проектом. Сегодня государство отстранилось от художников, и Союз выживает, как может. Хотя у скульпторов есть возможность предложить свои новые работы, в частности памятники, если мастер прошел конкурс. Кстати, в обсуждениях принимает участие и общественность.  Сегодня скульптура  является частью изобразительного искусства, которая осталась в коммуникации. Очень редко, как правило перед выборами, некоторые партии обращаются к плакатистам с предложениями создать какие-то работы. Монументальная секция исключительно работает в плоскости сакрального искусства (росписи храмов), а живописцы — в свободном «плавании» и сами ищут частных любителей или коллекционеров, создавая свои полотна.

* * *

Проблем есть немало, но к кому сегодня апеллировать? Напомню, что согласно постановлению Кабмина № 829 от 2 сентября Министерство информационной политики Украины превращается в Министерство культуры, молодежи и спорта Украины (МКМС), а Министерство культуры и Министерство молодежи и спорта — ликвидируются.  Пока не чувствуется, что новый глава ведомства Владимир Бородянский заботится о творческих союзах. Хотя нам обещают, что МКМС начнет функционировать по новой модели до 1 января 2020 года и будет отвечать за разные области общественной жизни. Я не поленился и внимательно почитал, что же в приоритете: искусство и креатив (театр, музыка, кино, книги, библиотеки, цирк, художественное образование); культурное наследие (охрана и учет культурного наследия, музеи, заповедники); спорт (массовый спорт и спорт высоких достижений); медиа и информационная безопасность (медиа, информационная безопасность и противодействие информационной агрессии); благотворительность и волонтерство (благотворительность, волонтерство, меценатство); религиозная и этнонациональная политика (религия, государственный язык, культурная интеграция национальных меньшинств); гуманитарная и информационная политика ТОТ (культурная и информационная реинтеграция временно оккупированных территорий); молодежная политика (привлечение молодежи) и туризм (развитие мест тяготения, промоция внутреннего и внешнего туризма). А где в этой новой модели изобразительное искусство? Люди, которые много лет создавали художественные произведения, сегодня оказались на обочине. Хорошо, что будут заниматься музеями, которые должны хранить для потомков наследие, а как же художники, которые сейчас живут и творят? Галерей (официальных, зарегистрированных) очень мало. Например, в Киеве их можно сосчитать на пальцах одной руки!

* * *

Сегодня у действующей власти анонсируется «идея» ликвидации творческих союзов. Она вовсе не нова. При каденции Януковича,  в 2011 г. Анна Герман, когда была советником по гуманитарным и общественно-политическим вопросам администрации президента, тоже лоббировала проект. Она говорила, что национальные союзы отжили свое и необходимо создавать новые творческие союзы, в которые входили бы независимые творческие деятели. По ее мнению, предыдущая политика в гуманитарной сфере «была лишь пудрой, макияжем», и что «нужно строить гуманитарную политику в Украине с чистого листа». Даже разработали концепцию новой гуманитарной политики, которую должны были утвердить в Верховной Раде. Тогда эти «маниловские прожекты» не были реализованы. И вот теперь новое наступление на творческие союзы.  «Разработчики» идеи отмечают, что вопрос существования или несуществования творческих союзов в Украине упирается в наследие советского периода, союзное недвижимое имущество, квадратные метры зданий и земельных участков, производственные мощности, которыми они владеют. Поддержка государством культурных организаций заключается в том, чтобы их частично содержать, никоим образом не стимулируя к более активному творческому процессу, обменам в художественной среде, интеграции в европейское культурное пространство и т.п. Знаете, лозунги у нас научились говорить, но рубить под корень  — не метод. Пока конкретная разработка форм «реформирования» или ликвидации не разработана, как реализовывать такие новации, а главное пойдут ли они на пользу? Есть опыт европейских государств, и там художники имеют возможность реализовывать свои творческие идеи, презентуя работы в многочисленных галереях.

А что с музеями? У нас в последние годы работы художников-современников не представлены в коллекциях. Государство не выделяет средства на пополнение экспозиций. А если и бывают какие-то одиночные случаи, то это мизер! То, что приобрели раньше, — хранят, а работы тех, кто работает на творческой ниве в настоящий момент — не увидишь. Что делать тем художникам, которые хотят представить свои картины или скульптуры? Сегодня художники выживают. Пенсии не получают, потому что формула, по которой считали до 2000 года (когда художник выставлял свои работы на всеукраинских выставках и это входило в пенсионный стаж и из этого платился налог в пенсионный фонд), в настоящее время этого уже нет. Поэтому нужно искать подработки или где-то еще работать (например, педагогом, но не все могут быть учителями и наставниками). Чтобы создать картину, живописцу нужно купить полотно, подрамник, краски. И не факт, что удастся продать свое произведение.

* * *

Считаю, что в плоскости государственной ответственности должна быть структура, которая бы отстаивала творческие вопросы художников. Хотя сейчас есть такие формы поощрения, как, например, президентская стипендия или гранд, Премия «Киев» им. С.Шишко, которая  основана в 2001 году для отмечания и популяризации лучших достижений художников Киевской городской государственной администрацией совместно с Координационным советом национальных творческих союзов Украины. В феврале группу художников наградили, а теперь уже звучат призывы, что премию нужно... ликвидировать, потому что денег нет.

На протяжении последних лет наш Союз выживает и это при том, что в наших рядах люди, которые являются гордостью не только столицы, но и государства! Нас упрекают, что мы структура тоталитарного периода. Я считаю, что нужно знать свою историю, уважать традиции, давать возможность творческим людям реализовать свои мечты, идеи. Да, время изменилось, и мы шагаем вперед, но то, что было хорошо, не отбрасываем. К 50-летию КОНСХУ выпустили большой альбом, где представили авторов, работы которых уже стали украшением и произведениями искусства Украины и художников, которые прославили нашу организацию. Их произведения находятся в музеях, частных коллекциях мира. Здесь, что не фамилия — то история! Показаны знаковые произведения разных жанров: живопись, графика, скульптура, плакат, декоративное искусство. В разные времена членами нашего Союза были выдающиеся художники, которые сделали славу украинскому искусству: Татьяна Яблонская, Иван Кавалеридзе, Михаил Дерегус, Георгий Якутович, Сергей Шишко, Николай Стороженко, Василий Бородай, Вадим Одайник, Валентин Зноба, Галина Кольченко, Борис Довгань, Юрий Рубан, Владимир и Алексей Чепелики, и этот список можно долго продолжать. То есть лучшие представители с 1969 г. (времени основания Киевского отделения НСХУ) и по настоящее время. Поэтому представителям власти, которые сегодня строят светлое будущее Украины, нужно уважительно относиться к наследию, поскольку мы уже проходили, когда уничтожались произведения. Нельзя идти путем варваров. Давайте ценить мастеров разного возраста и давать им возможность творческих экспериментов.

* * *

Фотовыставка «Дня» — это уже событие, которого ждут, так как многие работы — это высший класс профессиональных фотомастеров, которые демонстрируют вкус и острый взгляд, умеют фиксировать события настоящего. Этот вернисаж побуждает к анализу увиденного, а главное — показана жизнь без ретуши. «День» является одним из тех изданий, которому доверяешь. Газета познавательная, насыщенная информационно, ваше издание активно обсуждают, часто цитируют, а многие авторы — авторитетные личности, слово которых важно и ценно. Вы высоко подняли профессиональную планку, и желаю ее  крепко держать, расширяя армию читателей.

СПРАВКА «Дня»

Виктор Иванович  Коновал (14. 09. 1964, Киев) — скульптор. Учился  в художественной студии В.Зарецкого, закончил Украинскую академию искусства (1993; преподаватели: О.Кривонос, В.Сергеев, А.Чебыкин), учился в Мюнхенской академии искусств (1993—1994  гг.). Работал художником-декоратором в Киевском детском музыкальном театре. С 2013 г. — глава Киевской организации НСХУ. Участник городских, всеукраинских, зарубежных художественных выставок. Персональные вернисажи проходили  в Эдинбурге (Великобритания, 1996), Киеве (2001). Основная отрасль — скульптура малой пластики. Использует гипс, стекло, шамот, гранит, бронзу, мрамор, дерево. Для творчества художника характерны исследования пластических форм. Сначала создавал аскетические абстрактные формы; впоследствии в работах появился мощный эмоциональный заряд (ирония, лиризм, юмор). Среди работ — образы замечтавшихся панночек, серьезные Амуры, импозантные кавалеры, антропоморфные бытовые предметы.

Знаковые произведения: «Казак» (1996), «Ощущение пространства», «Одинокая» (оба — 1997), «Легкость чувств» (1998), «Странствующий крестьянин» (2000), «Последние новости», «Женщина с косой», «Женщина с граблями» (все — 2008), «Фигура с коромыслом», «На качелях», «Танец», «Модель» (все — 2009).

Татьяна ПОЛИЩУК, «День», иллюстрации предоставлены Виктором Коновалом
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ