Если человек не встанет с колен, то недалеко он сможет пройти.
Иван Драч, украинский поэт, переводчик, киносценарист, драматург, государственный и общественный деятель

NEXT и другие

Андрей ЗВЕРЕВ: «Я — менеджер, не требующий дополнительного управления»
22 декабря, 2016 - 13:07
ФОТО MEDIANANNY.COM
АНДРЕЙ ЗВЕРЕВ
АНДРЕЙ ЗВЕРЕВ

Начинающий кинопродюсер – о проектах Одесской киностудии, III Международном детском кинофестивале NEXT и новогоднем желании

«ПРОДЮСЕРСКИЙ  ЦЕНТР – РЕАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДИИ»

- Андрей,  полтора года назад мы говорили с вами (как с директором предприятия) о планах по возрождению Одесской киностудии. Тогда вы сказали, что достигнув определенных результатов,  хотите научиться профессионально продюсировать фильмы, поскольку  заражены магией кино. Насколько я знаю, сегодня уже существует продюсерский центр, учредителем которого являетесь вы. Нет ли здесь конфликта интересов –  организатор кинопроизводства и глава продюсерского центра в одном лице?

- Продюсерский центр был создан два года назад как инструмент привлечения проектов на Одесскую киностудию.  Потому, когда продюсерский центр вкладывает средства в кинопроекты, которые производятся на студии или в ко-продукции с другими партнерами, это правильно. Это поддержка студии.

Например, только за прошедший год мы сняли совместно с «Инсайт Медиа» (продюсер – Владимир Филиппов) три проекта. Причем, Одесская киностудия выступала уже не только как производственная база, но как полноправный партнер, что для нас очень важно. Это – фильм по роману Андрея Кокотюхи «Червоний» (режиссер – Заза Буадзе), картина «Терези» о Тарасе Григорьевиче Шевченко, съемки которой недавно закончились (режиссер – Александр Денисенко), и «Операция «Маркони» (или «Зрадник»). Режиссером-постановщиком последнего проекта был американский режиссер. Я всегда мечтал сотрудничать с профессионалами из других стран, чтобы можно было изучать успешный зарубежный опыт не только в теории, но и реально – на съемочной площадке.

Кроме того, завершена работа над 4-серийным телефильмом «Воскресная песня» (продюсер – Ольга Неверко). Это добрая мелодрама,  которые так любят  телезрители. Сродни сериалу «Редкая группа крови», где я, кстати, даже снимался! (Смеется) Это не первый мой актерский опыт – был уже и совладельцем компании, и ректором университета… Он тоже оказался  полезным для меня как продюсера –  я прикоснулся к  одной из профессий в кино. Что касается сугубо продюсерских навыков, кое-что «подсматриваю», наблюдая за работой  мэтров.

«МЫ НАУЧИЛИСЬ ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ  И  ОТДАВАТЬ ДОЛГИ»

Управление киностудией – это хозяйственная деятельность, которая на сегодняшний день мне абсолютно понятна. Мы доказали, что если на студии что-то снимается, значит, здесь можно продолжать кинопроизводство. Напомню, какие планы я себе ставил, когда начал руководить предприятием.

Первый шаг: сделать так, чтобы киностудия научилась зарабатывать сама, и перестала жить только за счет акционеров. Это произошло – мы отдали все внешние долги. Внутренние (средства, которые вкладывали акционеры) еще остались, но уже весь прошедший год мы их регулярно возвращали.

 Второй этап: восстановление инфраструктуры – понятно, для того, чтобы на студии началась нормальная работа, нужно было иметь действующие павильоны, разобраться с техникой, докупить то, чего не хватает. Например, современные  съемочно-осветительные приборы.

Третья цель, которую я себе ставил, изучив рынок и поняв, что качественное кино (на данном этапе)  возможно при партнерских отношениях с другими производителями – снимать в ко-продукции. Так работает вся Европа. Да весь мир, собственно. Сейчас, по большому счету,  лишь несколько голливудских  студий могут позволить себе  делать  проекты без  привлечения других компаний.

И четвертый, финальный этап: это выход на собственное производство. Чтобы понять, что Одесская киностудия сильна сегодня не только техническим персоналом, но у нее есть и творческий потенциал, мы решили на деньги продюсерского центра снять пилот  «Память солнца». Сделали, смонтировали – увидели, что можем. И в настоящий момент продвигаем еще несколько проектов.

- Пока секрет?

- Нет, об одном  могу рассказать. Фильм называется «Доктор».  Сценарий написал Константин  Коновалов  на основе  реальной истории, которая произошла во время Второй мировой войны. В картине почти 50 процентов экранного времени занимает сюжет, случившийся  на территории Турецкой Республики. Мы нашли там партнеров, на прошлой неделе летали  к ним, встречались с коллегами из продюсерских центров и главой Госкино Турции. Фильм драматический, сценарий всем нравится, но у нас разные культурные коды, поэтому снимать в Турции будут  и Константин Коновалов, и турецкий со-режиссер.

Совместное производство с другой страной – это очень ответственно. Я  понимаю степень этой ответственности, но  не боюсь ошибаться - скорее боюсь не делать выводов из ошибок. Если говорить банально, то не ошибается только тот, кто ничего не делает. Мне в этом отношении очень импонирует Александр Роднянский.

- Но Роднянский работает не в нашей стране, а какими качествами должен обладать продюсер, чтобы добиться успеха  в современной Украине?

- Главное, быть смелым, порядочным и  трудолюбивым. Когда я впервые побывал на студии FILM.UA, спросил у продюсера Сергея  Созановского, как ему удалось ее построить?  В ответ услышал:   «Самым важным было собрать команду профессионалов и четко выполнять взятые  на себя обязательства».

«МЕЧТАЮ  СНИМАТЬ ПРОСТОЕ И ЧЕЛОВЕЧНОЕ  КИНО»

- Замечательный пример. А вы не хотите также перепрофилировать Одесскую киностудию и заняться производством телесериалов?

- Давайте смотреть правде в глаза. Основной рынок медиа-контента  – телевидение.  Отечественные телеканалы   переживают сегодня  не лучшие времена. На телевидении важны рейтинги – это общеизвестно. Например, Александр Ткаченко, купив турецкий сериал «Золотой век», попал в «десятку». Рейтинги канала взлетели. А последующие сериалы той же страны успеха не имели – смотрели их плохо. Это игра. Неизвестно, купят у тебя телепродукт  или нет, «пойдет» он или провалится… Кино –  не чистое творчество, но и серьезный бизнес, который должен приносить прибыль. Я хочу заниматься не только сериалами, но и полным метром для кинопроката.

 Мечтаю, чтобы на Одесской студии снимались картины о простых человеческих отношениях – о мужчине и женщине, об отцах и детях, любви и ненависти, жизни и смерти. У меня есть сценарий, который не отпускает. Живут мужчина и женщина своей жизнью. Но один раз в году они встречаются в одном и том же месте, в одно и то же время, и у них чувство… Надеюсь, когда-нибудь зрители увидят  такой фильм на экране. Присматриваюсь к рынку детского кино, потому что эта ниша пустует.

- Но  ниша глубока, в нее можно и упасть.

- (Улыбается) Я не боюсь ошибаться, помните? Всю жизнь стремлюсь быть менеджером, не требующим дополнительного управления. Сам формулирую  задачу, сам ставлю ее себе, и сам выполняю.  Вы  правильно говорите, фильмы для детей – не коммерческие, их трудно продать, телеканалы не берут, поскольку такие картины нельзя поставить в прайм-тайм. Но детское кино – именно то, на чем в свое время специализировалась Одесская киностудия. И не попробовать возродить ее былой успех было бы неправильно. Это первое.

Второе: как отец я хочу, чтобы мои дети смотрели качественное отечественное и зарубежное кино. Потому как продюсер  организовал детский кинофестиваль, основная цель которого – понять, какие фильмы интересны ребенку, его  главному  зрителю и судье .

Для меня очень важна семья. Горжусь своими дочками: старшая, Катерина, закончила с золотой медалью известную физико-математическую школу № 145 в Киеве, но решила заняться химией, сейчас учится в Канаде. Младшая, Стеша (Стефания) – школьница, победительница различных олимпиад, я очень рад ее успехам. Но это, скорее, заслуга моей жены, последние годы она занимается девочками, потому что семья живет в Киеве, а я – в Одессе. Скучаю по ним, и практически каждые выходные приезжаю домой – 500 километров туда, 500 – обратно. Однако  дорога  меня  не утомляют, потому что заряжаюсь энергией на неделю! Кстати, все мои родные – физики. Папа – доктор физико-математических наук, он был профессором Киевского университета. Тесть – доктор наук, специалист по металлофизике. Жена – кандидат физико-математических наук, брат – радиофизик. Один я – лирик, «белая ворона».

- Не лукавьте, образование у вас совсем не лирическое…

-  У меня два высших образования.

- Экономическое и еще какое?

- Политологическое.  Самое модное (смеется). Философский факультет. Вот там я учился исключительно для души. Мне кажется вообще, что нужно заниматься в жизни только тем, что тебе нравится.

СЮРПРИЗЫ ТРЕТЬЕГО NEXTа

- Следует предположить, что проведение Международного детского кинофестиваля  относится к числу таких занятий? Честно говоря, после всех сложностей первого форума, которые я знаю не понаслышке, поскольку была членом жюри, мне казалось, что  у вас не хватит ни сил, ни желания бежать этот марафон еще и еще…

- Конечно! Доказательство тому - в эти предновогодние дни (с 20 по 22 декабря) в Одессе проходит уже  III  Международный  детский кинофестиваль  NEXT. Действительно, трудностей было немало. Первый фестиваль я называю пилотным.  Мы решили подарить детям праздник, и глава Госкино Филипп Ильенко одобрил нашу инициативу. Второй прошел легче – мы многому научились, в тот раз нас поддержали и одесская мэрия, и  огромное число  неравнодушных людей - педагоги, родители. Третий -  еще более яркий  и праздничный. Нам нельзя опускать  планку: буквально за два дня до открытия кинофестиваль NEXT (в лице его автора и руководителя пресс-службы студии Ольги Щербаковой) получил приз Рейтинга популярности людей и событий Юга Украины «Народное признание – 2016»!

- Поздравляю всю вашу команду! А кто на этот раз помогает проводить кинофестиваль?

- Как всегда, нас поддерживают  Государственное агентство Украины по вопросам кино,  Одесский горсовет и Одесская областная госадминистрация, БФ «Добрый Самарянин», Всемирный клуб одесситов, наш уже постоянный партнер – сеть кинотеатров «Планета Кино». Спасибо его директору Ольге Малышко и многим другим людям.

- Нынешняя программа чем-то отличается от предыдущих?

- Начнем с того, что открытие III NEXTа прошло в Театре музыкальной комедии имени Михаила Водяного – мы расширяем нашу территорию. В зале было  почти 1500  ребят! Такой  праздник  стал возможным благодаря службе по делам детей Одесской областной госадминистрации – это они организовали приезд на фестиваль школьников  из 46  интернатов области, пригласили  200 детей-сирот,  и ребят,  чьи  родители погибли в зоне АТО.

Кинопоказы, как и раньше, проходят в кинозалах Одесской студии    и в сети кинотеатров «Планета Кино».

В программе -  отечественные  и зарубежные кинокартины, рассчитанные на разный возраст. Например,  100 мультфильмов, которые сняты в Украине и не были в широком прокате; аматорское детское кино (фильмы, сделанные  детьми для детей). У нас состоялся спецпоказ «Желтого автобуса» - это киноработы ребят из прифронтовой полосы; ретроспектива фильмов мэтра  украинской анимации  Давида Черкасского.  Большой  интерес традиционно вызывают  творческие встречи и мастер-классы  кинематографистов-участников  III NEXTа  («Как создать анимационный фильм», «Роль грима в кино», «Читаем сценарий», «Актерское мастерство», «Как работать в кадре с животным», «Актерский вокал» и др.)

Абсолютно новый  сегмент фестиваля - программа «Музыка в детском кино». Для участия в ней приехал знаменитый  украинский вокалист Олег Скрипка.

Как обычно, работает два жюри – профессиональное взрослое и детское. Председатель взрослого жюри – актер, режиссер, продюсер Виктор Андриенко. В составе детского жюри – ребята из 12 областей Украины.

И О ЛИЧНОМ

- Когда вы последний раз отдыхали, Андрей?!

- (Смеется) Два года назад, на мое 50-летие, жена вытащила меня в Рим!  До работы на Одесской киностудии я очень много путешествовал, весь мир посмотрел, сейчас не получается…

- Где уютнее всего себя чувствуете?

- Ой, много таких мест! Естественно, Родина. Киев. Чудесен Индийский океан, где следующий берег – Антарктида. Прекрасна Франция. Великолепно ориентируюсь в Вене – могу вас сводить попробовать самый лучший штрудель в Австрии.

- По-моему, я тоже знаю эту знаменитую старинную кондитерскую…

- А где  самый большой шницель в Вене, знаете?

- Увы…

- (Смеется) Вот! А еще – страна, которая меня действительно поразила, - Финляндия! Если есть люди, готовые сегодня жить на Марсе, это - финны! Они умудряются в своей климатической зоне создавать тропики. Реальные тропики под куполом, когда на улице 40-градусный мороз!

- Существует  какое-то новогоднее желание, об исполнении которого можно попросить вслух?

- То, что не могу сделать самостоятельно:  чтобы ангел-хранитель защищал моих девочек.

Ирина Гордейчук, специально для «Дня»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ